Не так давно в школах города и республики в целом прошли репетиционные экзамены по математике, которые стали частью большой программы по подготовке старшеклассников к единому государственному экзамену. В дополнение к математике, которую школьники уже сдавали в форме ЕГЭ в прошлом году, теперь добавились биология, физика и химия.
Разница между математикой и другими предметами заключается в том, что она является обязательным предметом, ее сдают все учащиеся, а биология, физика и химия – предметы по выбору, и их сдают только выбравшие, т.е. пожелавшие.
Однако, на мой взгляд, формулировка «обязательные предметы» требует уточнения.
Почему такой чести удостоена литература, а не русский язык, который теперь изучается во всех классах общеобразовательной школы?
Что хочет школа по поручению общества проверить у своих выпускников? Грамотность, которая действительно в последние годы опустилась до крайне низкого уровня, или умение письменно провести анализ художественного произведения, обнаружив при этом и знание текста, и грамотность, и другие соответствующие навыки?
Если школа хочет проверить, насколько выпускник владеет грамотной письменной речью, то удобнее и объективнее это сделать с помощью диктанта или, на худой конец, изложения.
О школьном выпускном сочинении так много уже сказано и написано, что добавить что-либо новое трудно и нет особой необходимости. Однако по-прежнему считается, что сочинение должны писать обязательно и все. Но почему? Тем более что очень часто тема сочинения сформулирована таким образом, что предполагает анализ художественного произведения, характеристику персонажей, выявление роли эпизодов и деталей. Следовательно, выпускник должен выступить не просто автором сочинения, но и обнаружить задатки литературоведа или критика.
Аналогичная история с математикой. И здесь вновь обязательное, не допускающее никаких исключений: ее должны сдавать все. Но вновь: почему? И для чего? Что проверяет школа на этом экзамене у своего выпускника? Знание всех разделов математики? А если это ярко выраженный гуманитарий, который, поступив в вуз по своему профилю, больше никогда о ней, о математике, тем более в том объеме, которого требует ЕГЭ, не вспомнит?
Современная школа, а с этим утверждением согласно большинство учителей-практиков, сделала огромный шаг вперед, когда ввела понятие «предметы по выбору для сдачи выпускных экзаменов». Но это обязательно должно относиться ко всем предметам, выносимым для сдачи выпускниками на итоговой аттестации.
Кумертау,
Республика Башкортостан
Комментарии