search
main
0

По законам взрослой жизни Тема “Демократия – это процедура”. Старшие классы

Цель: Создать условия для формирования у обучающихся политической культуры, гражданской зрелости.

Задачи:
1. Способствовать формированию у подростков политической культуры.
2. Помочь им освоить практические навыки, необходимые для участия в избирательной процедуре, учить находить способы решения актуальных задач, стоящих перед обществом.
3. Воздействовать на воспитание моральной и правовой ответственности за происходящее, формировать гражданскую зрелость.

Ролевая игра
Игра носит обучающий характер. Выборы проходят среди учащихся разных классов. Выбирают из нескольких кандидатов президента, членов совета старшеклассников. Ребята образуют три партии, избирательную комиссию, группу журналистов, группу наблюдателей.
У партий есть информационные листы с алгоритмом их действий в соответствии с планом предвыборной кампании. Идет регистрация. Затем информирование членов партий. Выступление кандидатов на митинге, пресс-конференции, с телеобращением.

Ход занятия
Ведущая: Что такое человек? Это существо биосоциальное; социальное – значит общественное.
Завоеванием человечества является демократическое общество, которое немыслимо вне политического плюрализма, активного и сознательного участия граждан в общественно-политической жизни.
Человеку и человечеству вообще свойственно выбирать.
Участие в выборах – это проявление социальной ответственности, политической и правовой культуры каждого взрослого человека, каждого гражданина.
Гражданин постоянно выбирает и делает это потому, что неравнодушен к судьбе своей страны, своего региона, города или села.
Учитель: Демократичность выборов в России обеспечивается Конституцией РФ и соответствующими законами: Федеральным законом “Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ”, “О выборах Президента РФ”; “О выборах депутатов ГД, Федерального Собрания РФ”; “О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ); “О референдуме РФ”.
В принятом 26 октября 1994 г. Федеральном законе “Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации сказано, что “Гражданин РФ, достигнувший 18 лет, вправе избирать и быть избранным.
От чего же не зависит избрание?
Ваши предложения.
Не зависит: от расы; национальности; языка; происхождения; имущественного и должностного положения; места жительства; отношения к религии; убеждений; принадлежности к общественным объединениям.
А кто не обладает избирательным правом, определите по данному списку:
а) лица моложе 18 лет;
б) лица старше 70 лет;
в) священнослужители;
г) профессиональные военные;
д) признанные недееспособными по суду;
е) привлеченные к суду по гражданскому или административному праву;
ж) находящиеся в местах лишения свободы по приговору суда;
з) находящиеся в длительной командировке за границей;
и) имеющие двойное гражданство;
к) супруг (супруга) которых не имеет российского гражданства.
Итак, достигнув 18 лет, гражданин России обретает статус избирателя, он может пользоваться избирательным правом.
Какое вы знаете избирательное право? (Активное и пассивное). Что они обозначают?
Активное избирательное право – право избирать.
Пассивное – право быть избранным.
Ведущая: Никто не имеет права препятствовать человеку, гражданину в реализации избирательных прав.
Но оказывается, что чисто формальных оснований для того, чтобы быть избирателем не всегда достаточно для реального участия в управлении делами страны. Необходимо быть подготовленным к роли избирателя внутренне.
Русский философ и правовед Ильин говорил, что “Гражданин отличается гражданственностью – это единство правовой и политической культуры”. Причем участие в выборах добровольное. Это значит, что никто не имеет права принуждать гражданина участвовать или не участвовать в выборах против его воли.
Учитель: На основе каких принципов при демократическом режиме избиратель участвует в выборах?
(Какой характер у нас имеет избирательное право?)
Выборы у нас: всеобщие; равные; прямые; тайные.
Существует известное выражение: “Демократия – это процедура”. Процедура – это тот порядок, без которого возможны различные нарушения. А поскольку выборы – это важнейший институт демократического государства, то точная и четкая процедура их проведения – решающее условие развития страны в истинно демократическом направлении.
Сегодня мы и попытаемся пожить по законам взрослой жизни, проводя избирательную кампанию и мини-выборы, вы будете учиться процедуре выборов.
Мне бы хотелось верить, что все вы будете настоящими гражданами, которые будут принимать активное участие в выборах, а значит, определять будущее страны.

