В Москве наконец-то прошел III Всероссийский фестиваль художественного творчества детей-инвалидов. Почему наконец-то? Обстоятельства непреодолимой силы встали на пути организаторов фестиваля, ибо первоначально планировалось провести его летом в Анапе. Однако, вы знаете, что произошло на Северном Кавказе этим летом…
Вот почему вместо песчаных пляжей и лазурного горизонта – белые поля Подмосковья. Детский лагерь “Чайка” в сорока километрах от столицы дал приют двумстам участникам грандиозного творческого действа. Многие из них никогда Москвы не видели. Поэтому экскурсии в Храм Христа Спасителя, цирк, Московский Дворец детского творчества, Детский музыкальный театр оказались для них ничуть не менее интересными, чем купание в Черном море или посещение дельфинария.
Конечно, последнее слово в названии фестиваля не могло не напомнить о себе. Но поверьте, творчество буквально преображало ребят. Создавалось впечатление, что они просто забывали о своем недуге, исполняя песни, танцуя, показывая фокусы… Хотя их выводили на сцену за ручку или привозили на инвалидной коляске…
Клавишные – Самвел МАРКОСЯН
Первое знакомство с участниками фестиваля произошло неожиданно для меня. Пробираясь на машине по скверной дороге меж двух застывших полей, я увидел впереди двух голосующих. Девушка, попросившая “подбросить до лагеря” сильно замерзла и едва могла выговорить несколько слов. С утра было минус десять, и мне пришлось включить печку на полную катушку, чтобы согреть спутников. Они оказались участниками фестиваля с далекой Камчатки: студент музыкального училища Алеша Жеханов и социальный педагог областного Центра социальной помощи Станислава Козлова. Надо сказать, перелет через всю страну оказался для них менее утомительным, чем путь из Москвы в лагерь “Чайка”. По шоссе ехали на маршрутном автобусе, который дважды ломался, но все-таки довез, а три километра в сторону пришлось идти пешком.
– Неужели вас не встретили? – возмутился я.
– Дело в том, что мы решили погостить один день у родственников в Москве, поэтому отбились от общей группы, – пояснила Станислава. – Честно говоря мы надеялись, что за нами пришлют машину. Но, как видите, не прислали. Вообще я не ожидала, что жить придется так далеко от города: когда нас приглашали на фестиваль – речь шла о Москве.
– Насколько мне известно, у вас еще будет немало возможностей побывать в столице – ведь организуются автобусные экскурсии.
Глядя на Алешу в зеркало заднего вида, я пытался определить его недуг. С виду это был обычный юноша, как все.
– Простите меня, может, это бестактный вопрос, Алексей, но каким образом вы оказались среди участников фестиваля?
– Я инвалид по зрению. Буду исполнять джазовые композиции.
– Расскажите о себе.
– Мне семнадцать, живу в городе Елизово, что в тридцати километрах от Петропавловска-Камчатского, учусь на третьем курсе музыкального училища по классу саксофона.
Прощаясь с Лешей и Станиславой, я пожелал им удачи и только тогда заметил неестественность в том, как она держит его за руку…
Наш разговор “в пути” я решил продолжить в кабинете с вывеской “Штаб фестиваля”. Директор лечебно-оздоровительного Центра “Сторица” Нина Яковлева любезно согласилась ответить на мои вопросы, первый из которых был связан с транспортным сообщением “Москва – “Чайка”.
– Интерес участников фестиваля к столице весьма понятен, в особенности, если учесть, что многие из них никогда в Москве не были. Как планируется решить транспортную проблему?
– Уже сегодня к вечеру будет вывешено расписание: какая машина куда идет и во сколько. Понимаете, день заезда – это всегда аврал. Представляете, 250 человек нужно встретить, разместить, накормить. В суматохе забываешь о мелочах, но со временем, надеюсь, все войдет в свою колею.
– Наверное, сейчас в жизни загородных лагерей затишье, не сезон, так сказать?
– К нашему лагерю это не относится. Буквально на днях завершился правовой семинар для директоров детских оздоровительных лагерей. В течение пяти дней ведущие юристы проводили здесь свои консультации. Съехались участники со всего Центрального федерального округа. Так что у нас были всего сутки, чтобы подготовиться к фестивалю.
Как я уже говорил, это третий по счету Всероссийский фестиваль детей-инвалидов. Об истории его создания поведал Михаил Журавлев, начальник отдела социальной поддержки детей с ограниченными возможностями Минтруда России:
– Первый подобный фестиваль проводился в 1997 году при поддержке трех министерств: труда и соцразвития, образования и культуры. Как ни странно, но эта инициатива многими была воспринята “в штыки” – дескать, зачем это нужно? Ответ, по-моему, очевиден: для того, чтобы привлечь внимание общественности к проблемам инвалидов. Это во-первых. А во-вторых, помочь детям преодолеть себя, поверить в свои силы, понять, что они не одиноки в этом мире.
– Есть какие-то характерные особенности у нынешнего фестиваля, или он повторяет предыдущие?
– Вы знаете, дети очень сильные: заметно выросли профессионализм, мастерство исполнения. Мы впервые отказались от конкурсной основы, которая, как нам кажется, ущемляет детское самолюбие. Несколько расширился бюджет фестиваля – он составляет 2,35 миллиона рублей, которые выделены в рамках федеральной программы “Дети-инвалиды”. Участникам фестиваля и их родителям полностью оплачены дорога, проживание, питание и подарки. Дети увезут с собой фотоальбомы и видеокассеты в память о подмосковной “Чайке”.
“Синие лебеди” исполнила Света ЗАРУБИНА
– Беседуя с участниками, вернее с их родителями, я понял, что не все довольны “Чайкой” и предпочли бы какую-нибудь московскую гостиницу.
– Согласен с ними. Номеров со всеми удобствами здесь нет. Однако “Чайка” – один из немногих детских лагерей, которые смогли выиграть тендер.
– Что это за тендер?
– Дело в том, что у соцзащиты нет своей инфраструктуры. Поэтому мы объявляем конкурс на проведение того или иного мероприятия (фестиваля в данном случае). “Чайка” стал победителем конкурса среди подмосковных детских лагерей по трем критериям: расположен близко от Москвы, хорошо налажены питание и быт.
– Наверное, победа в конкурсе выгодна и для самого лагеря?
– Безусловно, ведь федеральные средства направляются именно в те лагеря, которые выигрывают тендер.
…Стало быть, проигравшие остаются без денег. Сколько в том же Подмосковье заброшенных и разграбленных здравниц, которые никому не нужны, государству – в первую очередь. Конечно, это к теме фестиваля не относится, но возникает невольная ассоциация между полуразрушенными “пионерскими” корпусами и калеками, которые ездят на инвалидной коляске по вагонам и просят милостыню. Последние тоже никому не нужны, кроме бандитов, собирающих с них “дань”…
В зале тепло и шумно. Праздничное открытие фестиваля вот-вот начнется. Много нервных клеток стоило это открытие главному режиссеру фестиваля Андрею Стрельцову. Когда до начала оставался час с небольшим, выяснилось, что в столовой уже накрыты столы и ждут гостей. Повара решили, что обед должен состояться до открытия. Между тем задумка была совсем другой: совместить обед с театрализованным действием. Согласитесь, именно такой сценарий больше всего напоминает хорошее домашнее застолье (спиртное, разумеется, в данном случае исключается).
Прямо в столовой разместили музыкальный центр и импровизированную сцену. Поварам велено было держать горячее в котлах. Холодные блюда (к тому времени уже расставленные по столам) решили не убирать. Пришли гости, сели за столики, и праздник начался.
Пока чиновники соответствующих министерств и ведомств брали вступительное слово, я решил поближе познакомиться с участниками фестиваля. В чем-то похожие, а в чем-то такие разные судьбы.
Юля Самойлова, 13 лет, город Ухта. Юля привезла на конкурс восемь песен. Исполнять она их будет сидя, поскольку страдает миопатией. На вопрос, как ей понравился фестиваль, за дочку ответил папа, Олег Олегович:
– Все хорошо, но хотелось бы иметь более комфортный номер. Лучше нам было бы остановиться в какой-нибудь московской гостинице, пусть даже за свои деньги…
Самвел Маркосян, 15 лет, город Ливны Орловской области. Мальчик сам пишет стихи и музыку и играет на клавишных. Ему было год и два месяца, когда в Армении произошло землетрясение. То самое, 1988 года. Я очень хорошо помню первые полосы тогдашних газет под заголовком “Наша боль и трагедия”. Фотографии полуразрушенного Ленинакана… Много тысяч жизней оборвала тогда стихия. Досталось и семье Маркосян. Мать Самвела, Маринэ, приехавшая на фестиваль вместе с сыном, с ужасом вспоминает, как она чудом успела спасти ребенка из падающего здания, как мытарились они потом по свету в поисках крова, как осели в Ливнах у родственников. Сейчас живут вчетвером с дедушкой и бабушкой. Вот из чего складывается их семейный бюджет: 1164 рубля – пенсия Самвела по инвалидности (диагноз: спинальная миатрофия, прикован к инвалидной коляске); 1063 – пенсия дедушки; 720 – пенсия бабушки; 140 рублей получает Маринэ как одинокая мать.
