Разрушение исторических и моральных ценностей, падение авторитета власти, экономические, социальные, экологические проблемы, с которыми столкнулось российское общество, создают реальную угрозу распада национальной государственности. В школе-интернате I, II видов города Абакан во главу воспитательного процесса поставлено развитие личности, в основе которого лежит формирование гражданско-патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству. В патриотическом и гражданском воспитании педагогический коллектив видит мощный и эффективный потенциал формирования и развития коммуникабельности, деловой и нравственной культуры учащихся. Познание окружающего мира глухим ребенком происходит не так, как слышащим, поэтому и патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности глухого школьника: учебную и внеклассную.
С воспитанниками 5 класса постоянно ведётся работа по формированию активной жизненной позиции, национального самосознания и уважения к истории нашей великой страны. Проводятся торжественные линейки: «Защитникам Родины – славу поем!», «Никто не забыт, ничто не забыто» и другие. Ежегодно ребята участвуют в месячнике военно-патриотической работы, посвященном Дню защитника Отечества, который включает: спортивный праздник, посвященный Дню защитника Отечества; военно-спортивную игру «Вперед, мальчишки!»; изготовление тематических плакатов и детских рисунков по теме «Защитники Отечества». Учителя школы разработали циклы уроков и занятий по темам, на которых дети знакомятся с подвигами нашего народа и величайшими сражениями Великой Отечественной войны. Проводятся месячник «Тяжело в учении – легко в бою» и Неделя солдатской славы, которые включают политминутки, уроки Мужества.
Одна из наиболее интересных и запоминающихся форм работы по патриотическому воспитанию – экскурсии. Воспитанники посещают железнодорожный и краеведческий музеи, музей боевой славы, Вечный огонь. Ежегодно воспитанники школы-интерната бывают в воинской части, где знакомятся с жизнью и бытом военнослужащих, вооружением и боевой техникой, общаются с солдатами и офицерами, поздравляют их концертами.
Я организовала тесное сотрудничество ребят 5 класса I вида с библиотеками нашего города. Они находят и изучают множество материалов о Великой Отечественной войне. Для детей проводим классные часы на темы «Символика России и Хакасии», «Из истории любимой Хакасии», «В честь каких героев названы улицы города Абакан».
Ученикам предлагаются к просмотру (с предварительным и последующим обсуждением, т.к. детям с нарушениями слуха часто не доступно понимание смысла сюжета фильма) художественные фильмы о Великой Отечественной войне: «Зоя», «Мы из будущего», «Горячий снег» «Битва за Москву», «Офицеры» и др. Просмотры проходят с применением звукоусиливающей стационарной аппаратуры.
Для лучшего понимания и осознания всего трагизма и ужаса войны на уроках предлагаются к просмотру фрагменты фильмов о Великой Отечественной Войне, музыкальные и литературные произведения военных лет, а также произведения современных авторов, отражающие единый порыв русского народа в желании победить немецко-фашистских захватчиков и защитить свою Родину. Работа по патриотическому воспитанию продолжают и в слуховом кабинете учителя-дефектологи.
Совместно с учителем русского языка Г.А. Винокуровой я подготовила ученика Сергея Свирко на Всероссийский детско-юношеский литературно-художественный конкурс творческих работ «Я помню! Я горжусь», посвященный 65-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне.
На основе полученных знаний и под впечатлением изученных произведений дети совместно с классным руководителем и музыкальным работником создают музыкально-хореографические композиции, посвященные Великой Отечественной войне, пытаясь донести до зрителя все тяготы войны и гордость поколений за одержанную победу. Выступая на городском фестивале «Утенок» в рамках Марафона детей и юношества «Планета творчества» с концертной программой «Хотим под мирным небом жить» учащиеся нашей школы получили высокую оценку жюри и зрителей. У многих зрителей на глазах наворачивались слёзы во время музыкально-хореографической композиции «Моя Москва». Дети наглядно и образно смогли передать эпизоды войны.
Наши воспитанники увидели и постигли в живом воплощении мудрейшую и в тоже время азбучную истину патриотизма: человек должен помнить долг перед Отечеством.
Наши дети гордятся тем, что живут в такой стране, которая никогда не стояла на коленях перед врагом. Они понимают, что Родину нужно любить и защищать, ведь она у нас одна.
С воспитательным мероприятием «Хотим под мирным небом жить» мы неоднократно выступали перед учениками гимназии, лицея, профессионального училища №5, перед солдатами воинской части №48433 Абакана, в Доме ветеранов.
