search
main
0

По законам будущего. Татьяна ХОДЖЕР, директор авторской экспериментальной школы №155, Омск

Инновации – основа развития школы. Безусловно, директору проще, когда есть привычный план, отработанная программа и неплохие учителя, которых не нужно толкать по непроторенному пути. Но тогда теряется миссия школы. Еще Кант говорил, что школа должна жить по законам будущего. Мы ведь учим детей выстраивать отношения, в которые они будут погружены через несколько лет. Хотим воспитать успешную личность, которая найдет себя в созидательной деятельности, научится работать и отдыхать, любить семью и Родину. У инновационной деятельности, на мой взгляд, три цели: поиск новых смыслов деятельности педагога, иных отношений между учителем, учеником и родителем и, главное, понимание содержания образования как способа становления личности ребенка. Пока мы из школы памяти не превратимся в школу мысли, не будет у России будущего! На мой взгляд, самое яркое педагогическое событие России ХХ века – удивительный творческий синдикат, заложивший основы педагогики сотрудничества.

Правда, увлекшись внешними атрибутами, упустили главное. Идею педагога – сопроводителя учеников подхватили немногие. Есть инновации, которые завтра становятся буднями, а есть вечные, которые позволяют развиваться ученику и учителю всегда. В 1997 году мы долго работали над систематизацией гуманитарных знаний. Как происходит в жизни? Учитель русского языка, говоря о Гомере, непременно рассказывает о Древней Греции. Потом ему вторит учитель истории. И учитель МХК говорит примерно то же самое. Мы же выстроили гуманитарные предметы так, что у ребят создается целостное представление о мире, – с помощью интегрированных уроков. Мы тоже говорим о Древней Греции, но каждый – со своей точки зрения. Ежегодно, разумеется, наполняем эту работу новым содержанием.

В 9-м классе обязательно проводим урок «Ломоносов – эпохальная личность в истории мировой культуры». Его программу пишут учителя химии, физики, изобразительного искусства, математики, русского языка, МХК. Дети, сопровождаемые педагогами, сами добывают знания. Вот как реализовалась идея Шаталова через годы.

Но смысл инновационной деятельности не только в том, чтобы развивались дети. Не менее нужна она для того, чтобы не старела душа учителя. Педагогу должно быть интересно решать задачи, которые ставит жизнь. А старыми способами это сделать невозможно. Хотя это не исключает классики. Я почти тридцать лет работаю, и дети почти тридцать лет любят участвовать в конкурсе на лучшее чтение стихов. Важно, чтобы инновационная деятельность не превращалась в революционную. Есть и такие печальные примеры. В конце 90-х годов целый класс одной из омских школ пришлось оставить на второй год. Эксперименты над детьми – это жестоко. Потому тут просто необходимы не только помощь, но и контроль органов управления образованием.

Мне кажется, многие директора часто забывают, что в инновационном процессе есть полноправные участники – родители. Их надо воспитывать. Не всегда они понимают сразу, зачем нужно проводить уроки в музее, как это предусматривает наша программа адаптации детей в обществе «Я и мой город». А затем, что в музее урок только начинается! Дальше идет работа мысли – и это главный урок.

Учитель, занимающийся инновациями, должен быть един в трех ипостасях – теоретик, исследователь и педагог. Великий педагог сказал, что мир – только спор детских голосов. Когда в учителе появляется детскость открывания мира, возникает инновация. Если педагог хочет, чтобы его предмет был интересным и в ХХI веке, и в ХХII, он обязан думать, как сделать его нужным детям. Иначе это не учитель, а ремесленник.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте