В этом году пятнадцать учителей, вышедших во второй этап конкурса «Учитель года России-2008», стали победителями всероссийского педагогического состязания. Кто они? Сельские и городские педагоги, гуманитарии и технари, молчуны и весельчаки. Как взошли на Олимп? Показали немного, больше выдержки, терпения, оказались чуть собраннее и удачливее, чем друзья по «стае». Каковы дома и на работе? Чтобы понять это, конечно, надо с ними не один пуд соли съесть… Но в наше мобильное время высоких технологий и внеземных Интернет-скоростей знакомство состоится прямо здесь и сейчас.
Елена Володина, учитель русского языка и литературы гимназии №16 города Тюмени, выполняла последнее задание конкурса «Учитель года России-2008» с высокой температурой. «Что делать? Отступать нельзя», – улыбается Елена. Тем более что конкурс стал очень значимым событием в жизни тюменского филолога. 13 лет директор уговаривал ее принять участие в состязании. Почему-то Елене Николаевне казалось, что это шоу, а следовательно, зачем на него тратить время и силы? Но вот решилась и поняла, что не шоу, а огромный труд, прекрасная возможность вырваться из будней школьной жизни, пообщаться с коллегами, рассказать о своем опыте. «Только что я представляла инновационный проект «Профильный класс», в котором работала четыре года, апробировала систему, которая дала шикарные результаты. На выпуске в моем классе оказалось десять победителей, призеров городских, областных олимпиад. Ярчайшие дети, которыми я горжусь». Шаг сделан, и теперь гордиться своим учителем будут дети, коллеги, семья – муж, дочка. А сама Елена Володина считает, что это не финал множества испытаний во время многочисленных конкурсных этапов, а самое начало. «Я чувствую, в моей жизни скоро что-то изменится. Потому что сейчас я стала более публичным человеком, чем раньше. Повышается статус, растет авторитет в городе, области… Ведь на конкурсе я представляла свой регион, а это важная миссия. Я считаю, что все участники – носители традиций и инноваций субъектов Федерации, которые отправили их на конкурс. Это обязывает и заставляет развиваться».
В конкурсной анкете Софья Галян озвучила свое заветное желание: «Здоровье близких людей». Трудность конкурса «Учитель года России-2008» заключалась в том, чтобы сберечь собственное здоровье – участники выдержали как никогда напряженный график. Однако Софья Витальевна работала так, словно не было бессонных ночей и трудных заданий. Филолог гимназии города Нягани Ханты-Мансийского автономного округа по-настоящему блистала на «круглом столе» «Профессиональный стандарт учителя». А еще успевала собирать бесценные крупицы опыта коллег: «Я мало мероприятий пропустила. Была на уроках, все мастер-классы посмотрела. Мне понравились некоторые технологии, мне понравились радостные идеи, например у Екатерины Белоцерковской, которая учила свои коллег делать мыльные пузыри. Казалось бы, пустяк, а столько радости. «Удивляйтесь!» – сказала Катя. Я думаю, эту идею можно использовать как принцип. Мы тут ходим с флешками, все тащим в «гнездо». Потом с этим, конечно, надо будет разбираться, наводить порядок на «складе», чтобы не лежало в сундуках, подобно сокровищам Кощея. Я уже прикидываю: «Вот эта идея, технология мне пригодится, но на своем предмете я претворю ее по-своему…». Это багаж, которого хватит на год минимум. Какие-то идеи должны вылежаться, что-то придет в результате сотрудничества». А близкие? Слава богу, единственная их «хворь» – волнение за супругу и маму. Хотя дети уже взрослые, сын и дочь – студенты, все равно скучают…
Конкурс «Учитель года России-2006» был омрачен отстранением от финала пятнадцати конкурсантов, которые не были на тот момент победителями конкурса в рамках ПНПО и по новым правилам не могли участвовать в последнем этапе состязания «пеликанов». В этом году одна из злополучной «пятнашки» вошла в «пятнашку» победителей Всероссийского конкурса. Для Инги Гуменской эта эпопея стала настоящим испытанием. По признанию Инги Валентиновны, она «тихушница», к тому же болезненно, как большинство из нас, переживает поражения. Учитель экономики и географии лодейнопольской средней школы №2 с углубленным изучением отдельных предметов Ленинградской области очень благодарна своим коллегам за помощь и поддержку. Настолько, что слезы подступают к глазам… «То, что они были рядом, – это просто невероятно!» Грусть еще и оттого, что скоро Инге Гуменской предстоит расставание с любимой школой. Еще до объявления результатов первого тура финала «Учителя года» директор 56-й гимназии, на базе которой прошел конкурс, предложила педагогу работать у нее. Наверное, Майе Борисовне Пильдес стали известны подробности открытого урока Инги Валентиновны – после занятия к конкурсантке подошли дети и хором попросили: «Приходите к нам работать!» «Это лучшая для меня награда», – считает Инга Гуменская.
