Серия «Мастер-класс» обобщает педагогическую практику лучших учителей России. Настоящее пособие, «Уроки природоведения в 5 классе» Л.Л. Тимофеевой, кандидата педнаук, доцента кафедры Орловского института развития образования, создано в помощь учителям, работающим по учебнику В.М. Пакуловой, Н.В. Ивановой «Природоведение. Природа. Неживая и живая. 5 класс». Книга поможет учителю организовать деятельность учеников на уроке, провести интересный и познавательный урок. Пособие адресовано учителям, методистам, преподавателям и студентам педагогических вузов.
Урок I.
«Под небом голубым…»
Экскурсия
Предложим ребятам, удобно расположившись, послушать сказку. Это может быть сказка Евгения Клюева «По законам живой природы».
В сказках с людьми говорят животные, деревья, травы, облака. В детстве нам это кажется естественным. Вырастая, мы перестаем слышать голоса природы, закрываем для нее свое сердце, принимаясь изучать ее по книгам. Работает наш разум, молчат наши чувства. Такое учение подобно жизни богача, владеющего огромным замком, но живущего в крохотной каморке у входа.
– Приготовьтесь использовать все свои возможности, способности, таланты, данные вам Природой для общения с ней!
Задание 1. «Тишина»
Выясним, при каком условии можно «услышать» тишину. Звук рождается, когда что-либо приходит в движение. Может ли в природе «случиться» абсолютная тишина?
Дидактическая игра «Что звучит?». Ребята закрывают глаза.
Вариант I. Учитель обращает внимание ребят на определенные звуки, предлагает угадать, что звучит, выделить звуки природы.
Вариант II. Ребята внимательно слушают, затем рассказывают о том, что услышали. Предложим учащимся рассказать, о чем шепчет трава, о чем говорит дождик, о чем поют птицы. Расскажем ребятам, как общаются с помощью звуков животные. Язык звуков имеет большое значение в общении человека с природой, в общении животных. Попросим ребят найти об этом интересную информацию в дополнительной литературе и подготовить сообщения.
Задание 2. «Сказка сказывается»
Предложим ребятам ближе познакомиться с существами и предметами, заявившими о себе при помощи звуков.
Работа в творческих группах (фраза заменяется соответствующим значком). Каждой группе выдается таблица (напечатанные курсивом фрагменты учащиеся заполняют сами), в которую они будут вносить встретившиеся на их участке объекты природы. (См. таблицу.)
Дополнительные задания
1. Среди встретившихся вам растений и животных отметьте: ранее не встречавшиеся вам (не замечавшиеся ранее) (Р); названия которых были вам незнакомы (Н); строение которых вы впервые рассмотрели лишь сегодня (С).
2. Предположите, есть ли на вашем участке организмы (живые существа), которые: а) невозможно увидеть невооруженным глазом; б) нельзя отнести ни к одной из выделенных групп.
3. Что показалось интересным, необычным? Что предлагаете считать главной достопримечательностью своего участка.
Любые обитатели уголка природы, изучаемого каждой группой, имеют полное право стать персонажами сказки, которую предстоит придумать ребятам. Они могут работать полностью самостоятельно, или взять за основу сказку Е. Клюева, любую другую сказку, или опираться на предлагаемую педагогом схему.
Домашнее задание
Самостоятельно придумать сказку о любом обитателе природы.
Сказки необходимо назвать, записать, прочитать родным, друзьям, получить отзыв. Иллюстрацией к сказкам могут стать картины, которые «найдут» ребята на участке (см. ниже). Оформленные сказки можно разместить на стенде для творческих работ детей.
Прочитать статью учебника «Как изучают природу» (с. 7 новой редакции учебника).
Мир, окружающий нас, может быть очень разным в представлении различных людей. В нашей власти видеть его загадочным, волшебным, дружелюбным, интригующим или мрачным, враждебным, неживым. В первом случае природа становится неизменным источником радости и творческой энергии для человека.
Задание 3. «Разговоры без слов»
Работа связана с восприятием образов, картин природы, языка цвета и света. Именно на этом языке говорят с нами небо, небесные светила, осенняя листва, растения и животные. Работу можно проводить в разных вариантах, приводимых ниже.
Вариант I. Дидактическая игра «Живые картины». Предложим учащимся поделиться своими наблюдениями, рассказать о том, как общаются их питомцы при помощи разнообразных движений, застывая в причудливых позах. При помощи пантомимы, выступая в роли различных растений и животных, ребята могут разыграть сценки, например «Ветер», «Дождь», передать различные эмоции.
Вариант II. В просвет заранее приготовленной учителем рамки (заменить которую могут сложенные прямоугольником большие и указательные пальцы рук ребят) «помещается» уголок природы (рис. 1). «Картине» дается название. Ребятам поручается подобным образом «нарисовать картину» или «сделать фотографию» той части участка, которая наилучшим образом может послужить иллюстрацией к их сказке. Такой прием позволит запечатлеть ее в памяти.
«Человек ничего не придумал, все уже есть в природе». Предложим ребятам выразить свое отношение к этому выражению, вспомнив о музыке и песнях, которые они слышали сегодня, картинах, которые подарила им природа.
Вариант III. Расскажем ребятам, как общаются на языке цвета и света животные. (Рассказы из книги Ю. Дмитриева «Если посмотреть вокруг».) Предложим учащимся поделиться своими наблюдениями.
Вариант IV. Предложим учащимся постараться понять, о чем говорит нам небо (определение погоды на ближайшие часы по облакам и цвету неба, времени и сторон света по солнцу). Что украшает небо днем? Ночью? Именно о звездах мы будем говорить на следующем уроке.
Рефлексивно-оценочный этап
Что больше всего понравилось, запомнилось каждому? Что удивило, порадовало?
Урок II. Звезды
Оформленные ребятами сказки и отзывы о них вывешиваются на стенд. Можно проводить конкурсы, выделяя как можно больше номинаций. Выберем лучшие сказки и отметим ребят, например: за самую красивую историю; за лучший стиль; за лучшее природоведческое содержание; за лучшее оформление и, конечно, вручим приз «зрительских симпатий».
Предложим учащимся вспомнить и записать намеченную ранее тему сегодняшнего урока: «Звезды».
Задание «Звезды среди нас»
Прочитайте текст, отметьте слова, которые, по вашему мнению, имеют непосредственное отношение к теме урока. «На торжественном приеме в Кремле за заслуги перед Родиной были награждены орденами, медалями, почетными званиями светила российской науки, звезды эстрады, блестящие специалисты своего дела».
Почему некоторых людей называют звездами, светилами? Какими свойствами звезд они обладают?
– Это яркие личности, талант которых возвышает их, освещает жизнь других людей.
Именно способность светиться позволяет отличить звезды от других небесных тел на ночном небосводе по мерцанию. Что же представляют собой звезды?
Рассказ учителя, составление учащимися конспекта с использованием сигнальных рисунков. Звезды – раскаленные газовые тела шарообразной формы. Жизненные циклы звезд. Величина и яркость звезд, деление на группы. Солнце – желтый карлик, сравнительная характеристика Солнца. Двойные звезды. Движение звезд. Изучение звезд: астрономы («астрон» – звезда, «номос» – закон), использование знаний о звездах, созвездия.
Работа с текстом «То лучшее, что мне от звезд досталось». Рассмотрим изображения зодиакальных созвездий и вопрос о годичном движении Солнца через зодиакальный круг. Каждому учащемуся нужно найти свой знак. Ребята получают карточки с описанием личностных качеств представителей соответствующих знаков. Каждому нужно выбрать характеристики, которые ему присущи.
Дидактическая игра «Созвездия»
– Как показали исследования современных ученых, в созвездия оказались собраны звезды, порой находящиеся очень далеко друг от друга. Каждый из нас может составить свое созвездие!
Вариант I. Работа по карточке: ребятам нужно найти соответствующие друг другу рисунки и изображения созвездий (рис. 2).
Вариант II. Работа по карте звездного неба, на которой не отмечены созвездия: учащимся нужно самим объединить несколько звезд в созвездие, дать ему название.
Вариант III. Детям предлагается придумать созвездие – символ класса. Делается соответствующий рисунок или схема фломастером на ватмане. В нескольких точках изображения приклеиваются заранее вырезанные из цветной бумаги или фольги звездочки.
§ 1. Найти на карте звездного неба созвездия, с названиями которых познакомились сегодня.
Комментарии