Любой конкурс профессионального мастерства – это не только соревнование достойных, и тем более значима победа в нем, это нечто большее: гордость за достигнутые результаты и ответственность за будущее, но главное – ощущение единства коллег, понимание того, что все мы вместе делаем одно большое и очень важное дело.Дагестанский конкурс профессионального мастерства педагогов ведет свою историю с 1991 года. В истории этого конкурса много замечательных страниц. Он превратился в широкое общественное движение, объединив самых талантливых и способных педагогов республики, став дагестанским смотром педагогических достижений, оказал благотворное влияние на развитие системы образования республики.В республиканском этапе конкурса «Учитель года-2012» победу в нелегкой борьбе одержала учитель русского языка и литературы махачкалинского многопрофильного лицея №39 им. Б.Астемирова Екатерина Александровна ЛЮГАЙ.
– Как появилась идея принять участие в конкурсе?- В 2010 году я уже принимала участие и имела определенный опыт, а опыт – это ценный помощник. Спустя два года, учитывая просчеты и удачи предыдущего конкурса, снова решила попытать свои силы.- Значит ли это, что вам как участнику с опытом было несложно преодолевать конкурсные этапы?- Нет. Было очень сложно, была предварительная серьезная подготовка, как я уже сказала, проведен анализ неудачных моментов предыдущего опыта. Победа достигнута не только моими личными усилиями, но и стараниями всей моей творческой группы, помогавшей на протяжении всего конкурса. Помогала и сильная поддержка коллектива, родных. Но прежде всего эта победа – результат работы моих учителей, им хочется сказать большое спасибо. Я посвятила свою победу моей учительнице Светлане Джаваховой. На мой взгляд, учитель – это благодарная профессия. Видеть результаты своей работы в успехах своих учеников – самая большая радость для учителя. И я желаю коллегам стать свидетелями побед и высоких достижений своих учеников.- Что, по вашему мнению, конкурс профессионального мастерства дает участнику?- Первое – это повышение квалификации. Одна только подготовка к участию стоит многого. Общение с коллегами-участниками и приобретение бесценного опыта, пополняющего педагогическую копилку. И вообще конкурс – это большая ярмарка педагогических идей. Масса позитивных эмоций от общения с учениками, которые всеми силами старались поддержать, помочь и ободрить. Ну и не самое последнее звено в мотивации – это чувство гордости родных, близких, коллег, искренне радующихся моей победе.- Как конкурс повлиял на ваше мировоззрение как учителя и каким видите современного педагога?- Настоящий учитель – это тот, кто помогает ученику найти свой путь в жизни, осознать себя как личность. А это, по-моему, заинтересовать, зажечь в ребенке жажду познания и деятельности. Основная мысль моей педагогической концепции может быть выражена словами: «Нельзя человека научить на всю жизнь, его надо научить учиться всю жизнь». Уметь учиться – значит уметь учить себя самого, самостоятельно добывать новые знания, заниматься самообразованием, быть не только учеником, но и своим собственным учителем. «Учись учиться» – эти слова были и девизом Всероссийского конкурса «Учитель года-2012», по окончании конкурса я в этом лишний раз убедилась, учиться должен не только ученик, а в первую очередь учитель. Мне хочется с каждым годом все больше и больше оттачивать свое педагогическое мастерство.А о том, каким я вижу современного педагога, скажу, что я абсолютно согласна с высказыванием Конфуция о настоящем учителе: «Расширять познание, не хвастаясь перед другими, прилежно учиться, не чувствуя усталости, наставлять других, не зная разочарований». Но ученики лицея, где я преподаю, значительно расширили и углубили это высказывание, рисуя в своих сочинениях образ идеального, с их точки зрения, учителя. Размышляя о качествах Учителя с большой буквы, большинство учащихся на первое место поставили его профессионализм как педагога, который владеет материалом и умеет донести его до своих учеников в интересной и запоминающейся форме. Конечно, это невозможно без большой любви к своему делу. Прекрасно, когда учитель не ограничивается материалом учебника, ученики сразу это отмечают и запоминают.- Расскажите, как формировалась ваша педагогическая концепция. – Моя педагогическая концепция сложилась еще в школе: лучшим примером для меня всегда были мои собственные учителя. Они покоряли учеников не только уроками, для нас они были эталоном порядочности, человечности, бескорыстия. Их всех отличал высочайший уровень культуры – духовной, нравственной, словесной. Благодаря им в сознании прочно утвердилось, каким должен быть Учитель с большой буквы. Изучая педагогику в университете, я увлеклась творческой деятельностью Евгения Ильина. У моей любимой книги по педагогике очень емкое название – «Путь к ученику». Достучаться до каждого, постараться пробудить веру в свои силы даже у самого, казалось бы, безнадежного ученика – это особый талант, которым обладает Евгений Ильин, о чем так увлекательно и вдохновенно рассказано в его книгах для учителей. Работая в профильных классах гуманитарного отделения, отдаю предпочтение инновационным методам, стимулирующим развитие ученика, но стараюсь оптимально сочетать их с традиционными. На уроках русского языка применяю практические методы, репродуктивные и проблемно-поисковые, методы самостоятельной работы. На уроках литературы главное внимание уделяю общению с учениками, развитию их устной и письменной речи, пытаюсь научить понимать и любить искусство слова. Этому способствуют как словесные методы (рассказ, лекция, семинар, беседа), так и наглядные (иллюстрация, демонстрация и др.). На своих уроках