Ход мероприятия
Открывается занавес. Сцена не освещена.
Прожекторы высвечивают ведущих.
Ведущая: День Победы – праздник, завоеванный в жесточайшей войне, рожденный подвигом всего народа.
Самое страшное слово – война. Мы за мир! Мы не хотим повторения этих страшных событий!
Звучит мелодия «Вставай, страна огромная» Василия Лебедева-Кумача.
Ведущий 1 (в записи): За то, что есть сейчас у нас,
За каждый наш счастливый час,
За то, что солнце светит нам,
Спасибо доблестным солдатам
Ведущий 2: Ещё тогда нас не было на свете,
Когда в военной буре огневой,
Судьбу, решая будущих столетий,
Вы бой вели, священный бой.
Как далеко от нас война,
О ней мы узнаём теперь из книжек.
Блестят у ветеранов ордена,
У прадедов сегодняшних мальчишек.
Ведущий 1: Мы узнаем их в скверах и садах
В дни памяти и в праздничные даты
По блеску в нестареющих глазах.
Они по-прежнему – отважные солдаты.
Как дороги им встречи в Дни побед,
Воспоминанья, крепкие объятья.
Пускай не виделись они по многу лет,
Ведь ветераны – все родные братья.
Солдаты рассаживаются у костра на пеньки.
Звучит мелодия Ф. Шуберта «Грёзы», на ее фоне ее – мелочтение: отрывок из «Баллады о Мише Куприне».
Четвёртые сутки, а выхода нет!
И сил не хватает держаться.
И жалко мальчишке в 14 лет
Вот так вот со всем расставаться.
Воды бы глоточек, один только взгляд
На небо, на рощицы дальние.
– Идёмте, я знаю тропинку в отряд! –
Решает разведчик израненный.
С врагами мальчишка один на один.
«Куда ты ведёшь их, Миша Куприн?».
Ведёт сквозь орешник и ельник…
Родные, знакомые с детства места, Кустарник, болото, дальше мох и вода, Сюда он за клюквой ходил иногда.
Ну вот и пора… Прощайте, держитесь, ребята!
Ну что ты задумал, Миша Куприн?
А Мишка стоял: поворот головы,
В глазах промелькнула усмешка:
Просили в отряд провести, вот кусты,
Бегите, громите, не мешкайте!
Ликуют фашисты, мол, наша взяла
И рвутся сквозь частый кустарник
Но что это? Поле, а там у села
Имеются их же казармы.
В глазах у мальчишки лазоревый свет,
А было мальчишке четырнадцать лет…
На фоне марша «Прощание Славянки» звучит голос в записи.
Ведущий 1: В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов народы Хакасии сражались на фронтах против немецко-фашистских захватчиков. Каждая семья потеряла на полях сражения отца или брата, сестру или мать. 18830 воинов пали на поле брани. 19 тысяч человек награждены орденами и медалями. 20 воинам присвоено звание Героя Советского Союза.
Ведущий 2: Чем ближе враг подходил к Москве, тем быстрее приближалась победа.
Приглушается свет. На сцену выходят участники композиции, на заднем плане появляется плакат с надписью «Смерть фашистским оккупантам!» «Победа будет за нами!», «Отступать некуда, позади Москва!». На экране – бой во время войны. Кадры из фильма «Горячий снег», «Битва за Москву», «Зоя», Парад на Красной площади в 1941 году.
Звучит музыкально-хореографическая композиция «Моя Москва»
В конце третьего куплета – бой курантов. На экране появляется Спасская башня Кремля. Дети замирают в виде «монумента», чтецы возлагают к «монументу» цветы.
Звучит песня «День Победы» Д. Тухманова. На фоне песни – слова ведущих.
Ведущий 2: Победа праздновалась в каждом уголке страны. И каждый житель этого уголка испытывал радость и обретал надежду на светлое будущее, на то, что с окончанием войны все её ужасы останутся в прошлом.
Победой кончилась война, те годы позади.
Горят медали, ордена у многих на груди.
Пусть пушки грозные молчат и пулемёты не строчат,
Пусть будет небо голубым, и солнце яркое над ним!
Ведущий 1: Прошло 66 лет… Шестьдесят пять лет мирного времени.
Ведущий 2: Дети, родившиеся после войны, уже стали взрослыми, у них родились свои дети, и война постепенно уходит в прошлое, становится одной из страниц в учебнике истории.
Ведущий 1: Почему же мы вновь вспоминаем о ней?
Ведущий 2: Нелёгкими были дни испытаний, которые приближали нас к Победе.