– Сын уже в год вставал на ножки, – вспоминает она. – Если бы не землетрясение, он был бы здоров. А врачи мне не верят – говорят, что болезнь врожденная…
Света Зарубина, 13 лет, поселок Юрино Республики Марий Эл. Светлана любит песни Наташи Королевой “Синие лебеди” и “Зимние месяцы”. Их она и будет петь на фестивале. Юрино расположено на Волге, и ее спокойная ширь очень располагает к пению. Окрестности знамениты еще и тем, что там находятся Шереметевский замок и Михайло-Архангельская церковь.
Эти исторические подробности мне поведала Светина мама Анюта Николаевна. Ее очень беспокоит внезапно начавшийся у дочери насморк – единственное, что может помешать ей выступить на фестивале.
За время нашей беседы никто из Зарубиных словом не обмолвился о болезни, которая приковала маленькую Свету к инвалидной коляске. Они не вспоминали или не хотели вспоминать о плохом. Наверное, это один из способов не отнимать у ребенка детство…
А вот еще один способ. Его рассказала мне Лена Сидорова из Орла.
– Я заболела диабетом в полтора года, и с тех пор родители были в отчаянии. Они впервые столкнулись с этим, так как у нас в роду не было диабетиков. Меня водили к разным врачам и экстрасенсам, которые поили травами и лекарствами – ничего не помогало. Но когда я стала заниматься в хореографической школе, то ожила прямо на глазах. Я стала чувствовать и понимать свое состояние, а иногда и без глюкометра могла безошибочно определить сахар в крови. У меня появился интерес к здоровой жизни, и этот интерес поддерживали не только занятия, но и моя учительница танцев Виктория Юрьевна Козлова – тоже диабетик с детства, с 15 лет. Она говорила, что жить полноценной жизнью ей помог только танец.
Больше всего мне нравятся народные танцы: русские и цыганские. В них такой заряд веселья, бодрости, который может уничтожить все печали, страх и большие “сахара”.
Танцы помогают вести правильный образ жизни, который очень важен при диабете: не есть лишнего и много двигаться.
Вы, наверное, думаете, что я собираюсь стать танцовщицей? Вовсе нет. Я буду заниматься танцами ради здоровья и советую всем танцевать, кем бы вы ни стали в будущем, вам пригодятся красивая осанка, изящество, стройность, гибкость, пластика, которые дает танец!
– Леночка, ваша победа над болезнью просто достойна восхищения. Но вы так говорите, будто готовились к интервью и выучили текст наизусть…
– Я не готовилась специально, но текст своей статьи в журнале “Диановости” я действительно знаю наизусть.
– Вот как! Значит, вы еще и пишете. Можно посмотреть?
– Ну конечно. Вот эта статья. Я даже могу вам ее подарить.
– Буду очень признателен…
Смотрел недавно передачу о наших медиках в период Великой Отечественной войны. Стране нужен был пенициллин. Препарат изобрели в рекордно короткие сроки. Он сделал свое дело – спас миллионы жизней, но именно его авторы передачи обвиняют в резком распространении диабета среди сегодняшних детей. Считают, что использовавшийся во время войны пенициллин по своей концентрации в несколько раз превышал зарубежные аналоги, немецкие в частности, и эта передозировка проявилась через несколько поколений.
Так это или нет – судить не берусь. Но факт остается фактом. Диабет сегодня приобретает все более угрожающие очертания даже среди новорожденных. Я очень надеюсь, что история Лены Сидоровой поможет всем, кто пытается победить эту болезнь.
Как одолеть глухоту? На фестивале ни одно выступление не проходило без сурдоперевода. Был даже мастер-класс, в котором детишек учили жестовому пению. Но неужели только лишь жестикуляция может заменить слух?
– Если слух потерян с рождения, научить такого ребенка говорить сложно, но все-таки можно, – считает директор школы-интерната для глухих детей Евгения Варшавская. – Абсолютной глухоты практически не бывает: даже при полной потере слуха человек способен воспринимать некоторые частоты. Важно только найти их. Для этого существует прибор аудиометр. Не стану объяснять методику определения слышимых частот. Это довольно сложно. Скажу лишь, что на эти частоты настраиваются индивидуальные слуховые аппараты. А они в сочетании со зрительным восприятием помогают ребенку услышать мир…
Не так давно я был в храме Тихвинской иконы Ново-Симоновского монастыря. Службы там проводятся с сурдопереводом. Дождавшись окончания службы, я побеседовал с алтарником Дмитрием Балашовым. Он выпускник Свято-Тихоновского богословского института. Молодой человек с искренним, открытым лицом, с практически нормальной речью. Вот только взгляд Дмитрия направлен не в глаза собеседника, а на губы. С большим трудом далась ему наука… говорить. Но все-таки далась!
Дети прекрасно танцуют, не слыша музыки. В этом я впервые убедился на фестивале. Уловить ритм помогает светомузыкальная установка. А организаторы эстрадно-цирковой студии “Сурдинка” из Ростова-на-Дону считают, что вибрацию музыкальных инструментов можно ощущать спиной. Именно на этом построен их уникальный метод работы с глухими детьми. Многие возразят: цирк глухих – это нонсенс. К счастью, теперь есть что возразить таким скептикам. Жаль, правда, что “Сурдинка” никак не может обрести статус цирковой школы. Это дало бы возможность ее организаторам пригласить профессиональных преподавателей-циркачей и расширить контингент учеников. Пока их только сорок человек. А ведь подобный опыт чуть ли не единственный в своем роде. Как бы юридическая волокита не задушила его…
Творчество помогает детям победить болезнь. Возвышает их над однообразием и скукой, которую они, увы, вынуждены переносить ежедневно, из года в год, вследствие своего недуга. Дети танцуют, поют, читают стихи. Саша из Томска великолепно сплясал цыганочку, а Дана Мерзлякова почти профессионально поставленным голосом спела песню “Мальчишка и девчонка”.
Мне вначале показалось, что стихотворение Есенина “Родина” не совсем подходит для маленького Толи из Йошкар-Олы. Слишком уж оно взрослое. Но и, наверное, я не прав – болезнь заставляет раньше взрослеть.
Даша прочла свое стихотворение, сидя на стульчике, повесив палочку, на которую она опирается, на его спинку:
Меня покинула фантазия,
Хитрая до безобразия.
А мне осталось только ждать,
Когда придет она опять…
Я запомнил только одно четверостишие, а сюжет стихотворения такой. Девочка представляет себя на балу, в красивом платье, среди красивых людей, танцующих под красивую музыку. Но вот бьют часы двенадцать, и все это великолепие исчезает… Сюжет Золушки не новый, но когда я слушал стихотворение, то прекрасно представлял себе, насколько дороги Даше ее мечты и с какой болью она расстается с ними. Как расставалась она с аплодисментами благодарных зрителей, уходя со сцены под ручку со своей мамой.
У Золушки была добрая Фея. Вероятно, организаторы фестиваля решили преломить сказочный сюжет под нашу действительность и создали “Бюро добрых людей”.
– Это творческие люди, специалисты в своей области, которые должны помочь детям развить их талант, – пояснил Александр Фролов, главный режиссер Московского городского Дворца детского творчества. – Композитор Владимир Шаинский провел мастер-класс вокального искусства. Григорий Гладков со своей “Пластилиновой вороной” рассказал об авторской песне. Творческую лабораторию интернет-журналистики открыла директор объединения “Юнпресс” Надежда Кулакова. Работают мастер-классы по хореографии, инструментальной музыке, поэзии, пантомиме и актерскому мастерству. Таким образом, фестиваль стал для детей не только праздником, но и школой. Надеюсь, что знания и впечатления, полученные здесь, помогут ребятам в жизни.
Естественно, из чисто профессионального интереса я заглянул в лабораторию интернет-журналистики, а попросту – в пресс-центр. Оказалось, что одна страничка интернет-версии фестиваля уже занята. Юля из Новочеркасска – первая из юных журналистов, которая захотела опубликовать свой стишок с удивительно жизнеутверждающей концовкой:
“И пусть доброта их творений
Поднимет вам всем настроение!”
Пожалуй, эта фраза достойна того, чтобы стать эпиграфом не только к интернет-версии, но и ко всему фестивалю.
Дмитрий ЕГОРОВ,
Александр СТАРОВОЙТОВ (фото)
Комментарии