стараюсь научить самостоятельному решению учебных задач, методы решения которых ученикам еще не известны. Основной ситуацией, порождающей процесс творческого мышления, является проблемная ситуация, возникающая там, где наличных знаний недостаточно и надо их либо переосмыслить, либо включить в другую систему знаний, которая требует их нахождения, а затем применения в нестандартных условиях. Как известно, методы проблемного обучения наиболее полно решают задачи развития учащихся при обучении. Эти методы оказываются очень эффективными, например, при подготовке к единому государственному экзамену по русскому языку. Один из методов проблемного обучения – проблемное изложение, рассчитанное на вовлечение учащихся в познавательную деятельность, когда учитель ставит проблему, показывает пути ее решения, а учащиеся внимательно следят за ходом мысли учителя, размышляют вместе с ним. Комплексный анализ текста, рассчитанный на более углубленное знание материала, также способствует вовлечению учащихся в познавательную деятельность. На уроке литературы мы общими усилиями формулируем тему, говорим о проблематике и идее анализируемого произведения, рассуждаем, как можно построить сочинение, проводим параллели с современностью или другими литературными произведениями, приводим аргументы из собственного опыта или опыта знакомых либо моделируем необходимую ситуацию. Поощряется, если учащиеся вовлекают учителя и одноклассников в дискуссию, высказывают свою точку зрения. 70% моих учащихся, оканчивающих гуманитарное отделение, продолжают свое образование по выбранному профилю в ведущих вузах России и, приезжая на каникулы, делятся своими успехами и достижениями. Они легко входят в новый социум, быстро адаптируются, не уступая выпускникам образовательных учреждений центральной части России ни в интеллекте, ни в качестве полученных знаний, ни в уровне культуры современного молодого человека.- Как ваши ученики встретили победителя?- Все время, пока шел конкурс, они сопереживали и поддерживали. А победу встретили с восторгом, переполненные чувством гордости.- Каково быть не в роли участника, а принимающей стороной столь грандиозного мероприятия? В этом году традиционно республиканский конкурс проходил в вашей школе – лицее №39 Махачкалы.- Все в нашем лицее – и педагогический коллектив, и учащиеся – активно готовились принять гостей со всей республики. Действительно, конкурс «Учитель года Дагестана» – это грандиозное мероприятие как по количеству участников и их групп поддержки, так и по насыщенности конкурсных мероприятий, полностью повторяющих структуру всероссийского этапа. В этом году участникам пришлось непросто. По условиям конкурса они должны были провести метапредметные уроки. Это было очень сложно и интересно одновременно как для участников, так и для учеников и членов жюри. И пусть не у всех все было гладко, но, как я уже сказала. профессиональные состязания – это большая школа, повышение квалификации и обретение опыта. По итогам республиканского конкурса «Учитель года Дагестана-2013» и. о. президента Республики Дагестан Рамазан Гаджимурадович Абдулатипов принял решение об организации предметных школ с углубленным изучением отдельных предметов по месту работы педагога – победителя профессионального конкурса, где смогут быть созданы условия для реализации творческих способностей обучающихся через включение их в исследовательскую деятельность и организована дополнительная подготовка во внеурочной деятельности по предметной направленности, это еще один стимул для участия и стремления к победе.Конкурс подошел к концу, осталась лишь церемония награждения, гости и участники еще долго благодарили руководство лицея за великолепный прием, доброе, дружественное отношение, а главное, за прекрасно подготовленных детей, кстати, последние не хотели отпускать победителя. Это еще раз говорит о том, что педагогический марафон для нашего лицея, с одной стороны, огромные хлопоты, с другой – приятные знакомства, обретение друзей-коллег, пополнение собственной предметной методической копилки, возможность увидеть своих воспитанников со стороны в нестандартной обстановке, а значит, и оценить собственный потенциал и профессионализм.Учитель в Дагестане всегда пользовался большим авторитетом, как представитель профессии, несущей людям свет знаний, добро и справедливость. Сегодня роль личности учителя, его активная гражданская позиция становятся еще более значимыми. Ему приходится противостоять идеологии экстремизма и терроризма, формировать у детей устойчивый иммунитет к этому злу. Для этого использовать традиции педагогики и народов Дагестана, в основе которых лежат идеи мира, добра, согласия и единства. Задача педагогов – сформировать достойное поколение дагестанцев, которому предстоит строить будущее нашей республики и страны. …Екатерина Александровна очень интересный собеседник, мы долго говорили, обсуждая прошедший республиканский конкурс, она вспоминала свое участие. Это человек, наделенный безграничной любовью к детям, и они отвечают ей взаимностью, увлеченный творческим процессом профессионал своего дела, она очень любит учиться, и, как признается сама, ее увлекает все новое.На вопрос «Что бы вы сейчас сказали коллегам, представься такая возможность?» она процитировала слова К.Д.Ушинского: «В огне, оживляющем юность, отливается характер человека. Вот почему не следует ни тушить этого огня, ни бояться его, ни смотреть на него как на нечто опасное для общества, не стеснять его свободного горения и только заботиться о том, чтобы материал, который в это время вливается в душу юности, был хорошего качества». И пусть этим напутствием руководствуется каждый учитель.Махачкала, Дагестан
Комментарии