Условия игры

На добровольной основе созданы партии, блоки (не позднее чем за 6 месяцев до голосования).
Они провели собрания для определения стратегии и тактики партии, определили позиции по ключевым проблемам.
Осуществили выборы председателя партии, кандидата в президенты, совета старшеклассников, доверенных лиц, ответственных за СМИ, наблюдателей на избирательные участки во время выборов.
Выдвинутые кандидаты прошли регистрацию в центральных избирательных комиссиях и начали осуществлять предвыборную агитацию.
Председатель избирательной комиссии выступает по телевидению и сообщает о результатах регистрации.
Председатели партий проводят организационные собрания, зачитывают протоколы собраний.
Ответственные за СМИ дают информацию о проведении различных форм представления программ и представления кандидатов партии.
Доверенные лица рассказывают о кандидате и его программе (в различных формах).
Группы поддержки обсуждают лозунги, которыми должны поддерживать кандидата.
Накануне выборов кандидаты обращаются через телевидение с обращением.
СМИ объявляют о прекращении агитации (за 24 ч.).
Участки открыты для голосования. Репортаж с места событий.
В 22.00 – объявление об окончании голосования. Вскрытие урн, подсчет голосов, составление протокола по итогам выборов.
Выступление председателя избирательной комиссии по результатам голосования.
Выступление председателя избирательной комиссии по телевидению. Корреспондент в студии ведет репортаж.
Кандидатом от партии “Свобода и предпринимательство” стал _________
Партию “Школа – правовое пространство” будет представлять _________
Кандидат от партии “Свобода – двигатель прогресса…” прошел регистрацию.
Уважаемые избиратели, вы можете ознакомиться с избирательными списками. Ждем вас на избирательных участках.
Председатели партий проводят собрания.
Журналист: Наши телекамеры установлены в здании, где проходит заседание партии “Свобода и предпринимательство”.
Все члены партии собираются для заслушивания протокола.
Председатель партии зачитывает протокол о регистрации партии и кандидата.
Ответственный за СМИ должен выступить по телевидению и сообщить:
Состоится санкционированный митинг в поддержку нашего кандидата, прошу принять всех самое активное участие.
Есть возражения, поправки, дополнения? Кто за данное решение, прошу голосовать!
Поочередно проходят: митинг, пресс-конференция, телеинтервью.
На них выступают председатель партии, доверенное лицо кандидата, кандидаты с программой. Журналисты задают вопросы.
Ответственные за СМИ вывешивают в установленных местах агитационную литературу, раздают ее зрителям.
Зрители поддерживают свои команды лозунгами.
Журналист предлагает выступить с программными обращениями кандидатам от всех партий.
Агитация прекращена. Через 24 часа начнут работу избирательные участки.
Председатель избирательной комиссии объявляет результат голосования, зачитывает протокол.
Рефлексия.
Чем же мы сегодня занимались?
Выборы – это процедура.
Зачем мы проследили эту процедуру?
Почему мы остановились на выборах?
(Пассивность граждан при голосовании, является одной из острейших проблем политической жизни).
А какие же условия могут обеспечить демократичность выборов?
Альтернативные кандидаты.
Тайное голосование.
Объективное информирование.
Отсутствие дискриминационных цензов.
Общественный контроль.
Какие политические права вы реализовали в ходе выборов?
Почувствовали ли вы свое реальное влияние на политику?

Примерные программы партий

Программа партии “Свобода и предпринимательство”.
Свобода в выборе предметов в 10-11-х классах как фундамент для определения своего будущего.
Пятидневная ученическая неделя. Самостоятельная образовательная программа в течение 2 дней.
Спортивный зал открыт для желающих позаниматься спортом на переменах и после уроков за умеренную плату.
Создать коммерческую дирекцию по радиовещанию. За умеренную плату выполнять заявки на музыкальные поздравления.
Открыть предприятия малого бизнеса для продажи товаров первой необходимости для учеников и учителей.

Программа партии “Свобода – двигатель прогресса”

Только свободная личность способна на прогрессивное развитие общества.
Свобода в выборе предметов в старшей школе (9-11-й кл.).
Свободные выборы учителей-предметников и классных руководителей на конкурсной основе.
Свободное определение факультативов, курсов, спецсеминаров необходимо для избранной профессии, только тогда мы сможем двигаться вперед.
Свободную форму одежды, прически, макияжа человек волен выбирать и т.д.

Программа партии “Школа – правовое пространство”

Осознание необходимости действовать в рамках закона уже в школе.
Создать декларацию прав и свобод старшеклассников.
Разработать конституцию совета старшеклассников.
Создать органы защиты прав учеников при совете старшеклассников.
Провести референдум по вопросу о единой форме одежды и т.д.

Члены избирательной комиссии:
несут ответственность за обеспечение проведения свободных, открытых и справедливых выборов;
председатель избирательной комиссии ведет заседания;
составляют списки избирателей по избирательному участку;
сообщают избирателям, что они могут ознакомиться с этими списками;
обеспечивают подготовку помещений для голосования, избирательных ящиков;
контролируют соблюдение на территории избирательного участка правил размещения агитационных предвыборных материалов;
после проведения предвыборной агитации председатель избирательной комиссии объявляет избирательный участок открытым, предъявляет пустые избирательные ящики, их опломбирует.
В 22.00 председатель участковой комиссии объявляет голосование оконченным.
Начинается процедура подсчета голосов в присутствии членов избирательной комиссии, наблюдателей и представителей прессы.
Составляется протокол по итогам голосования (в 3 экземплярах), подписывается всеми членами избирательной комиссии.

Татьяна БУТИНА,
учитель истории и обществознания

Киров

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте