Учитель английского и французского языков Андрей КОЛОУХОВ сразу откликнулся на просьбу дать интервью. И мы тут же соединились по WhatsApp для беседы. Говорил он быстро, энергично, притом внимательно слушал вопросы и охотно давал ответы, делился своими впечатлениями от конкурса, рассказывал о работе в школе.
Окончив школу №1 города Абакана, где Андрей Александрович работает сейчас, он не особо задумывался, хочет ли стать учителем. Был интерес ко многим предметам, однако к гуманитарным наукам тянуло сильнее. Позднее он осознал, что на выбор профессии повлияла и семья: тетя работает учителем французского, да и бабушка была педагогом.
Начав вести занятия, Андрей Колоухов понял, что это и есть его призвание. Сейчас у него 35 часов в неделю, две смены, с пятого по одиннадцатый класс, плюс классное руководство в шестом классе. Кроме того, он работает методистом. Участвует в конкурсах. Его рассказ о нагрузках и перегрузках живо напоминает мне собственный опыт. Неудивительно, что среди профессиональных и личностных ценностей Колоухов называет работоспособность, постоянное повышение своего профессионального уровня, выдержку, честность и целеустремленность, а также уважение.
– У меня шестой класс, ребята увидят меня – бегут, делятся своими проблемами. Мы с ними занимаемся спокойно, приучаю их к самостоятельности, что сыграло большую роль в прошедшем году, когда я временами отсутствовал по 2-3 недели, участвуя в конкурсе. Мне очень нравится заниматься со всеми учениками, будь то 5-6‑е или выпускные классы. В преподавании иностранного языка для меня важен коммуникативный подход, учу ребят общаться друг с другом, а не только слушать и повторять все за учителем. Бывает так, что человек может читать, знает грамматику, а с устной речью и пониманием проблемы. Пишу свои разработки, планы уроков, строю их как беседы, – рассказывает педагог.
В конкурсных материалах Андрей Колоухов дал свое определение, каким же должен быть настоящий учитель: «Примером для меня стал образ учителя-мужчины, созданный в кино Вячеславом Васильевичем Тихоновым в фильме «Доживем до понедельника». Это человек, знающий свой предмет и любящий своих учеников. В школе нужно не только увлечь своим предметом, но и воспитывать подопечных, сделать их не только знатоками, но и людьми. И именно поэтому я выработал для себя принципы, которыми стараюсь руководствоваться в своей работе. Я всегда стремлюсь прививать детям любовь к своему предмету. Ведь, по мнению Гете, научиться можно только тому, что любишь. И «нет более быстрого пути к овладению знаниями, чем искренняя любовь к мудрому учителю». При этом самое главное – вызвать доверие и интерес учеников, подобрать нужные слова, нестандартные методы и приемы. Я стараюсь, чтобы мои ученики ощущали удовлетворение от достигнутых результатов, от всего сделанного, прочитанного и продолжали стремиться к новым знаниям. Ученик, который учится без желания, – это птица без крыльев. Несомненно, изучение иностранного языка – это очень тяжелый каждодневный труд. И именно поэтому нужно мотивировать ребят, а для этого самому запастись большим терпением. Пройдет немало времени, возможно, и не один год. И однажды тот, кто отмалчивался на последней парте и с трудом читал, станет одним из лучших учеников и главным помощником на уроке. Главное – верить в каждого, давать поддержку и внимание и помочь поверить в собственные силы. А главной наградой станет возможность увидеть глаза ребенка, получившего одобрение и признание. Ведь даже самый маленький успех – это победа! А кроме того, я понимаю, что как учитель несу ответственность за то, какими станут мои ученики. Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, значит, вырастить угрозу для общества. Учитель должен уметь чувствовать ребенка и давать ему именно то, что ему сейчас необходимо».
А потом идет еще одно, неожиданное определение: «Аппетит приходит во время еды!» Что имеется в виду? Начал работать, все понравилось – стабильность, зарплата, летний отпуск. Работа творческая, постоянно происходит нечто интересное, находишь что-то новое. Дети растут на глазах, становятся взрослее. Отчасти благодаря им и у самого возникает осознанное желание расти.
