Послевкусие мероприятия для рядового участника и для журналиста бывает разным по той простой причине, что корреспонденту свои ощущения, эмоции, информацию надо обязательно превратить в текст. Сложная задача, если речь идет о межрегиональной Зимней школе «Учитель года», которая каждый январь во время зимних каникул собирает учителей года, их коллег и учеников в одном из регионов России. Чтобы объяснить, что это такое, зачем участники, дети и взрослые, отрываются кто 3 января, кто 2‑го, а кто и 1‑го от праздничного стола, чтобы куда-то ехать, лететь, мчаться, нужно написать книгу о конкурсном движении и братстве, о том, что педагоги, подружившиеся во время участия в конкурсе «Учитель года России», снова хотят увидеть друзей, пообщаться и хоть ненадолго вернуть конкурсную атмосферу обмена опытом, идеями, атмосферу открытий и озарений. И знаете, им это удается! О летней межрегиональной экспедиции школьников России, которая проводится уже шестнадцать лет, и зимнем варианте экспедиции, которая в 2018 году прошла в тринадцатый раз в Лисьем Носу, что в Ленинградской области, пишут образовательные газеты и журналы, сайты. Я же попытаюсь рассказать о Зимней школе, или попросту Зимке, изнутри. Итак, вооружившись бумажными и электронными материалами, цитирую самые интересные и важные.
Кто есть ктоДля начала заглянем в брошюру, которую выдали руководителю каждой из 34 делегаций, которые представляли в этом году 25 регионов России.Перечислены все организаторы Зимки-2018: Межрегиональный клуб «Учитель года», «Учительская газета», Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области, Общероссийский Профсоюз образования (территориальная организация Санкт-Петербурга и Ленинградской области).Листаем дальше: «Межрегиональная Зимняя школа «Учитель года» – уникальное учебное заведение, в котором учатся школьники различных регионов России, а преподают учителя-победители региональных конкурсов «Учитель года».Сайт программы – pelikanschool.org.Основные образовательные программы Межрегиональной Зимней школы «Учитель года»-2018 проходят на базе Ленинградского областного центра развития творчества одаренных детей и юношества «Интеллект». Директор: Рочев Денис Игоревич». Добавлю: победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2014», блестящий преподаватель немецкого языка и гостеприимный хозяин.«Координатор программы межрегиональной Зимней школы «Учитель года»-2018 – Головнер Владимир Нодарович». Важное дополнение – лауреат конкурса «Учитель года Москвы»-1997, химик, инициатор летних и зимних встреч учителей года.Еще один важный документ Зимки-2018 – списки семи учебных групп, в которые были объединены школьники из различных делегаций. В первой группе – почти исключительно одиннадцатиклассники, а живут они в разных концах России – Краснодар и Москва, Саров и Ростов, Томск и Челябинск, Тверь. Географически смешанный состав – и в других группах, по возрасту это ученики 9‑11‑х классов. Лишь в шестой группе – ребята из 7‑х и 8‑х классов, а самая младшая, седьмая, включает даже второклассника.Программа Зимней школы «Учитель года» похожа на программу деятельности любой школы. Утром – уроки, только в Зимке они открыты для местных учителей, после обеда – внеучебные мероприятия, экскурсии, игры, праздники (рождественский вечер).Отличие от школьных будней – церемонии открытия и закрытия. Во время открытия, кстати, Общероссийский Профсоюз образования приветствовал участников Зимки рассказом о конкретной деятельности территориальных организаций всех 25 представленных регионов. Особый интерес вызвала информация о том, что в Удмуртии существует проект «Учительский дом», который помогает педагогам решить жилищный вопрос, а также новость о калининградской дисконтной программе «Профсоюзный плюс», благодаря которой члены профсоюза получают скидки на товары и услуги от 20 партнерских компаний и фирм. Кстати, подобной картой пользуется у себя в регионе учитель года Иркутской области-2016 Елена Мякишева, она с гордостью ее продемонстрировала.Запостили – значит было!Составить представление о программе Зимки-2018 помогают посты для социальных сетей «ВКонтакте» и «Фейсбук», созданные ребятами на уроках по журналистике, которая вела ваша покорная слуга, ведущий специалист аппарата Общероссийского Профсоюза образования и корреспондент газеты «Мой профсоюз». Подписаны не все тексты, видимо, из скромности!«4 января состоялось открытие 13‑й Межрегиональной Зимней школы, где делегации продемонстрировали свои таланты, представляя друг друга. Впечатления одного из участников: «Во время вчерашнего мероприятия я понял, что «Зимняя школа» – это одна большая семья, у которой есть свои обычаи и традиции».«Определенно, все школьники ждут зимних каникул. Кто-то проводит их с семьей, кто-то с друзьями, но есть те, кто отправляются в зимнюю школу «Учитель года». Необычная школа потрясает своими нестандартными уроками. Мы, участники, открываем для себя множество учителей».«5 января участники Зимней школы стали свидетелями уникального события. Актеры одного из самых значимых театров России – Михайловского – посетили нас с концертом, исполнив классические произведения и трогательные рождественские песнопения, что создало особую атмосферу праздника». (Анна Козырева, Нижегородская область).«Сегодня у нас (4-я группа) прошел урок немецкого языка «Made in Germany» Гюзели Раисовны Мингазовой из Республики Татарстан, в ходе которого мы узнали о немецких компаниях, таких как Ritter sport, Audi, Haribo, перевели их названия и слоганы. Всем очень понравилось, у многих появилось желание изучать язык». (Виктория Ильина, Маргарита Баранова, Тверь.)«6 января состоялся творческий концерт делегаций. Ребята и учителя показали свои таланты: пели песни, читали стихи, играли на гитаре и танцевали. Это был интерактивный Сочельник».«Участники Зимней школы сразу забыли усталость от долгой дороги, как только увидели Гатчинский дворец и ярмарку на площади. Мы вошли во дворец и начали свое знакомство с этим памятником истории. Даже великолепные покои Павла I и уютные комнаты семьи Александра III не произвели такого впечатления, как загадочная нимфа Эхо, живущая в подземелье». (Ульяна Шелепина, Алина Васильева, Юлия Делюсто, Вологодская область, Даниил Макаров, Пермский край.)«7 января прошла увлекательная игра «Питерские штучки», целью которой было познакомить участников школы с таким замечательным городом, как Санкт-Петербург. Мы бегали по городу и выполняли краеведческие задания». (Анастасия Сорокина, Краснодарский край, Кристиан Санс, Анна Волкова, Москва.)Спасибо, Мастер!Особый интерес участников школы и гостей (а это около пятидесяти учителей Северной столицы и области) вызвали мастер-классы учителей года Санкт-Петербурга и Ленинградской области, в том числе двух абсолютных победителей Всероссийского конкурса «Учитель года», историков Игоря Карачевцева и Ильи Демакова.Свои впечатления от мастер-класса Игоря Альбертовича Карачевцева «1917. Слово о Последнем человеке» и от Зимней школы в целом оставила филолог 56‑й академической гимназии Санкт-Петербурга, учитель года Кубани-2007 Галина Ковтун (сама когда-то преподававшая в Зимке): «Сначала зазвенел колокольчик в особняке Кшесинской и матрос Железняк направил оружие. Закончилась демократия. Потом музыка Рихарда Штрауса рассказала мне о том, как говорил Заратустра. Демоническая женщина Тэффи писала о макаронах. И газеты застрочили про убийство Распутина. Власть без насилия невозможна? Ленин в жуткой кепке, натянутой на глаза, на фоне водевильных афиш. Фото сделано в Швейцарии. Теперь хочу прочитать «Ленин. Пантократор солнечных пылинок» Льва Данилкина. Все было узнаваемо. Данко нес сердце. Булгаковский Шариков танцевал. Страна – большая танцплощадка. И тут Владимир Головнер сказал: «Свобода – это беззаконие…» Ну да, культура – система ограничений. Но свобода? Знаете, как-то все это грустно и неважно. Самое главное – зажигать свечу, как в «Ностальгии» Тарковского. И беречь себя от пошлости. Спасибо, Мастер!Уроки школы «Учитель года» намного отличаются от всех остальных. Совсем не такие открытые уроки в обычном классе. Даже на конкурсе «Учитель года России» не такие. Не хуже и не лучше, просто другие. Здесь можно словеснику идти на физику и получить то, чего не найти на литературе. Потому что урок рассчитан на человека мыслящего и чувствующего. Потому что здесь нет проверяющих и оценивающих, здесь только те, кто пришел именно к тебе по своему желанию».Ленинградская область
Комментарии