Странные мы люди, русские: то разрушаем все до основания, что веками было дорого, то пытаемся то же самое возродить из пепла… Особенно обидно за культуру – духовную составляющую России.
В июне 2011 года четырнадцать студентов строительного колледжа №26 во второй раз отправились в волонтерскую поездку в село Ильинское, которое расположено недалеко от маленького провинциального городка Нерехты, что в Костромской области. Ехали мы туда с определенной задачей – продолжить восстановление Одигитриевской церкви, построенной в XVII-XIX веках. Помогать местному женскому монастырю в реставрации церкви мы начали еще в прошлом году, много тогда сделали внутри храма (в основном это были отделочные работы), а в 2011 году нам предстояло продолжить начатую реставрацию.Помню мои первые впечатления от прошлогодней поездки. Я вовсе не сентиментальный человек, но, поверьте, плакать хотелось от того, что осталось от некогда большого села, больно было смотреть на заброшенные поля, развалившиеся коровники, заколоченные дома… Вспоминаю местных жителей, их в этих местах было немного, но у всех на лицах было написано немое удивление: что, дескать, понадобилось молодым москвичам в этакой глухомани? Позже их отношение к нам изменилось…Церковь, в которой нам предстояло работать, тоже производила впечатление осиротелой дочери этих заброшенных мест: обшарпанные, почти черные стены, прокопченные своды (местные жители здесь жгли костры при советской власти, когда с религией нещадно боролись). Но нашелся в Нерехтском районе человек, который не смог равнодушно пройти против медленно умирающего храма. Инициатором возрождения церкви стал духовник Успенской Тетеринской пустыни иеромонах Антоний (Бутин). Невысокий, черноволосый, неизменно в длинной коричневой (или черной) рясе, отец Антоний был постоянно рядом с нами, подсказывал, как надо сделать то или другое, помогал (у него просто золотые руки – так много он умеет!), интересно рассказывал об истории храма и местного края. Мы его по-настоящему полюбили за время общения, он был для нас здесь духовным наставником. Отец Антоний стал инициатором настоящего духовного возрождения этого края. Под его руководством получила новую жизнь Богоявленская церковь в Нерехте, восстановлена часовня в Тетеринском на месте явления Боголюбской иконы Пресвятой Богородицы, началось возрождение церкви в селе Ильинском. Отец Антоний изучает историю этих мест, пишет книги, статьи. Он спит по 3 часа в сутки, остальное время посвящает Богу, монастырю и людям, которые каждый день приходят на службу в церковь. А еще вокруг него всегда много молодежи. Видно, что местные ребята доверяют ему, им интересно общаться с этим замечательным человеком. Любви и внимания батюшки хватает всем – и старым, и молодым. Именно отец Антоний предложил настоятельнице Успенской Тетеринской пустыни устроить при храме в селе Ильинском небольшой скит – монастырское подворье. Игуменья Феофания поддержала инициативу духовника монастыря и обратилась за благословением к правящему архиерею. С этого времени началось возрождение храма. Силами отца Антония, сестер монастыря и паломников из храма был вычищен мусор, перекрыта крыша, восстановлены купол с крестом, металлические решетки на окнах. Нам предстояло начать внутреннюю отделку храма. Работа предстояла большая – необходимо было оштукатурить внутренние помещения. Мы с усердием взялись за работу, потому что понимали, что эта церковь нужна людям. Не секрет – в окрестных деревнях живут преимущественно люди старшего поколения, ближайшая церковь находится в 10 километрах от села, а автобус ходит всего три раза в неделю. За время первой нашей волонтерской поездки мы выполнили всю запланированную работу, а уже в августе 2010 года в храме состоялась первая служба. Трудно было передать нашу радость, когда мы узнали об этом. Но вот наступило лето 2011 года. Мы вновь отправились в дорогу. Некоторые ребята приняли участие в этом благородном деле уже во второй раз, остальные поехали в Ильинское