Говорят, что на «Учителе года» побеждают люди публичные, бесшабашные, которые не боятся с президентами общаться, перед камерой речь держать, – «конкурсные», одним словом. Но вот Ирина Землянская, учитель музыки воронежской средней школы №51 – совсем не такая. Ей на сцену выйти – мука, мастер-класс дать перед публикой – такое волнение, что слова забываются. Почему победила на конкурсе? Потому что учитель замечательный! На своем открытом конкурсном занятии сумела так настроить детей, что они целый детектив по мотивам «Картинок с выставки» Мусоргского сочинили, заговорили, выплеснули эмоции на бумагу в виде ярких, необычных рисунков, почувствовали музыку! Вот так бывает и с «родными» учениками Ирины Юрьевны. Сначала они сторонятся публичных выступлений, а потом музыкальные проекты любимой учительницы так захватывают – от желающих спеть песню на школьном концерте нет отбою. Совсем недавно, 1 сентября, подошли и спрашивают: «А можно мы втроем споем?» «Конечно, можно! У нас ведь шесть микрофонов», – ответила им Ирина. Она признается: «Дети мои не боятся петь со сцены, я их так воспитала, а вот я боюсь с детства…» Наверняка победа на конкурсе прибавит уверенности музыканту из Воронежа. И тогда следующий школьный концерт начнется с соло Ирины Землянской.
Галина Зорина, учитель информатики и ИКТ гимназии города Шелехова Иркутской области, – удивительно ответственный конкурсант. На вопрос, что ей дал конкурс «Учитель года», отвечает: профессиональный рост. А стремление расти возникает от чего? «Если хочешь выйти перед всей страной, ведь здесь на тебя смотрят, по сути, все регионы, то ерунду всякую не будешь нести. Надо достойно выступить». Галина Георгиевна, как истинный представитель точных наук, логична даже в таком вопросе, как обмен опытом с коллегами: «С одной стороны, стараюсь увидеть все самое лучшее, с другой стороны, понимаю, что себя не переделаешь в любом случае. Самое главное – не потерять себя, ведь то, что ты несешь детям, должно быть твоим стержнем». Другое дело – самосовершенствование, о котором должен заботиться любой педагог. В этом случае не грех и на чужих ошибках поучиться.
У Галины и ее супруга, который вместе с женой в лихие 90-е годы начинал преподавать в Политехе, да ушел, отчаявшись прокормить семью, растет дочь. Семейство приехало к закрытию конкурса в Санкт-Петербург – поддержать маму. Правильно приехали. Потому что первый этап конкурса – защита инновационного проекта – дался Галине Зориной относительно легко – «это настолько мое родное дело, которым я живу, рассказ о нашем проекте сложился просто сам собой». А вот к мастер-классу сибирячка пришла уже на пределе сил. Тем не менее дала его живо, ярко, интересно, не сбилась и на вопросах жюри.