Ведущий 3: Это были трудные вёрсты войны.
Ведущий 1: Дорога длиной в 1418 дней.
Выходят младшие школьники.
Первый школьник: Нам нужен мир. Тебе и мне,
И всем на свете детям.
И должен мирным быть рассвет,
Который завтра встретим.
Второй школьник: Нам нужен мир, трава в росе, улыбчивое детство
Нам нужен мир, прекрасный мир, полученный в наследство.
Входят три солдата.
Солдат 1: Шёл солдат по родной земле
Солдат 2: За ним была страна, огромная и великая.
Солдат 3: С ним был народ, самый сильный народ!
Солдат 1: Шли на врага танкисты…
Солдаты (хором): За Родину!
Солдат 2: Уходили в бой корабли, взмывали в небо самолёты…
Солдат 3: Гремели залпы орудий, сражались с врагом партизаны…
Солдат 1: Все, как один, от мала до велика, поднялись на борьбу с фашистскими захватчиками.
Солдаты (хором): За Родину! За Родину! За Родину!
Песня «Нам нужна одна победа» Б. Окуджавы. Жестовое пение.
Выходят школьники.
Ведущий 1: Четыре года продолжалась эта кровопролитная война. Каждый её день уносил сотни и тысячи жизней стариков, женщин, детей.
Ведущий 2: Четыре года люди не спали ночами, прятались от бомбёжек, терпели голод, холод и страдания.
Ведущий 1: Четыре года они приближали победу героическими подвигами на полях сражений и в тылу.
Звучит мелодия песни «Бери шинель, пошли домой…» Музыка затихает, на экране кадры хроники: встреча солдат-победителей и праздничного Парада.
Ведущий 2: Отгремела война, залечила земля свои раны,
Лишь окопов следы кое-где, словно ширмы, видны.
Кто в сраженьях мужал, те сегодня уже ветераны.
И в солдатском строю их места занимают сыны…
Ведущий 1: Ветераны войны, не забыть вам былые походы,
И могилы друзей, и покрытые пеплом поля.
Не забыть никогда гимнастёрок, пропахших от пота,
И фашистских знамён, что бросали под стены Кремля
Ведущий 2: Все: любовь и мечты, наши светлые, мирные планы –
Их бессмертья залог, их победы великий залог.
Великой ценою Победа добыта.
Ведущие (хором): Никто не забыт и ничто не забыто.
Сцена освещается резким миганием света. Звучит фонограмма песни «По берлинской мостовой». Выходят «солдаты» – ученики, одетые в военную форму, и регулировщица с флажками.
Хоровод «Венок Дружбы». Музыка разных народов.
Ведущий 1: Дорогие воины! Спасибо вам за то, что мы живём, растём и радуемся солнышку в мирной стране.
Ведущий 2: Так пусть всегда цветёт страна,
Пускай шумит садами.
Пусть люди смотрят на неё
Влюблёнными глазами!
Исполняется вальс. Музыка стихает, «солдаты» с девушками уходят со сцены.
Выходят на сцену ученики старших классов.
Первый ученик: Мир и дружба всем нужны,
Мир важней всего на свете.
На земле, где нет войны,
Ночью спят спокойно дети.
Второй ученик: Там, где пушки не гремят,
В небе солнце ярко светит.
Нужен мир для всех ребят,
Нужен мир на всей планете!
Третий ученик: Как хорошо, что дружба есть на свете,
Она как воздух нам нужна!
Так пусть шагает дружба по планете!
Пускай как солнце светит нам она!
Песня «Оранжевое солнце», муз. В. Красина, сл. Е. Петренко. Жестовое пение.
1. Мы рисуем разноцветные картинки, мы танцуем под весёлые пластинки.
На вопросы мы всегда найдём ответы. Не нужны нам ваши взрослые советы.
Мы такие, мы друг друга понимаем, мы играем, никого не замечаем
Выше неба, выше солнца улетаем, и ладошки наши к звёздам поднимаем!
Припев: Оранжевое солнце в облаках, оранжевое небо на руках,
Оранжевые песни над землёй, оранжевое счастье нам с тобой!
2. Наши краски ярче красок всех на свете, наши сказки любят взрослые и дети.
Мы сегодня улыбаться будем с вами, всё раскрасим только яркими цветами.
Звучит припев песни «Родина моя» в исполнении Софии Ротару в записи. На сцену выходят два старшеклассника.
Ведущий 1 (в записи): Мир – это главное слово на свете!
Мир – очень нужен нашей планете!
Мир нужен взрослым, мир нужен детям,
Мир нужен всем!