впервые, но все мы были воодушевлены одной идеей – продолжить дело, начатое в прошлом году. Среди участников волонтерской проездки были не только православные христиане, но и мусульмане. Наиль Ниазбаев и Айдар Аюпов тоже решили нам помочь и внесли немалую лепту в дело восстановления церкви. Они так же добросовестно работали во время реставрации, как и мы, душу вкладывали в каждое порученное дело. И за это им отдельная благодарность. Летом 2011 года мы не только успели много полезного сделать для храма, но и собрали богатейший материал об истории церкви, в реставрации которой принимали участие. Из рассказов отца Антония мы узнали, что Одигитриевская каменная церковь в селе Ильинском была возведена в XVII-XIX веках. Точной даты постройки, к сожалению, не сохранилось. Строителями этого храма были выходцы из крепостных крестьян Токмачевы, получившие дворянское звание за ратные подвиги на поле брани в Семилетней войне с Пруссией. Первоначально в Ильинском Токмачевы построили каменную часовню в старом русском архитектурном стиле. Эта часовня была посвящена списку с прославленной в 1635 году после моровой язвы в городе Шуе чудотворной иконы Смоленской Одигитрии. Позже, в XIX веке, часовню перестроили в небольшой приходской храм. Отец Антоний, местные жители рассказывали нам, что после 1917 года Прохоровы-Токмачевы были раскулачены. В 1934 году был арестован священник Александр Васильевич Алин вместе со своей матушкой, их дом экспроприирован, церковь закрыли, сбросили колокола, описали утварь. Все иконы сельчане унесли по своим домам, а в храме устроили зернохранилище. В 40-е годы солдаты военной части, приквартированной в селе Левашово, по кирпичику разобрали церковную ограду. Большой урон нанес зданию храма ураган 1965 года. Порывом ветра были снесены церковный шпиль и купол, ветер оторвал множество железных листов церковной кровли. Когда развалился Ильинский колхоз, жители Ильинского стали разъезжаться. Здание церкви было заброшено, в храме жгли костры, из-за чего погибла вся настенная роспись. Казалось, что церковь погибла безвозвратно. Но сегодня храм возрождается и в нем, как и в XIX веке, идут службы (несмотря на то что он восстановлен еще не до конца). Наш волонтерский отряд внес в это значимое дело пусть малый, но все-таки вклад. С теплотой вспоминаю местных прихожан, которые благодарили нас за проделанную работу; видно было, что для них это очень важно, потому что неизменно живет в сердцах людей надежда на лучшее будущее для себя и своих детей, а значит, и для России в целом. Я верю, что с возрождением храма на месте нынешнего заброшенного села вскоре вновь закипит жизнь – вернутся в родные места люди, построят новые дома, будут растить детей, возделывать поля. После этой волонтерской поездки мы вспоминаем размышления отца Антония: «Знать о прошлом необходимо. Жизнь каждого поколения отражает черты современной ему эпохи, поэтому даже простая любознательность заставляет с интересом читать записки и слушать воспоминания о более ранних событиях, хотя бы и малозначительных. Удивительно, как переплетаются глобальные события с частной жизнью небольших поселений и отдельных лиц из русской глубинки. Но их жизнь – одна из страниц русской истории, так же достойная сохранения в памяти, как и все из жизни прежних поколений. Наши предки, безусловно, заботились о своих детях, старались дать им лучшее, что могли. Почтить их память наш святой долг». Сегодня силами отца Антония, монахинь женского монастыря, паломников, московских волонтеров первый шаг к возрождению церкви в селе Ильинском сделан. Остается верить, что с Божьей помощью начнется новая жизнь в этом крае, что не иссякнут в сердцах людей любовь к своему Отечеству и стремление к сохранению памяти о своих предках. Уверен, что с таких малых дел и начинается духовное возрождение России, без которого у нас, современной молодежи, нет будущего. Иван ТЕПИКИН, студент строительного колледжа №26 Мнения по поводу Патриарх Московский и всея Руси КИРИЛЛ: – Главная