search
main
0

По закону «форте и пиано». Рейтинг школы определяется… в булочной

Управлять огромным комплексом сродни управлению океанским лайнером. Народный учитель России, директор гимназии №56 Майя Борисовна ПИЛЬДЕС вспоминает, что директорский стол у нее одно время даже походил на нос корабля. Но одно дело – судно, чье предназначение – перемещать пассажиров из пункта А в пункт Б, и другое – педагогический корабль человекоизмещением более чем в две тысячи детей. Каково это – быть капитаном крупнейшего на Северо-Западе образовательного комплекса? Об этом наш с Майей Борисовной разговор, начать который она решила с… признания.

Несколько правил эффективного управления

Окончательное решение принимает тот, кто несет за него ответственность. До принятия решения обсуждай его столько, сколько захочется. После принятия решения – выполняй. Руководитель должен решить для себя, какие вопросы он обсуждает с подчиненными, а по каким решение принимает сам. Победа – это не точка, а многоточие. Настоящий руководитель никогда не требует от подчиненных того, чего не может сделать сам, и ценит подчиненных за то, что они умеют делать лучше руководителя. Для достижения цели и решения поставленной задачи нужно сделать всего два шага: составить реальный план действий и выполнить его. О плохом и о хорошем следует говорить, соблюдая закон «форте и пиано»: о хорошем – обязательно громко, о плохом – лучше тихо. Хочешь получить положительный результат от разговора с вышестоящим руководителем, начни разговор со слов «хочу посоветоваться с вами». Неразрешимых проблем не бывает. Из любой ситуации можно и должно извлечь пользу. Управленческая команда – это команда эффективно работающих заместителей. При этом директору нужно помнить о том, что полномочия следует делегировать. У каждого заместителя обязательно должен быть пусть немногочисленный, но коллектив людей, которым он может и должен управлять. Директор не только устанавливает правила, но и обеспечивает условия для их выполнения. В успешной школе все работающие с детьми должны понимать, что кабинет директора – это не плаха для нерадивых учеников и не комната для проведения педагогических расследований.

Комментарий «УГ»

Сергей ТИМОФЕЕВ, начальник отдела образовательных учреждений Комитета по образованию Санкт-Петербурга:

– В Санкт-Петербурге образовательные комплексы начали создаваться в 2002 году. Наиболее вариативные из них – гимназия №56 Петроградского района, лицей №533 «Образовательный комплекс «Малая Охта» Красногвардейского района и 2-я Санкт-Петербургская гимназия. Большое число учеников и наличие нескольких зданий не единственный отличительный признак образовательного комплекса. Прежде всего это многообразие реализуемых образовательных программ. В Санкт-Петербурге широкое развитие получила интеграция основного и дополнительного образования – открыты отделения дополнительного образования в школах. Таким образом, удалось создать условия для занятий в кружках и секциях для учеников 157 школ города. Еще одним примером реализации комплекса образовательных программ стало открытие отделений дошкольного образования в школах. Таких отделений в Санкт-Петербурге уже 35. Выпускники дошкольных отделений получают преимущественное право при зачислении в первые классы этих школ, что позволяет обеспечить преемственность в реализации образовательных программ.

– До того как стала в 1990 году директором, я одиннадцать лет проработала завучем. И эта должность тоже относится к моим любимым. Если учитель в школе главная фигура, то завуч – самая главная. Он проводник между идеями директора и конкретной жизнью каждого человека. Я хорошо знаю работу завуча, и это помогло мне стать хорошим директором. Практически все проблемы можно решить, применяя правильные организаторские методы и приемы и имея достаточный управленческий опыт.

– А как определить правильность методов и приемов?

– Это чутье. Педагогика – конечно, наука, а в большей степени – искусство. Методика тоже наука, но в большей степени это дар. Директорство постигаешь на поле боя. Конечно, можно воспользоваться чужим опытом, но он мало что дает. Потому что директорская работа ситуативна, она зависит от многих вещей. В качестве будущего учителя я изучала предмет, приемы и методы его преподавания, а быть директором меня учила жизнь. Другой науки не было. Мне кажется, директорский дар заключается в том, чтобы видеть перспективы развития. И в том, что в этом деле должен быть азарт. Азарт в преодолении трудностей. Наша школа строилась в 1990-е годы, и можно себе представить, что стоило начать реконструкцию здания на Чкаловском проспекте в 1991 году, когда стояли заводы!

– Майя Борисовна, в должности директора вы пришли не в этот огромный комплекс, а в восьмилетнюю школу…

– 56-я тогда располагалась на Пудожской улице. Темно-синие стены, темно-коричневые двери, и пахнет щами… У меня особое отношение к школьным запахам и к цвету стен. В школе должно пахнуть вкусно, например пирожками. Как театр начинается с вешалки, школа начинается с запаха. И глупость, что на темных стенах не видна грязь. В школе должно быть чисто. Демонстрация прорех, нищенства оскорбительна. Если я беру на себя ответственность управления, то школа не должна плохо пахнуть, валиться, гнить. Так же как и учитель: он не должен быть неухоженным. Как бы ни было мне трудно, но я всегда подтянута. Потому что учитель – это артист. Сцена – место у доски. И эту позицию разделяют все наши учителя.

– Почти все 400 человек? Как удается донести это до каждого?

– Это цепная реакция. Я говорила о том, что главная фигура в школе – завуч. Это и есть мои проводники.

– Как подобрать такую команду?

– Есть умные слова: учитель вырасти ученика, чтобы было у кого учиться. Я счастливый педагог, потому что рядом со мной работают бывшие мои воспитанники. Когда-то в районном Доме пионеров я руководила работой пионерского штаба. Председателем этого штаба был Сережа Данилов. Сегодня Сережа – мой первый заместитель. Знаменосцем в пионерском штабе был Миша Шелагин, ныне тоже мой заместитель. А еще в штабе была Таня Зайцева, потом Родина, и она тоже мой заместитель. Вся моя команда родом из детства. Хотя есть и другие источники для набора команды. В гимназии работает много тех, кого я видела на конкурсах «Учитель года».

– Наверное, было бы странно отказываться от предложения работать в гимназии? 56-я – это бренд. Но как его создать?

– Рецепт один – нужно самозабвенно работать. Другого способа нет. Это сейчас я позволяю себе приехать в школу к 9 часам утра, а когда начинала, входила в кабинет и включала радио. И в этот момент звучал гимн. Потому что было шесть часов утра. С 6 до 8 утра, когда открывались двери школы, мне нужно было сделать массу дел, ведь в то время все приказы писались вручную, но это было удивительное время. За мной из школы, где я работала завучем, ушли больше 20 учителей. К первому сентября из детей, ушедших вслед за учителями, мы набрали два одиннадцатых класса и один десятый. И началась самозабвенная работа с утра до позднего вечера. Японское чудо гимназии №56 – ее признали сразу. За один год работы. Ведь рейтинг школ определяется в булочной. Мамами и папами, бабушками и дедушками, которые там встречаются.

Совпадение, что собралась замечательная команда и что нас поддерживала администрация района? Шанс? Но шанс дается всем, им нужно суметь воспользоваться. К тому же я могла организационно воплотить многие идеи, которые приносили люди. В 1991 году меня пригласили в администрацию района и сказали, что есть пустующее здание на Чкаловском проспекте, его нужно отремонтировать и можно занимать под школу. Дали архитекторов, которые сделали проект. И началось строительство. Мы жили этими чертежами.

– Тяжело приходилось?

– Я знала: если не достучусь до власти, если не сделаю ее союзником, никто другой этого не сделает. Я вижу свою задачу в том, чтобы заставить государство откликаться на мои просьбы и слышать, что нужно школе. Когда надо было строить, я будоражила всех, от мэра города до звезд. Мы собирали подписи знаменитых людей, писали письма. Можно сказать, я заставила власть построить эту школу, несмотря на то что годы были страшные. Но это случилось не только потому, что я все время била в набат, но и потому, что школа хорошая и она нужна людям.

– Когда гимназия стала комплексом?

– В 2002 году появилась идея комплексов. Выявлялись успешные школы, а значит, рентабельные, и неуспешные, то есть нерентабельные. Пришло понимание, что нецелесообразно вкладывать средства в недоукомплектованную школу, куда не идут и которая постепенно разрушается. Наша школа стала первым образовательным комплексом. Сначала было два здания, а потом дали еще два и детский сад. Создание школ для детей определенного возраста – начальная, средняя, старшая – не новация в мировой системе образования. Но за рубежом это разные школы, а у нас одна, хотя и в разных зданиях. Это единое образовательное пространство, общие образовательные программы. Ребенок не переходит из школы в школу, а меняет здания. Сегодня у нас около 70 учителей иностранного языка, 16 филологов, 14 математиков. Это целые кафедры. Им есть с кем обсуждать все новое и интересное в своей предметной области, есть где повышать квалификацию. Но комплексы уместны и выгодны в крупных городах.

В наш комплекс вошли структурные подразделения. Первыми в России на базе школы были созданы психолого-педагогический и медико-социальный центры. Сейчас в нем 14 логопедов, психологов и социальных работников. У нас также появился центр дополнительного образования. Мы первый в Петербурге ресурсный центр.

– Как справиться с таким объемом?

– А заместители на что? Есть руководители структурных подразделений, есть заведующий учебной частью, заведующий организационно-педагогической работой. Есть заместитель, который занимается ресурсным центром, заместитель по методической работе, заместитель в центре дополнительного образования, люди, которые занимаются работой предметных комиссий. Моя задача – сделать так, чтобы им работалось интересно и комфортно. Это можно сравнить с оркестром, где есть дирижер и музыканты, каждый из которых может стать солистом. Но если музыканты признали во мне дирижера, то каждый должен играть свою партию. Так создается музыка, в том числе и педагогическая.

– В комплексе есть собственная бухгалтерия?

– Да, но у нас нет финансовой самостоятельности, потому что мы не зарабатываем деньги. Нет платных образовательных услуг, потому что я считаю, что школу должно обеспечивать государство. Правда, нам серьезно помогают родители. Их помощь не понадобилась бы, если бы нормативное финансирование было достаточным. К примеру, не менее 100 тысяч рублей на ребенка. А пока все, что мы приобрели из современного оборудования, – это средства от полученных грантов.

– Майя Борисовна, возникают ли проблемы при управлении таким масштабным учреждением?

– Есть вопросы, которые вне моей компетенции. Например, школьная поликлиника определена территориально, и нам дают врача два раза в неделю. Бывают дни, когда он по той или иной причине отсутствует. А у нас две с лишним тысячи детей, физкультура каждый день. Увы, врач не положен нам по штату… Но нет задачи, которую нельзя было бы не решить.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте