Если спросить среднестатистического гражданина, что он может сказать относительно качества образования в нашей школе, ответы скорее всего будут неутешительными. Что-нибудь из разряда: «И было-то не ахти, да стало еще хуже, а в будущем вообще мрак!» Однако это, как говорится, во многом субъективное мнение. А вот что говорят объективные данные, предоставленные Рособрнадзором на пресс-конференции, посвященной результатам международного исследования качества образования PISA.
Если в 2012 году согласно международным исследованиям PISA Россия по естественно-научной грамотности занимала 37-е место, то в 2015 году наша страна поднялась на 32-е, обогнав Литву и Грецию.Еще более уверенная динамика в плане математической грамотности: в 2012 году мы были на 34-м месте, в 2015-м переместились на 23-е, почти сравнявшись по результатам с Францией, Великобританией, Австрией, Чехией.И уж совсем невероятный скачок нам удалось совершить в плане повышения читательской грамотности школьников. Если в 2012 году по данному показателю мы были на 42-м месте, то спустя три года взлетели аж до 26-го! Здесь мы догнали такие страны, как США, Испания, Китай, Португалия, Великобритания, Швеция и т. п.- Нужно отметить, что система образования в России имеет ряд особенностей, – сказал глава Рособрнадзора Сергей Кравцов. – Биология, физика, химия, география (а в ряде школ также астрономия и экология) у нас преподаются как самостоятельные дисциплины, в то время как во многих других странах их изучают в рамках единого предмета «Естествознание». Кроме того, у нас основной упор традиционно делается на фундаментальную академическую подготовку, а PISA, как известно, проверяет не столько знания, сколько умения эти знания применять на практике, уметь оперировать данными, обрабатывать их, прогнозировать и обосновывать результаты. Тем более приятно наблюдать столь явный прогресс наших учащихся за столь короткий промежуток времени.По мнению Кравцова, вполне возможно, что улучшение результатов объясняется общим увеличением доли практико-ориентированных заданий в курсе математики. Напомним, что с 2013 года в ГИА-9 включен блок «Реальная математика», практические задания появились и в ЕГЭ по математике. Не стоит сбрасывать со счетов и новый ФГОС, в котором читательская и информационная грамотность занимают важное место. Хотя, конечно же, нам еще предстоит очень серьезно переосмыслить данный феномен, понять, что же именно и в какой степени способствовало столь положительной динамике.Еще один весьма интересный момент: результаты исследований PISA демонстрируют пусть и незначительное, но все же увеличение числа школьников, показавших высокий уровень математической, естественно-научной и читательской грамотности, а главное – заметное уменьшение числа ребят с низким уровнем грамотности. Это значит, что победа на всех трех фронтах достигнута не столько благодаря «звездочкам», которые нас всегда выручали, сколько самым отстающим ученикам, которые показали хорошие результаты. Иными словами, как ни крути, а факт остается фактом: мы стали лучше учить, дети стали лучше учиться.И все-таки, утверждает старший менеджер проекта PISA Организации экономического сотрудничества и развития Питер Адамс, не следует забывать, что в основе любых компетенций лежат прежде всего знания. Нет знаний – бессмысленно говорить о развитии способностей что-то применять на практике, потому что нечего применять. В этом смысле Россия имеет все шансы на успех, потому что в стране заложены хорошие традиции знаниевой педагогики. Но теперь главное – перестроить образовательный процесс таким образом, чтобы ребята могли лучше использовать полученные на уроках знания в быту, в реальной ситуации, для решения повседневных проблем и задач. Стремление подняться в рейтинге стран по показателю PISA не может и не должно стать самоцелью, равно как ни в коем случае не стоит сводить весь смысл обучения детей в школе к сдаче ЕГЭ на максимально высокий балл. На самом деле умение решать практические задания – то, что всем нам без исключения пригодится в жизни, и школа должна нам в этом помочь.Руководитель Центра национальных и международных исследований качества образования Сергей Станченко привел примеры заданий, используемых в исследовании PISA. По его словам, они вовсе не такие уж и сложные, но чтобы их выполнить, необходимо действительно проявить изрядный элемент творчества, уметь связать несколько разных тем, явлений, данных, проанализировать, выбрать наиболее оптимальный результат и изложить его доступным языком.
Комментарии