Можно сказать одним предложением: на конкурс приехала не Наталья Каменкова, учитель начальных классов лицея №6 Миасского городского округа Челябинской области, а маленькая электростанция дружелюбия, энергии, добра. Правда, сама Наталья утверждает, что на «Учителе года» не только расходует себя, но и приобретает взамен необыкновенное ощущение подъема и желания работать. «Ты выплескиваешь избыток энергии, ты вроде должен ее потерять, но тут же получаешь заряд новой…» У Натальи Владимировны, кстати, заместителя директора по учебной работе, уже масса новых мыслей и планов. Ее собственный инновационный проект назывался «Мой первый самолет». Идея проста: «У каждого ребенка в этой жизни обязательно должен быть самолет, который нужно сделать и запустить». Но жюри за проектом увидело целую систему работы. К тому же подкрепленную педагогической практикой. Наталья Владимировна дала блестящий открытый урок. А на втором туре конкурса Наталья Каменкова показала мастер-класс – настоящий гимн исследовательской работе и развивающему обучению. Отвечая на один из вопросов Большого жюри, Наталья озвучила свою сверхзадачу. Ни много ни мало: «Ученик, выходя за пределы начальной школы, должен любить учиться». Чтобы добиться этой цели, необходимо создать армию единомышленников. Наталья Владимировна это замечательно умеет делать. Один из постоянных союзников – ее супруг, директор сети магазинов. Еще один – хозяин всех этих магазинов, который с радостью помогает школе, если об этом просит Наталья Каменкова, ныне обладательница малого хрустального пеликана…
Высший класс на конкурсе – пронести одну идею от начала и до конца, от рассказа о своем педагогическом опыте до мастер-класса. Ирине Малыгиной это было сделать проще, чем остальным. Она по-настоящему «болеет» своей темой – историческая антропология. Похоже, на конкурсе «заболевших» стало больше. Еще бы, какому учителю не захочется, чтобы дети полюбили его предмет. Метод, позволяющий ребятам взглянуть на мир глазами человека из прошлого, помогает и понять историю, и полюбить ее, и погрузиться в «пучину» этой науки. Коллеги по конкурсному движению просили у историка Бавленской средней школы Владимирской области материалы, ученый люд пригласил в аспирантуру, а петербургские ученики получили огромное удовольствие от урока. Сама Ирина Валентиновна основополагающее конкурсное задание комментирует поэтично: «Это то зерно, из которого все произрастает. С одной стороны, учебное занятие подготовить легко, мы тысячу уроков подготовили, а с другой стороны, в нем должно отразиться все, что ты хочешь людям сказать. Это такое явление, которое сочетает в себе и высшую степень очевидности, легкости, и высшую степень сложности. Оно определяет все. Можно блестящий проект представить и не показать этого на уроке. Я хочу поблагодарить гимназию, которая нас гостеприимно принимала, совершенно великолепный 6 «Б», передаю им привет». Представляете, шестиклассники 56-й гимназии, как повезло сыну Ирины Валентиновны, который в этом году как раз начинает изучать историю Средних веков?!