тема, которая меня сегодня беспокоит, – это разрушение нашей общественной морали, нравственной основы нашей жизни. С одной стороны, общество сейчас как бы объединяется законами, общими программами, но, с другой стороны, происходит колоссальное отчуждение одного человека от других, партикуляризация общественной системы. Люди становятся одинокими, не связанными с другими. В основе всего, конечно, колоссальный нравственный кризис, который имеет место. Поэтому мне кажется, что преодоление межнациональных и межрелигиозных различий лежит на пути укрепления общественной морали. Ведь нравственные ценности, исповедуемые всеми религиями, очень близки друг к другу – это наш общий базис. Сегодня тема морали не десятый, не двадцатый, не тридцать пятый вопрос, как иногда мы можем видеть это в программах политических партий. Уважение вырастает тогда, когда есть общность. Поэтому мне кажется, что тема возрождения нравственных основ нашей национальной жизни, перевод этой темы с плана второстепенного на первостепенный, развитие национального самосознания, религиозности людей, их верности своим нравственным законам и принципам одновременно формируют, конечно, духовно сильную личность, которую будут все уважать. Приезжие в Москве будут уважать русских, которые верят, крепко стоят на своих нравственных основах и являют нравственный пример другим. Как и русские будут уважать точно таких же людей, которые у себя дома крепко стоят в вере, в нравственных своих основах и принципах. Поэтому мне кажется, что религиозное воспитание, формирование нравственности в каждой религии в соответствии с ее законами и одновременно развитие того, что мы сегодня называем диалогом, вовлечение религиозных общин, национальных общин в решение общих проблем – это, я думаю, и есть какой-то путь к решению вопроса. Равиль ГАЙНУТДИН, муфтий, председатель Совета муфтиев России: – Мы должны воспитывать наших детей, нашу молодежь в духе любви к своей истории, в духе любви к своему Отечеству. Мы должны воспитывать в наших гражданах патриотизм. На патриотических чувствах мы должны объединять наших граждан, нашу молодежь, наших детей, развивать в нашем государстве атмосферу доверия и уважения между нашими народами. Если будет уважительное отношение к нашим народам, наши народы будут относиться к другим народам, к другим культурам, к другим религиям также уважительно. Будет уважение – у нас будет и доверие. Будет доверие – будет уважительное отношение между нашими гражданами. Нужно, чтобы мы все вместе гордились и своими территориями, и своими богатствами, и своими народами, у которых разные культуры, разные религии, но все они граждане единого Отечества. Бер ЛАЗАР, главный раввин России: – Я помню притчу, которую слышал в детстве, она из Талмуда. Жили два брата. У одного была большая семья, другой никогда не женился. В какой-то вечер брат сидит дома с детьми и думает: «Жаль, что у моего брата нет детей, нет жены, наверное, ему скучно, тяжело. Мы всегда урожаи разделяем пополам, я дам ему чуть-чуть больше, чтобы по крайней мере у него были материальные богатства». И так среди ночи он встал и принес брату продуктов чуть-чуть больше, чем тот получал раньше. Но в тот же самый вечер другой брат тоже думал: «Я один, сколько мне нужно? Я мало ем, а у брата жена, много детей, я помогу ему». И среди ночи тоже встал и принес ему продукты». Утром они встали и увидели, что количества не стало меньше. Каждый думал, что мало дал брату, поэтому на следующий вечер отнесли то же самое, но еще больше. Утром – то же самое. На третий вечер так получилось, что они встретили друг друга и каждый нес мешок. «Что ты делаешь?» – «Что ты делаешь?» И поняли, что происходит. Какой вывод? Нам нужно больше думать, какие нужды есть у наших соседей, у наших друзей, у других народов. Если мы будем постоянно думать о них, помогать другим, то я уверен, что для нас будет еще лучше. И Бог точно вернет нам то, чего не хватает нам, и будем жить все в мире долгие-долгие годы.
Комментарии