Сам по себе компьютер без программного обеспечения не более чем груда железа. Поэтому прежде чем начать работать, необходимо установить на него софт. Но многие ли знают, что к каждой программе прилагается лицензионное соглашение? И главное – все ли читают его в процессе инсталляции, пусть даже не дословно, а бегло? Скорее всего, нет – как показывает практика, подавляющее большинство пользователей просто автоматически отмечают «Согласен» и продолжают установку дальше. Между тем поступать так нежелательно.
Дело в том, что в лицензионном соглашении прописываются почти все нюансы взаимоотношений между производителем данного ПО и пользователем, который его приобрел. Здесь указывается, в частности, сколько разрешено сделать копий данной версии продукта, можно ли устанавливать его на несколько компьютеров, имеете ли вы право русифицировать меню, переводить его на другие языки, производить модификацию и прочие действия, а также многое другое, что производитель сочтет важным донести до вас.
Возьмем для примера лицензионное соглашение компании Adobe на продукт Acrobat Reader 7.0 и посмотрим, что там сказано про количество резервных копий. Для чего нам это нужно? Да для того, чтобы не быть обвиненным в пиратстве. Так вот, компания Adobe разрешает делать всего одну копию, которую запрещается передавать третьим лицам. Следовательно, создание двух и более копий является нарушением лицензионного соглашения и может повлечь за собой различные санкции, вплоть до уголовных.
Уместно задать вопрос: а существуют ли какие-то гарантии, предоставляемые производителем на его программное обеспечение? На самом деле все это в идеале тоже должно быть прописано в лицензионном соглашении. Правда, в большинстве случаев никаких гарантий не предоставляется, вы используете программный продукт «как есть», и это не зависит от того, как вы его приобрели: то ли за свои деньги, то ли бесплатно.
Но нередко эта сторона вопроса оговаривается особо, и изготовитель расписывает, в каких случаях и при каких условиях возможна замена ПО или выплата компенсаций. Это важный момент, так как бывают и довольно серьезные программные сбои, которые могут повлечь за собой материальные потери. И вина в этом случае целиком и полностью лежит на плечах разработчика данного программного продукта, а вовсе не на тех, кто его эксплуатирует.
В лицензионном соглашении могут прописываться и различные исключения по географическому или иному показателю, в которых указываются «льготы» по использованию программного обеспечения. В нашем случае гарантия на Adobe Acrobat Reader 7.0 распространяется только на жителей Германии и Австрии, о чем специально указано в отдельном пункте. Там же прописано, что именно компания Adobe подразумевает под гарантиями. В другом соглашении, написанном для пользователей других стран, может быть разрешено создавать более чем одну резервную копию или использовать продукт больше, чем на одном компьютере.
В соглашении Adobe касательно программы Acrobat Reader 7.0 сказано, что данное ПО распространяется бесплатно. При этом в нем есть такие строчки: «НАСТОЯЩЕЕ СОГЛАШЕНИЕ БУДЕТ ИМЕТЬ ИСКОВУЮ СИЛУ КАК ЛЮБОЕ ИНОЕ ПОДПИСАННОЕ ВАМИ ПИСЬМЕННОЕ ДОГОВОРНОЕ СОГЛАШЕНИЕ. НАСТОЯЩЕЕ СОГЛАШЕНИЕ ИМЕЕТ ИСКОВУЮ СИЛУ КАК В ОТНОШЕНИИ ВАС, ТАК И В ОТНОШЕНИИ ЛЮБОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА, КОТОРОЕ ПРИОБРЕЛО ДАННОЕ ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ОТ ИМЕНИ КОТОРОГО ОНО ИСПОЛЬЗУЕТСЯ».
Это говорит о том, что при нарушении условий лицензионного договора компания Adobe в нашем случае вправе обратиться в инстанции, дабы призвать вас к ответственности. (Чем может закончиться разбирательство касательно нарушений соглашения платного ПО, можно было увидеть на примере недавних скандалов с контрафактным софтом, который использовался в ряде школ.)
Кроме того, фраза о том, что данное соглашение фактически приравнивается к письменному договору, говорит о том, что в него могут быть включены различные пункты, которые способны прямо или косвенно нанести ущерб пользователю даже в случае неукоснительного следования этому соглашению. В большинстве случаев такого не происходит, но, к сожалению, наш мир не совершенен, и мошенники совершенствуют способы обмана и сравнительно честного отъема денег. Поэтому доверять в слепую лицензионному соглашению все же не стоит.
Поскольку в лицензии упомянуто об исковых претензиях, там же должно быть указано, какими законами будет руководствоваться производитель ПО. Это довольно важный момент, так как законы разных государств могут сильно отличаться друг от друга.
Итак, как можно убедиться в итоге, лицензионное соглашение перед установкой очередной программы читать все-таки надо. Хотя бы потому, что оно приравнивается к письменному договору со всеми вытекающими отсюда последствиями. Вы же читаете финансовые документы перед тем как их подписать? А говорить о том, что в России практика судебных исков от разработчиков к пользователям развита мало, по меньшей мере опрометчиво.
Евгений БАСКАКОВ, инженер по оптимизации сети ОАО «ВымпелКом»
Комментарии