search
main
0

Победить нельзя проиграть. Чтобы поражения не оставляли душевных травм

Минувший учебный год в гимназии №19, одной из самых известных и престижных школ Орла, стал вторым годом работы по новым федеральным образовательным стандартам для начальной школы. С чего начиналась эта работа? Первым шагом стало создание школьного координационного совета, основной целью его работы было обеспечение согласованности действий в новых условиях.

Возглавил совет директор школы Александр Быковский, человек, без участия которого, как говорят учителя, не состоялось еще ни одно событие в гимназии, какого бы масштаба оно ни было. Александр Ильич бессменно руководит школой уже 14 лет.Следующим моментом, которому педагоги уделили большое внимание, стала подготовка необходимых кадров и повышение квалификации. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе Тамара Семенова прошла обучение в областном институте усовершенствования учителей на курсах тьюторов по теме «Формирование профессиональной компетентности учителей в условиях ФГОС НОО по математике в начальной школе». Составлен и выполняется график курсовой переподготовки учителей начальных классов по теме «Содержание и технология введения ФГОС НОО в практику работы образовательного учреждения». В прошедшем учебном году еще девять педагогов гимназии посетили данные курсы.Параллельно в гимназии шла работа по приведению нормативной базы образовательного учреждения в соответствие с требованиями стандарта, в основную образовательную программу начального общего образования были внесены необходимые изменения и дополнения. Обучение в школе велось по учебно-методическим комплексам «Школа России», «Гармония», «Перспективная начальная школа», все они соответствуют требованиям ФГОС нового поколения. В учебно-методический комплект «Школа России» вошло электронное приложение по всем предметам для первого и второго классов. Методкабинет оснастили тестовыми электронными таблицами для 1-4-х классов, и это позволило учителям проводить интересные уроки с использованием мультимедиаресурсов. Также в минувшем учебном году продолжала работать творческая группа, которая подводила промежуточные итоги введения ФГОС, решала возникшие проблемы, обобщала опыт работы второго года обучения по новым стандартам. Например, активно обсуждалось, как лучше организовать ведение и работу с портфолио учеников.Как известно, одно из главных направлений работы в рамках новых ФГОС – это организация внеурочной деятельности. В гимназии педагогами разработано и реализуется 11 рабочих программ: спортивный час «Подвижные игры», кружок декоративно-прикладного искусства, хореографический кружок и кружок «Школа речи», оздоровительный кружок «Азбука движения», научно-познавательный клуб «Умники и умницы», ведется проектная деятельность, работают театральная и изостудии.Один из самых популярных среди ребят кружков называется «Юные информатики» (учитель Татьяна Ивановна Мокеева). Курс спланирован так, чтобы помочь детям в выполнении проектных работ по русскому языку, математике, окружающему миру и другим предметам. Ребята учатся представлять информацию на экране компьютера с помощью клавиатуры и мыши, создавать простые геометрические фигуры, узоры, рисунки в цвете с помощью графического редактора Paint, изучают правила работы этой программы и получают информацию о других графических редакторах.Рассказывает Тамара Семенова, заместитель директора гимназии №19:- В нашей гимназии формирование универсальных учебных действий в школе первой ступени обучения достигается как через изучение всех предметов учебного плана, так и с помощью занятий внеурочной деятельности и во внеклассной работе. По всем этим направлениям у нас есть свои особенности.Например, в урочной деятельности во вторых классах за счет части, формируемой участниками образовательного процесса, введен один час предмета «Информатика и ИКТ». Ведет предмет учитель информатики высшей квалификационной категории Лариса Владимировна Ставцева.Внеурочная деятельность способствует расширению образовательного пространства, создает дополнительные условия для развития, воспитания и социализации учащихся.Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей детей, – значение внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее в соответствии со своими интересами. Внеурочная работа у нас строится по следующим принципам: соответствие возрастным особенностям обучающихся, преемственность с технологиями учебной деятельности и собственный положительный опыт, а также свободный выбор ребенка на основе его интересов и склонностей. Модель внеурочной деятельности гимназии основана на оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения.В нашей гимназии 46 кабинетов (из них 16 для начальных классов), 4 кабинета информатики и ИКТ, 82 компьютера, 3 интерактивных комплекса, 14 мультимедийных установок, объединенных единой локальной сетью (каждое рабочее место имеет выход в Интернет), 2 спальни для детей группы продленного дня, 3 спортивных зала, тренажерный зал, танцзал, большой спортивный стадион. В школе первой ступени сейчас обучаются 535 детей в 22 классах: шесть четвертых, шесть третьих, пять вторых и пять первых. Обучение в две смены. По прошлому учебному году первоклассников было 124 человека, второклассников – 126.Перед тем как приступить к организации новых форм внеурочной учебной деятельности, мы провели анкетирование родителей, детей и учителей. Родители назвали приоритетными укрепление здоровья детей, общеинтеллектуальное и художественно-эстетическое развитие. В соответствии с этим и был составлен учебный план. В расписании занятий учитывался режим групп продленного дня, ведь часть детей приходят на внеурочные занятия из ГПД, а часть – из дома. У нас в гимназии шесть групп продленного дня, из них две для первоклассников и две для второклассников. В режиме дня обязательно учитываются гигиенические требования: горячее питание, прогулки на свежем воздухе и сон для первоклассников. Поэтому занятия для второклассников начинаются не ранее чем через час после уроков, а для первоклассников – в 16.00.Сохранение здоровья обучающихся является одним из требований нового стандарта, поэтому в рамках внеурочной деятельности у нас предусмотрены аудиторные и внеаудиторные занятия. Аудиторные занятия не превышают 50 процентов всех занятий. Занятия кружков проводятся на спортплощадке и в спортзалах, проводятся экскурсии, занятия на пленэре, игровая деятельность. Опыт показывает, что во внеурочной деятельности создается своеобразная эмоционально наполненная среда увлеченных детей и педагогов, и это дает положительные результаты в формировании у детей универсальных учебных действий.За прошедший учебный год в гимназии рассматривался целый ряд вопросов, посвященных обучению по федеральным стандартам второго поколения. Это позволило координировать работу в течение всего года. Темы совещаний были такими:- организация учебно-воспитательного процесса в 1-х классах по ФГОС нового поколения (сентябрь);- организация занятий по внеурочной деятельности (сентябрь);- выполнение рабочих программ по внеурочной деятельности, объем аудиторных и внеаудиторных занятий, посещаемость (октябрь);- эффективность применяемых форм и методов работы по формированию УУД учащихся 1-2-х классов, использование здоровьесберегающих образовательных технологий (ноябрь);- формирование информационной компетентности учащихся в условиях перехода на ФГОС второго поколения (декабрь);- изучение спроса, мнения родителей, учащихся о кружках по внеурочной деятельности, удовлетворенность учителей результатами своей работы по внеурочной деятельности (в течение года);- система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП НОО (март);- эффективность работы по внеурочной деятельности (март);- итоги осуществления внутришкольного контроля по обучению по ФГОС второго поколения.Работа с одаренными детьми и способными учащимися – еще одно направление, которому в гимназии уделяется особое внимание. Школьники участвуют в конкурсах различных уровней, многоплановость проектов и конкурсов с каждым годом только расширяется. По мнению педагогов, участие ребят в различных конкурсах вызывает у них положительную мотивацию, формирует активную жизненную позицию, повышает интерес к изучению предмета и способствует развитию творческого мышления. Младшие школьники от старших стараются не отставать. В минувшем учебном году учащиеся 1-4-х классов стали участниками международного математического конкурса-игры «Кенгуру» (150 человек), Всероссийской игры-конкурса по русскому языку «Русский медвежонок» (130 человек, из них 7 призеров). А в городском конкурсе знаний для младших школьников ученики четвертых классов заняли три призовых места: по русскому языку, математике и английскому языку.- Самое главное, – говорит Тамара Николаевна, – о чем помнит каждый учитель нашей гимназии, – это то, что начальная школа – это целый мир, в котором все происходит впервые: и победы, и поражения. Важно, чтобы побед было больше, а поражения не оставляли травм на всю жизнь. От того, как будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, зависит весь его дальнейший жизненный путь.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте