Я счастливый человек! Я учитель, я классный руководитель особенных детей! В нашей школе обучаются дети с тяжелыми множественными нарушениями развития, с расстройствами аутистического спектра, с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Работаю с детьми около 30 лет, а с особенными 4 года. В моем классе три неговорящих ребенка и четыре с нарушением речи. Такие дети нуждаются в особых внимании и заботе. Нередко они сталкиваются с недопониманием и стереотипным отношением окружающих.
Суть моего подхода в работе с детьми – в искренности, уважении к личности каждого ребенка, принятии его позиции, достоинств и недостатков, бережном и трепетном отношении к детской душе, понимании детских надежд, страхов и огорчений.
Моя воспитательная инициатива заключается в создании атмосферы доверия учеников ко мне и учеников друг к другу. Во мне как в учителе дети видят лидера, который помогает им справиться со многими трудностями в социальной жизни. Каждое утро я начинаю с приветствия: беру ребенка за руки, мы смотрим друг другу в глаза, улыбаемся. Таким образом, я стараюсь донести до каждого ребенка частичку своей души, доброту, тепло, хорошее настроение, любовь! Да, именно любовь в нашей профессии играет ключевую роль. Сейчас ребята так же приветствуют друг друга. Скучают по отсутствующему ученику, интересуются, где он, когда придет.
Воспитываю в них прежде всего чувство доброты, доброжелательность, сострадание.
Через игры «Угости друга», «Помоги одеть куклу на прогулку», «Каравай», «Паровозик», совместное конструирование, театрализованные игры, кукольный театр происходит сплочение коллектива. Дети научились ходить парами, оказывают помощь друг другу, выступают на школьных праздниках.
Мои ученики очень любят учиться! Нет ничего невозможного и недосягаемого. Каждый ученик – это личность со своими особенностями. В обучении использую только индивидуальный подход. Ребенка с тяжелыми множественными нарушениями развития можно научить читать, писать. Успехи за первый год обучения: один ученик читает, пишет буквы, слоги под диктовку, считает и решает примеры в пределах трех, другая ученица знает несколько букв, читает слоги, остальные осваивают глобальное чтение.
С большим удовольствием дети выполняют интерактивные задания в приложениях Московской электронной школы, любят не только слушать русские народные сказки «Колобок», «Теремок», «Маша и медведь», но и участвовать в кукольном представлении.
Родители моих учеников во всем принимают активное участие. Девиз нашего сплоченного класса: «Только вместе мы можем добиться результата: ученик + учитель + родитель».
Своим профессиональным достижением считаю участие в III Всероссийском форуме классных руководителей, который объединил 3000 классных руководителей со всей страны, дал возможность познакомиться и пообщаться со многими замечательными спикерами: народными учителями РФ Мариной Михайловной Фирсовой, Ольгой Владимировной Ройтблат, с Уполномоченным при Президенте РФ по правам ребенка Марией Львовой-Беловой, директором Института коррекционной педагогики Российской академии образования Татьяной Александровной Соловьевой.
Благодаря форуму появилось много идей и планов, а самое главное – появилось много друзей и единомышленников. Хочется еще больше творить, действовать, двигаться вперед, воплощать новые идеи!
Дети с особенностями развития имеют право на полноценную жизнь наравне со сверстниками. Жизнь прекрасна, поэтому особенные дети заслуживают и любовь, и защиту.
Наталья ОСИПОВА, учитель начальных классов специальной (коррекционной) школы №571
Комментарии
Ольга ЛЕПСКАЯ, учитель начальных классов специальной (коррекционной) школы №571:
– Многие люди считают учителей своими героями и вдохновителями. Учитель способен пробудить интерес к знаниям и мотивировать учеников к саморазвитию. Он помогает им раскрыть таланты и найти свое место в мире. Много известных и успешных людей признались, что благодаря учителям они смогли стать теми, кто они есть сегодня.
Нам на помощь пришли интерактивные доски, электронные учебники, видеоуроки и онлайн–платформы. Новые технологии предоставляют доступ к большому количеству образовательных материалов и возможность общаться с коллегами по всему миру. Но учитель должен быть не только носителем знаний, но и наставником, психологом, лидером и организатором. Он должен уметь работать с разными детьми, учитывать их потребности и помогать им в достижении целей, поощрять креативность, самостоятельное мышление и самообразование. Эти новые требования позволяют учителю гораздо лучше взаимодействовать с учениками и эффективнее поддерживать их в процессе обучения.
Юлия ТЕЛЬНОВА, учитель начальных классов специальной (коррекционной) школы №571:
– Учитель творчески подходит к своей работе и постоянно развивается. Он учится всю жизнь, осваивает новые методики обучения и применяет их на практике.
Для многих детей учитель становится настоящим героем и ролевой моделью. Он дает ребенку чувство безопасности и комфорта, формирует его самооценку и помогает понять, что он способен на многое. Учитель вдохновляет детей верить в себя и свои возможности.