Первый ученик: «Нет!» – заявляем мы, войне, всем злым и чёрным силам…
Должна трава зелёной быть, а небо синим-синим!
Второй ученик: Ты слышишь, друг, звенят ручьи,
Поют на ветках птицы.
На замечательной земле нам повезло родиться!
Елена Синицина, учитель начальных классов, классный руководитель 5 класса I вида (глухие) «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I, II видов» города Абакан, победитель VI конкурса для классных руководителей \”Мудрая сова\”
Приложение
Творческие работы Сергея Свирко, ученика 5 класса, победителя Всероссийского детско-юношеского литературно-художественного конкурса творческих работ «Я помню! Я горжусь».
Мысли вслух
О! Как некстати эта глухота!
Из-за нее мне многое не суждено понять!
Но сердце заполняет доброта,
И чувств своих мне не унять.
Я вижу вещи.
Восторгаюсь красками природы.
И в ужас прихожу от зверств людских.
Ведь это же не люди,
а уроды!..
Смеющиеся девичьи глаза,
Доверчивые детские ручонки…
Чтоб были они счастливы,
Я только «за»,
Чтоб только на катках
Слетали б в снег шапчонки.
И если бы я смог,
То заслонил собою б всех людей,
А вот насильников бы – вмиг к ответу :
Рождал чтоб каждый чистоту идей –
Любой на нашей голубой планете!
Сочинение на тему: «Страшные годы войны – грозные годы блокады»
Мне 15 лет. Юность. Начало жизни. Это пора дружбы, первой любви и пора вопросов, на которые так хочется отыскать ответы.
В силу своего недуга (полная глухота) я поздно научился и читать, и писать. Может быть, именно поэтому у меня такая жажда к познанию. Мне хочется узнать как можно больше.
Читая произведения о войне, пытаюсь понять: что давало мужество, откуда брались силы, чтобы не сломаться, выстоять и победить тем, кто был на фронте, в партизанском отряде, на оккупированной врагом территории, в блокадном Ленинграде…
О том времени много снято фильмов и написано книг. Но есть такие книги, прочитав которые, никогда их не забудешь. Меня потрясла «Блокадная книга» Алеся Адамовича и Даниила Гранина. Эта книга документальная. Она составлена из дневниковых записей, писем и рассказов нескольких сотен человек, живших в блокадном Ленинграде. Сердце моё сжималось от боли, когда я ее читал.
Блокада… Ленинградцы, терпя голод, холод, лишения, прошли через все, но не сдали город. Если забыть все это, мы перестанем быть людьми, потеряем совесть. А такими быть просто нельзя!
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война.
Ведь эта память – наша совесть:
Она, как сила, нам нужна.
Уже в августе 1941 года кольцо блокады плотно сдавило город. Девятьсот долгих, страшных, голодных дней Ленинград был отрезан от Большой земли, и только по радио Россия узнавала, что делается в осажденном городе. Страна должна была знать о нем правду! Немцы, бешено штурмуя город, ежедневно на весь мир кричали о том, что с минуты на минуту Ленинград будет взят… Но жители города верили в то, что «Ленинград никогда не будет фашистским».
В эти трудные дни над городом по радио звучал уверенный голос Анны Андреевны Ахматовой:
Мы знаем, что ныне лежит на весах,
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
В сентябре 1941года начала действовать знаменитая Дорога жизни – так назвали путь через Ладогу по льду зимой, по воде летом. По ней направлялись в город пополнение в войска, боеприпасы, топливо. Но все равно в Ленинграде не хватало хлеба. Начался голод. С 13 ноября 1941 года норма выдачи хлеба населению была снижена. Рабочие и инженерно-технические работники получали по 300 граммов хлеба, а все остальные — по 150.
Через неделю в Ленинград почти совсем перестали поступать продукты, и этот скудный паек пришлось урезать. Население стало получать самую низкую норму за все время блокады — 250 граммов на рабочую карточку и 125 граммов — на все остальные. И хлебом тот блокадный кусочек назвать сложно. Он был серым, черным, почти несъедобным.
Чтобы не умереть от голода, жители ловили грачей, охотились за уцелевшей кошкой или собакой, из домашних аптечек выбирали всё, что можно применить в пищу: касторку, вазелин, глицерин; из столярного клея варили суп, студень.
Зима 1941-1942 годов была очень холодной. Морозы на улице доходили до 30-40 градусов. В домах не работало отопление, не было дров, электричества. Не прекращались бомбежки. Голод косил людей. Люди падали от истощения, просили есть дети. Взрослые, сжимая кулаки, работали у станков.
Да, мы не скроем – в эти дни
Мы ели клей, потом ремни,
Но съев похлебку из ремня,
Вставал к станку упрямый мастер,
Чтобы точить орудий части,
Необходимые войне.
Но он точил, пока рука
Могла производить движенья.
А если падал – у станка,
Как падает солдат в сраженье.
Ребята, глядя на взрослых, делали все, что было в их силах: дежурили на крышах домов, тушили зажигательные бомбы, работали в госпиталях, кололи дрова, приносили пищу тем, кто сам уже не мог ходить. Школьники постарше впрягались в саночки и ездили на Неву за водой. Возить воду приходилось под обстрелом, в дороге вода замерзала, а разогреть было нечем. Ребята знали, что своим трудом помогают городу выстоять.
Скрипят, скрипят по Невскому полозья.
На детских санках, узеньких, смешных,
В кастрюльках воду голубую возят,
Дрова и скарб, умерших и больных…
Так с декабря кочуют горожане
За много верст, в густой туманной мгле,
В глуши слепых, обледеневших зданий,
Отыскивая угол потеплей.
Очень тяжело пришлось тем, кто остался в осажденном городе. Но, несмотря на ужасный голод и лишения, город жил! Ослабевшие жители продолжали ходить на работу, дети старались учиться. В Ленинграде проходили концерты Шостаковича, работали театры, филармония. Мне все это кажется просто невероятным, но так было! В этих нечеловеческих условиях люди старались оставаться людьми.
Многие ленинградцы вели дневники. Из них мы и узнаем, что пришлось пережить их авторам и тем, кто был рядом с ними.
Жила в Ленинграде девочка. Училась в школе, любила родных, читала, дружила, ходила в кино. И все это прервала война. Звали ее Таня Савичева. Короткая жизнь этой девочки потрясла меня. Я уверен, никого не могут оставить равнодушными строчки, написанные Таней в ее блокадном дневнике: «Бабушка умерла 25 января», «Дядя Алеша 10 мая…» «Мама 13 мая в 7.30 утра…», «Умерли все. Осталась одна Таня». На девяти страничках записной книжки запечатлена трагедия большой ленинградской семьи, погибшей от голода. Дневник Тани Савичевой стал известен всему миру. Он является страшным обвинением злодеяниям гитлеровцев. Имя ее стало вечным. В 1980 году ученые одну из малых планет так и назвали – Таня.
27 января 1944 года ленинградцы никогда не забудут! По радио передали сообщение: «Город Ленинград полностью освобождён от вражеской блокады… Граждане Ленинграда! Мужественные и стойкие ленинградцы! Вместе с войсками Ленинградского фронта вы отстояли наш родной город».
Такого дня не видел Ленинград!
Нет, радости подобной не бывало.
Казалось, что все небо грохотало…
Гремел неумолкаемо салют –
Из боевых прославленных орудий.
Смеялись, обнимались люди.
За 900 дней жестокой блокады немцы сбросили на Ленинград 107.000 фугасных и зажигательных бомб, 150.000 тяжелых артиллерийских снарядов.
От бомбежек и артиллерийского обстрела убито 16.747 и ранено 641.803 человек. А сколько умерло на дорогах эвакуации и потом, в тылу.
Для ленинградцев Пискаревское мемориальном кладбище – священное место. Здесь похоронено 470.000 жертв блокады. В центре кладбища возвышается торжественная фигура матери – Родины. За монументом расположена гранитная стена. На граните высечены слова ленинградской поэтессы, блокадницы Ольги Берггольц:
Их имен благородных мы перечислить не сможем,
Так их много под вечной охраной гранита!
Но знай, внимающий этим камням:
Никто не забыт и ничто не забыто!
Ленинград – город-герой. Города становятся героями, если их защищают героические люди. Ленинградцы заслужили право на вечную славу.
История войн не знала такого примера массового героизма, мужества, трудовой и боевой доблести, какую проявили защитники Ленинграда. Я верю, что подвиг ленинградцев никогда не будет забыт.
Мне не придется служить в армии (мешает диагноз), но твердо знаю, что отдам все свои знания, силы и, если потребуется, жизнь, для того, чтобы дети никогда не узнали всех ужасов насилия, холода, голода и всего того, что пережили дети Ленинграда. Я горжусь великой историей России, горжусь тем, что живу в стране, которая никогда не стояла на коленях перед врагом.
Иллюстрации с сайта http://www.bosonogoe.ru и их архива автора
Комментарии