А вы знаете, что учитель химии лицея №1 города Цимлянска Ростовской области Елена Нечитайлова выиграла целых две поездки в Санкт-Петербург? Одну – благодаря своей победе на областном конкурсе, когда Елена стала участницей всероссийского финала, прошедшего в Северной столице. А вторую – опять-таки благодаря победе на областном конкурсе. Региональному учителю года вручили турпоездку в город на Неве – на десять дней, с открытой датой. Чудеса, да и только. Еще одно чудо, рукотворное, создал ученик Елены Викторовны: «Когда я уезжала на конкурс, один восьмиклассник отдал мне запечатанный конверт и сказал, что открыть его надо только в Санкт-Петербурге и что он хочет мне помогать каждый день конкурса. Оказалось, ребенок положил мне в конверт блокнот. И записку: «В этом блокноте вы должны описывать каждый конкурсный день, а потом будете нам рассказывать и сами вспоминать». Елена наказ восьмиклассника выполнила. Между прочим, она в ответ привезет своим ребятам замечательный подарок – возможность поучаствовать в Межрегиональной экологической экспедиции школьников, которую под эгидой «Учительской газеты», Министерства образования и науки РФ уже который год проводит Клуб учителей года. Елена Нечитайлова уже и тему своих мастер-классов заявила: «Мониторинг окружающей среды и анализ водных ресурсов». А сколько идей возникло, когда «пятнашке» вручили документ-камеру от одного из спонсоров конкурса! Елена Викторовна вздыхает счастливо: «Мне кажется, я до конкурса другим человеком была. Конкурс для того и существует, чтобы люди находили контакты, развивали идеи, открывали новые направления деятельности. Для меня конкурс был очень плодотворным!»
Биолога из города Заречного Пензенской области Дмитрия Позднякова не раз приглашали на другую работу. В том числе в криминалистику… Но он верен своему 230-му лицею. Почему? Да все просто: в школе весело, с детьми не соскучишься. Хочешь – пой под гитару, хочешь – новую тему с шутками-прибаутками рассматривай. Все учебное занятие на конкурсе гимназисты беспрерывно хохотали, несмотря на серьезную тему – «Кишечнополостные», а жюри сидело с удивленными лицами. Профессиональных помарок в работе Дмитрия Васильевича не нашлось, а манеру поведения одобрили самые высокие судьи – дети! Дмитрий прав, когда говорит, что ребенок зачастую сначала проникается симпатией к учителю, а уж после этого – к предмету, который этот учитель ведет. Чтобы детям было еще веселее учиться, пензенский биолог, и это уже на полном серьезе, предлагает отказаться от части содержания образования. Оставить лишь те темы, которые действительно необходимы и активно используются, а также примеры для тренировки. Причем, уверен Дмитрий Васильевич, отбор основных и дополнительных тем происходит естественным образом. Не надо бояться, что ребята упустят что-то обязательное, не сдадут потом единый госэкзамен… Важная тема сама заставит себя выучить. Недаром один из учеников Позднякова, мудрец из 11-го класса, однажды воскликнул: «Нельзя же все знать!» Это похоже на «Эврику!» Архимеда. Просто и гениально.
Проблемы сельской школы для Эдуарда Салина – не модная тема, а сама жизнь. Отсюда волнение, тревога, боль. Они прозвучали в полной мере на лекции учителя математики Крюковской основной школы Нижегородской области. Школьный автобус со стороны – замечательная идея. А красивое платье, испорченное в этом самом автобусе, потому что малышку укачало, всегда укачивает в транспорте? Это уже частности в глобальных масштабах государственных реформ… Но эти частности тоже из жизни Эдуарда Александровича: «У меня три лапочки-дочки. Те девчонки, которые сегодня были героинями моего выступления, – это мои дочки-второклашки, они не переносят автобус, с трудом ездят на машине. Поэтому у меня рождаются ассоциации. Супруга моя тоже учитель. Мы в эту проблему полностью погружены. Случись что со школой – мы остаемся не у дел. Кому мы нужны?» Однако Эдуард Салин вовсе не пессимист. Он в первый раз в Питере – и бесконечно, с восторгом любуется городом. Он приехал общаться и считает, что все конкурсанты – партнеры, а не соперники. Всем, уверен Эдуард, надо показаться одинаково хорошо перед жюри, и поэтому все участники держатся вместе. Это не розовые очки, это дружба со знаком качества – сама суть конкурса «Учитель года». Математик даже в напряженной конкурсной атмосфере нашел плюс: она заставляет оценить заново обыденность, к которой привыкаешь и на которую ропщешь, понять, как ты привязан к своей маленькой сельской школе. «Быстрее бы домой, в семью, на работу!»
Короткое интервью на закрытии конкурса. Дворянское собрание, ныне Большой зал Санкт-Петербургской филармонии. Москвич Михаил Стародубцев погружается мысленно в прошедший всероссийский финал, городской, окружной конкурсы…
– В процессе конкурса можно выявить профессиональные плюсы и минусы?
– Да. Никогда ведь не снимаешь на пленку свои уроки. А тут посмотрел и ужаснулся, Боже мой… Там столько всего было!
– Какой у вас главный плюс?
– Реактивность, наверное. Люблю ломать даже ту схему, которую долго вынашивал. Посмотрел на ребят в начале урока – и сразу все пошло по-другому. Чаще всего это захватывает. Я никогда раньше не пользовался такой психической функцией, как память, в смысле заучивания. Выучивается само. То, что запоминается, откладывается и потом всплывает на уроке именно тогда, когда нужно. Здесь, в условиях конкурса, нужно было что-то заучить и обкатать именно в таком виде, иначе можно было просто не поместиться в формат.
– А как будете совершенствоваться?
– Теперь понятно, что надо многочисленные идеи воплощать в адекватную форму.
Улыбается Михаил Леонидович Стародубцев, учитель музыки московской средней школы №1060. А в ушах звучит никем не слышанная, но воспроизведенная Михаилом на мастер-классе древнегреческая мелодия. Нет предела совершенству?
Анатолию Шлюнько, учителю физики зырянской средней школы №2 Томской области, на конкурсе исполнилось 46 лет. В этот день с пяти часов утра Анатолию Георгиевичу звонили ребята, не думающие о разнице во времени, но очень скучающие по своему любимому учителю. «Чего-то не хватает», – без сантиментов заявил один из учеников. Анатолий Шлюнько – из когорты учителей, которые работают на селе и работу свою очень любят. Что ему дал конкурс? Предоставил возможность доказать, что на селе учителя работают не хуже городских. «Нас, собратьев по оружию, педагогов из сельской местности, здесь достаточное количество». Понять, что место работы Анатолий Георгиевич не сменит даже после победы на конкурсе, «потому что в этой школе мои дети любимые, самые лучшие, самые добрые ребята». А школа немаленькая – 780 учеников. Через дорогу 1-я школа, но в ней ребят в два раза меньше и в ней нет конкурсного отбора в классы, который 2-я зырянская вынуждена была установить – места не хватает, маловато помещений, ведь начиналась школа как восьмилетка. «Зачем школа? Это здание, куда ходишь на работу или моя жизнь? Я в полвосьмого уже на работе, в 8 вечера еще на работе. Я живу там». А еще конкурс доказал самому Анатолию Шлюнько: он мобильный учитель. Шел утром на мастер-класс с одним сценарием, который предполагал рассадку участников за компьютерами. Увидел красивый, но не приспособленный для этого конкурсного задания конференц-зал Горного института и понял, что идея не сработает, тут же переписал сценарий и дал мастер-класс уверенно, будто так и было задумано…
Товарищи по финалу «Учителя года России-2008», возможно, не сразу вспомнят фамилию учителя начальных классов гимназии №9 Екатеринбурга. Она известна на конкурсе как «Екатерина из Екатеринбурга». Открытый взгляд и обаятельная улыбка, желание учиться у коллег. Однако мало кто знает: в первые конкурсные дни Екатерине Белоцерковской пришлось нелегко: стрессовая ситуация, незнакомые лица, чужая школа. А еще волнение за своих екатеринбургских первоклашек, с которыми успела отработать десять дней. И немножко за котят, которые родились дома за несколько дней до начала финала. Дочка Яна, студентка журфака, пишет маме эсэмэски: «Холодно, не топят, грею котят под одеялом». Но это лирика. А конкурс для Екатерины Геннадиевны – серьезное дело. На вопрос: «Что вы взяли для себя из опыта конкурсантов?» – она отвечает не общими словами, а подробно и обстоятельно: «Я для себя точно решила, что надо работать с интерактивной доской. Мне понравилось, и получилось. Принцип очень простой. Единственное – надо понять для себя, как применять эту технологию, потому что мы ее здесь лишь поверхностно изучили. Еще меня поразили выступления, когда люди выходили и говорили спокойно. И я тоже старалась говорить спокойно. Я понимаю, скольких сил это стоит. Но ведь если подумать: все равно никто не знает, что ты хочешь сказать. Никто ведь не читает стенограмму твоего выступления. Однако некоторые люди боятся отойти от заранее составленного текста. Я для себя взяла на заметку, что нужно учиться публичному выступлению, не важно, какая ситуация, оценивают тебя или нет».
В этом году на состязании педагогов нет такого уникального задания, как «Визитная карточка». А если бы оно было, конкурсные друзья и жюри услышали бы такой монолог Николая Белозерова: «Учитель – это космонавт, потому что среди звезд. Учитель – это отец-командир. Мое детское увлечение – игра в солдатики – оказалось пригодным в этой взрослой жизни. На уроке расставляю план марафонского сражения, и дети со мной ведут войска в бой. Учитель – артист. Учитель – ученый, потому что всегда в творческом поиске. Учитель – музыкант, потому что всегда с гитарой, на вечерах, на уроке, гитара такой же инструмент, как мел, ручка, компьютер. И мне удалось чуть-чуть стать писателем. Вышла моя книга – «Путь волхва», это фэнтези, история, исследования. Ученики требуют от меня вторую книгу. Учитель – это все». Эти слова были произнесены в прошлом году на финале областного конкурса «Учитель года Вологодской области». А в финале Всероссийского конкурса 2008 года слова были другие, жесткие. Свою лекцию во втором туре историк средней школы №1 с углубленным изучением английского языка города Вологды Николай Белозеров составил в виде памфлета – впервые в истории конкурса. И там была не только сатира, но и горечь, обида, боль за школу, за семью, которая оставляет ребенка в полном одиночестве при живых родителях, за многие явления нашей жизни, к которым мы, похоже, притерпелись. Когда Николай Александрович завершил свою лекцию, все конкурсанты встали и аплодировали ему.
Для физика Сергея Алешина конкурс – возможность самоутвердиться. А еще «Учитель года» позволил посмотреть на себя со стороны. «Есть минусы, которые надо исправлять. У каждого из коллег можно поучиться. Конечно, тяжело слушать всех, когда за два дня на сцене было представлено 74 инновационных проекта. Было бы здорово получить видеозапись всех инновационных проектов. И всех пятнадцати мастер-классов». Когда Сергею Ивановичу предложили поучаствовать в состязании, он сначала пошел на другой конкурс – «Самый классный классный». Понял, что может конкурировать с коллегами, разобрался в логике конкурсного движения. И бросился в бой. «Когда начинаешь готовиться к конкурсу, «с головой» влезаешь в теорию, понимаешь, что делаешь, в общем-то, то же, что описано в умных книгах, но у тебя тяжелее идет. На технологию надо наложить личность – и будет польза. Если бы не конкурс – я бы так не подковался. И не увидел бы лучших представителей профессии. Я понял, что вокруг люди работают не хуже. Они не маститые учителя, зато педагоги, фанатично и фантастично преданные профессии».
А вообще-то «Учитель года» для преподавателя Технологического лицея города Сыктывкара Республики Коми – игра. А он любит играть в игры. Всю жизнь этим занимается. И даже стал чемпионом Республики Коми в 1991 году в замечательной игре – КВН. Теперь руководит детской командой веселых и находчивых под названием «Чудо в перьях». Пишет и исполняет песни, разрабатывает сценарии праздников. На учительском конкурсе Сергей Алешин с интересом смотрел, как это действо организовано. Тоже полезный опыт!
Комментарии