Когда Андрей решил участвовать в конкурсе, его поддержал дружный коллектив, включая директора Людмилу Огурцову. По мнению учителя, чтобы успешно пройти все этапы, необходима поддержка. В 2021 году он дошел до муниципального уровня, понял, что мало знает обо всем процессе профессионального состязания. И решил, что получил замечательный опыт. Через год уже участвовал осознанно, подготовился. Уверенно давал открытые уроки, проводил мастер-классы. Смеется: волнение перед каждым выступлением обязательно есть. Мне вспоминается английская пословица: чувствуешь, будто в животе бабочки летают. Но на то он и конкурс. Колоухов стал победителем регионального этапа и поехал в Тюмень, где познакомился со многими прекрасными учителями, специалистами в области образования. Как и все те, кого мне довелось интервьюировать, он повторяет, что чувствовал себя среди себе подобных.
– Не было никакой зависти, недружелюбия, – делится Андрей. – Все одинаково переживали. Помогали друг другу, общались, просто проводили вместе время. Понимаете, это уникальная возможность для педагогов фактически познать всю страну, нашу необъятную Родину! Честно сказать, я не совсем ожидал, что войду в пятнадцать лучших. Просто делал все добросовестно, старался показать, что умею, в чем оригинальность моего подхода, методики. Выполнял все необычные задания.
На вопрос о будущем Колоухов уверенно отвечает, что не собирается уходить из школы. Продолжает давать мастер-классы и открытые уроки, на которые приезжают коллеги из соседних регионов, из других школ. Сам уже успел принять участие в различных форумах, ездил в Петербург, недавно вернулся из Брянска. Считает, что после победы на региональном этапе и участия в завершении конкурса у него расширились горизонты, возросла уверенность в своих силах. Кроме того, пришло понимание новых возможностей.
Андрей Колоухов не собирается оставлять школу, преподавание – дело его жизни, работа с детьми – призвание и веление души. Нет ничего важнее, чем воспитание новых граждан, полезных членов общества. Он готов и к административной работе: почему бы не попробовать себя, не принести пользу большему числу людей.
– Конечно, теперь сильнее желание участвовать в других конкурсах, это ведь и опыт, и общение, и поездки по стране. Подал заявку на конкурс «Флагманы образования», еще хочу попробовать свои силы в конкурсе классных руководителей, – делится педагог.
Остается ли при таких нагрузках время на хобби, спорт? Да, Андрей занимается борьбой, бегом. Если времени совсем не хватает, поднимает тяжести. Физические нагрузки нужны обязательно – необходимо двигаться, держать себя в форме. Работа с детьми требует много сил как физических, так и моральных. Я думаю, глядя на Андрея: в здоровом теле здоровый дух. Спрашиваю, что читает. Ответ довольно неожиданный: на столике лежит книга Марка Аврелия «Наедине с собой» (Марк Аврелий – римский император из династии Антонинов, философ, представитель позднего стоицизма, последователь Эпиктета. – Прим. авт.). Интересны его рассуждения и сама философия стоицизма. Из художественной литературы помимо русской классики называет романы немецкого писателя Эриха Марии Ремарка. Говорит, что они тяжеловаты для чтения, грустны, но интересны. Показывают, как герои преодолевают трудности. Да, романами Ремарка мы зачитывались в юности, казалось все таким романтичным… Лишь потом, прочитав о его жизни, я поняла для себя, почему в его книгах столько печали.
Как большинство современных людей самых разных профессий, владеющих ИКТ, Колоухов читает в основном электронные версии книг. Телефон берешь с собой, много места он не занимает. Большие тома в дороге не потащишь, а почитать, когда есть немного свободных минут, хочется. Педагог спокойно рассказывает о своих интересах, показывая немалое знание литературы, и я думаю: да, современный учитель и должен быть человеком разносторонне образованным. Не зря существует современное определение: по-настоящему образованный человек – тот, кто знает, где и как быстро найти нужную информацию.
Впечатление от беседы остается знакомое по другим участникам конкурса «Учитель года». Все, с кем мне довелось общаться, – люди творческие, ищущие. Есть уверенность в том, что они не остановятся на достигнутом, будут продолжать поиск, стремиться к самосовершенствованию.
Нина КОПТЮГ, Республика Хакасия
Комментарии