Людмила Ивановна ЛЕНЕВИЧ, директор средней школы №148, в этом году стала победителем городского тура конкурса «Лидер в образовании», обойдя руководителей престижных лицеев и гимназий, чем немало удивила общественность. Дело в том, что школа №148 не совсем городская. То есть формально относится к Омску, а на деле расположена в поселке Светлом, который находится даже не на окраине, а в нескольких десятках верст от центра. Задания, визитки и публичные выступления – все это было, конечно, непросто. Но главное не в них. Залогом победы стала обыденная ежедневная работа, которую, впрочем, даже конкуренты признали творческой. Из чего она складывается, рассказывает сама Людмила Ивановна.
Директором я стала в 2006 году – прежний ушел на пенсию. Сначала испугалась брать на себя такую ответственность. Она высока у любого директора, но в нашем поселке, мне кажется, повышенная. Светлый – военный городок. Сначала здесь стояли танкисты, потом пришел 242-й учебный центр военно-десантных войск. Из 357 учеников 60% – дети военных. Я тоже приехала сюда в 90-х вместе с мужем-офицером и дочкой.Долгое время поселок был закрытым, теперь времена изменились, но многое осталось прежним. Например, отношение жителей друг к другу. Хотя народу немало – больше 4000, но, мне кажется, даже в селе такого нет, мы здесь «свои» не только по месту жительства. Я живу через дорогу от школы, но за пять минут дойти до дома не удается – обязательно встречаю мам и пап, которым нужно поговорить о детях. Работать плохо у нас невозможно, ведь каждый день тебе смотреть в глаза родителей. Как и все учителя нашей школы, я знаю каждого ребенка в поселке, знаю, как живет его семья. Учителя у нас тоже необычные. Коллектив давно сложившийся – в основном жены офицеров. Образование у всех, конечно, высшее, но получено в самых разных вузах страны. Как и опыт: учителя работали в школах от Бреста до Дальнего Востока. Сама я из Молдавии, училась в Кишиневском педагогическом институте.На конкурсе я показывала и рассказывала то, что мы делаем каждый день. Ничего такого, чего бы в нашей школе не было, мы не представляли. К моменту директорства я уже знала и поселок, и школу изнутри, начинала учителем химии, потом стала заместителем по учебно-воспитательной работе. Принципы руководства школой, коллективом те же, что и в работе с детьми: всегда с интересом и юмором старалась подойти к уроку и искала индивидуальный подход к каждому.Больше всего меня беспокоило, что живем мы вроде бы в городе, а дополнительное образование нам недоступно. Кроме общеобразовательной школы, в поселке нет учебных заведений. Автобусы ходили еще редко, да и не каждый родитель отправит ребенка практически в другой мир. Я решила, что центром дополнительного образования поселка должна стать школа. Стали налаживать связи со школой искусств №9, спортивной школой №30, городским Центром детского (юношеского) технического творчества, компанией «Джей энд ЭС», помогающей изучать языки.Мы любим спорт, тем более что пример у нас перед глазами – учебный центр ВДВ. Есть в школе и карате, и бадминтон, и рукопашный бой. Благо работают 2 спортивных зала и 1 тренажерный. Особенно горжусь бассейном. Бассейн маленький, для ребят до 5-го класса, но восстановить его я считала нужным. Помогли Департамент образования, спонсоры. Отмывали, чистили вместе с родителями. Сейчас там занимаются не только школьники, но и малыши из поселкового детского сада.Помогают нам и военные, и церковь. Секцию карате ведет военный священник Петр Лысенко. Служащие местного храма часто проводят уроки нравственности, причем готовятся серьезно – подбирают фильмы, литературу. Это не проповеди, а живое общение, которое часто помогает лучше, чем наставления педагогов.Понятно, что, находясь в военном городке, мы не можем не работать по военно-патриотическому направлению. Наша школа, построенная в 1990 году, стоит на улице Василия Филипповича Маргелова, прославленного командующего ВДВ, Героя Советского Союза. С 1993 года у нас работали кадетские классы, которые готовили мальчиков для поступления в военные училища, давали хорошую закалку для армии. Школа выпустила 13 кадетских классов. Мы гордимся своими выпускниками, часть из которых с честью прошли через Чечню, многие, окончив военные вузы, служат в Вооруженных силах. Есть у нас и военные династии.К сожалению, не обошли нас и трагедии. Погибли в Чечне наши выпускники Павел Шевченко и Василий Коломак. Ученики школы восприняли это как личную потерю. На фасаде школы мы совместно с Ленинским отделением Российского союза ветеранов Афганистана Омского городского отделения Всероссийской общественной организации «Боевое братство» установили мемориальную доску. В патриотические праздники – 9 Мая, 23 Февраля – мы вместе. Проводим эстафету в память о выпускниках, погибших при исполнении воинского долга.Мирные праздники у нас тоже стали всеобщими. На День знаний собирается все село – представители комитета территориального самоуправления, сотрудники администрации округа, руководство 242-го учебного центра, заведующая детским садом, ветераны войны и труда. С КТОСом у нас дружба особая, в поселке нет клуба, зато в школе есть прекрасный актовый зал, а главное – творческие дети. У нас совместный план работы, который включает не только парадные мероприятия. Вместе помогаем семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, бывает, вместе и воспитываем нерадивых родителей. Кстати говоря, когда сокращали социальных педагогов, мы постарались и ставку оставили, нельзя нам без него.Верный друг школы и детский сад. В 2010 году мы открыли нулевой класс для шестилеток, в котором сейчас 47 малышей. Готовим для себя учеников, но начинаем еще в детском саду. Детсадовцы приходят к нам, школьники – к ним, польза обоюдная. Ну и маленькие радости для директора школы: я, например, могу пригласить на работу молодого специалиста, будучи уверенной, что его сын или дочь не останется без места в детском саду.После создания в 1999 году Омского кадетского корпуса нужда в кадетских классах отпала. Выпустили последний, уже когда я стала директором, и задумались. Детей в школе стало меньше. Когда-то в школе, рассчитанной на 625 мест, учились 1200 человек! А теперь и 300 набрать трудно. Тут сыграли роль и демография, и то, что поселок постепенно стареет. Как привлечь детей? Да не наших, поселковых, а из города? Малореальная задача, но выход мы нашли опять же с помощью дополнительного образования. Узнали, что многие дети мечтают заниматься хоккеем, в Омске этот вид спорта популярен. Но чтобы делать это всерьез, нужны две тренировки в день. И три года назад мы создали хоккейный класс, заключив договор с Ледовым дворцом спорта имени А.Кожевникова. Теперь родители со всего города привозят к нам ребят.Строго говоря, это не моя идея, мы ее «подслушали» у детей и родителей, благодаря компактности нашей жизни мы довольно чутко улавливаем их настроения, пожелания. К тому же на родительских собраниях просим высказывать свои предложения, замечания, может быть, дети с мамами и папами поделились каким-то проблемами, а мы не расслышали? Школа у нас открыта, каждый может прийти с предложением, идеей, просьбой, помощью. И приходят. У нас нет благотворительного фонда, и деньги мы с родителей не собираем. Ищем спонсоров, благо круг общения широкий, ведь школа – центр поселка. И стараемся, чтобы родителям самим захотелось сделать жизнь детей комфортнее. Например, ремонт спортзала – идея родителей, финансировала это городская администрация, но мамы и папы взяли на себя часть затрат, увидев, например, что нужно покрасить пол. А увидели они это, потому что сами приходят на секции.Так что новые федеральные государственные стандарты, по крайней мере в части дополнительного образования, жизнь школы не изменили. Уроки по-новому – это сложнее, тем более что коллектив в большинстве своем опытный, привыкший работать по-своему. Но знаете, чем мы отличаемся от многих других? Мы же жены военных! А это значит повышенное чувство долга. Хотим не хотим, а можем! У Татьяны Ивановны Юрловой, всю жизнь работающей учителем начальных классов, возникла проблема с электронным дневником. Точнее, с его заполнением на компьютере. Ничего, села рядом с внуками и научилась!Теперь и молодежь к нам потянулась. В прошлом году пришла девочка после педуниверситета – Ангелина Николаевна Мелешко. Точнее, приехала из города, за тридевять земель. Говорит: «Хочу у вас работать». А у нас и часов-то химии было мало, да и не поверила я, что человек захочет ежедневно выдерживать столь долгий путь. А нынче Ангелине Николаевне наша же выпускница из Светлого предложила местами поменяться, она как раз в городе устроилась. Так Ангелина не захотела – моя, говорит, школа! Кстати, именно она меня подтолкнула к участию в конкурсе. И я счастлива не оттого, что победила, а оттого, что лишний раз убедилась, среди каких замечательных людей работаю!
Наталья ЯКОВЛЕВА, Омск
Комментарии