Несмотря на постоянные изменения в образовательной системе, учитель – это стабильный фактор, который укрепляет общество. Он передает культурное наследие от поколения к поколению и сохраняет ценности, которые определяют наши идентичность и историю.
В заключение хочется сказать, что учитель – это профессия, которая постоянно меняется. Он должен быть готов к новым вызовам и адаптироваться к изменениям в обществе и технологиях.
Светлана МОХОВА, методист специальной (коррекционной) школы №571, кандидат психологических наук:
– Обращение человека к педагогическому труду – это всегда история про любовь. Частыми героинями этих историй становятся любимые учительницы. Наши давно взрослые педагоги трогательно называют по именам–отчествам учительниц своего детства, своим примером доброго и справедливого отношения к детям тех поколений показавших, что каждому ребенку нужен взрослый, который поможет вырасти хорошим, сильным, стать нужным людям. Иногда это история о любви к предмету. Биология, литература, математика – каждый из предметов достоин углубления, желание познать закономерно сменяется стремлением поделиться. Чаще всего путь в педагогическую профессию лежит через любовь к людям, стремление помочь обрести уверенность на пути к познанию, увидеть ориентиры за горизонтом, доступным невеликому детскому опыту. Логопедия, двигательное развитие, психология, дефектология, которой в специальной коррекционной школе принадлежит особая роль, – направления деятельности людей, стремящихся помочь.
Инструмент работы педагога – его собственная личность, поэтому обучение педагога не заканчивается на протяжении всей профессиональной деятельности, определяя особенный склад личности профессионального учителя как человека рефлексирующего, человека развивающегося.
Профессиональное развитие педагогов – одна из постоянных задач нашей школы. Мы хотим, чтобы пополняющие коллектив молодые педагоги быстрее погружались в рабочий процесс школы, ответственно выполняли поручаемую им работу, помогали уже сложившемуся коллективу школы быстрее осваивать современные тенденции, касающиеся образовательного процесса и технологий. Мы также хотим, чтобы выпускники вузов, только приходящие в профессию, оставались и закреплялись в ней, чтобы у них скорее появлялась уверенность в себе как профессионале, чтобы уже сложившийся коллектив не размывался, а обогащался с прибытием педагогов нового поколения.
Поэтому в нашей школе уже много лет работает система наставничества, определяющая границы взаимопомощи более опытных и менее опытных, но в силу молодости более современных педагогов.
Существует такой формальный признак, что наставник – это педагог с опытом работы более трех лет, а наставляемые – это молодые специалисты и (по желанию) педагоги, имеющие запрос на расширение своих познаний в определенной области. Вместе с тем ведущими и определяющими выбор педагога в качестве наставника являются признаки неформальные, а именно живой, непосредственный интерес опытного учителя к содержанию собственной профессиональной деятельности, желание и готовность делиться и обмениваться профессиональным опытом, способность вступать в отношения эмоциональной поддержки и ободрения с теми, кто обращается за помощью.
Как же определить соответствие между запросом наставляемых и достигнутым мастерством наставников, совпадение запроса и предложения в конкретных точках? Инструментом, обеспечивающим это совпадение, является регулярное получение обратной связи от наставников и наставляемых, что дает пополнение и анализ банка данных заявленных и удовлетворенных запросов на организацию наставничества внутри педагогического коллектива.
Согласно материалам обратной связи по результатам наставничества молодые сотрудники начинают более уверенно чувствовать себя на своем рабочем месте, вновь пришедшие быстрее вливаются в коллектив. Уверенность в том, что всегда можно рассчитывать на помощь старших коллег, помогает избежать значительных проблем с адаптацией новичков на рабочем месте.
Обратная связь позволяет отметить рост профессиональных навыков наставляемого: вход в специфику работы в нашем учебном заведении происходит быстрее, без значительных ошибок. Наставляемый молодой специалист лучше знакомится с индивидуальными потребностями учеников, развивает в себе способность реализовать необходимые педагогические приемы и стратегии.
Мы считаем, что наставничество помогает новым педагогам в развитии эмпатии, понимания и чувства сопричастности общей работе по удовлетворению особых образовательных потребностей наших учеников, что повышает способность молодых учителей эффективно общаться и работать с особенными детьми.
По нашим наблюдениям, реализация системы наставничества способствует созданию атмосферы большей успешности и работоспособности коллектива нашей школы в целом, потому что наставничество создает волну поддержки и позитива, это приводит к улучшению отношений между учителями, тьюторами, учениками и их родителями, а также к укреплению коллективного духа.
2023 год подходит к концу. Но не заканчиваются рефлексия профессиональной состоятельности педагогов, сличение себя с внутренним идеалом учителя и путь саморазвития, которым преданно следуют педагоги нашей школы.
Комментарии