Интересно ли тем, кому 17, находиться в одном здании с теми, кому 6? Не приведет ли первоклассника к ненужным эмоциональным потрясениям вызывающее поведение подростка? Возможно ли, чтобы у каждой возрастной группы был собственный комфортный мир взросления?
В проекте национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» рассматривается «разработка и внедрение модели деятельности школ ступеней обучения, обеспечивающих специфику организации образовательного процесса для младших школьников, подростков и старших школьников». Министерством образования Московской области инициирован проект по разработке и апробации нормативного и методического обеспечения модели школ – ступеней обучения.
Основная идея Школы – ступени обучения заключается в разработке модели, обеспечивающей предоставление образовательных услуг в школах отдельно для детей в возрасте 5-10 лет, подростков 11-15 лет, юношей и девушек 15-17 лет.
Выделение школ отдельных ступеней обосновано психолого-педагогическими особенностями разных возрастов, для каждого из которых выделяется ведущий вид деятельности:
для дошкольного возраста (5-6 лет) – сюжетно-ролевая игра;
для младших школьников (7-10 лет) – учебная деятельность;
для подростков (11-15 лет) – межличностное общение;
для периода ранней юности (16-17 лет) – профессионально-учебная деятельность.
Функционирование школ – отдельных ступеней обучения станет возможным за счет проведения реорганизации и реконструкции существующих образовательных учреждений и строительства новых школ (как правило, школ старшей ступени).
Внедрение модели деятельности школ – ступеней обучения позволит обеспечить:
– функционирование целостных образовательных и воспитательных систем, разработанных с учетом ведущих видов деятельности и максимально учитывающих возрастные особенности развития и потребности школьников;
– повышение качества образования на каждой ступени путем его специализации по возрастным группам;
– концентрацию и целевое распределение ресурсов;
– оказание значительной части услуг дополнительного образования непосредственно в здании школы;
– создание комфортных и безопасных условий пребывания детей в образовательных учреждениях;
– создание здоровьесберегающей среды за счет использования на каждой ступени адекватных возрасту здоровьесберегающих технологий;
– возможность для учащегося изменить сложившееся положение в группе сверстников и проявить себя в новом качестве.
Учет специфики организации образовательного процесса для младших школьников, подростков и старших школьников предполагает для каждой ступени обучения проектирование образовательных программ и специальной образовательной среды, адекватных задачам и возможностям развития в соответствующих возрастах.
При этом предполагается, что школы-ступени могут создаваться и функционировать как в качестве самостоятельных юридических лиц, так и в качестве филиалов (отделений) в составе одного юридического лица.
Модель школ-ступеней должна привести к снижению очередности в детские сады за счет предоставления возможности детям старшего дошкольного возраста получать предшкольное образование в действующих (и специальным образом реконструированных) зданиях школ. А на старшей ступени обучения будут созданы благоприятные возможности для построения школьником индивидуальных траекторий обучения, реализации программ дополнительного образования и профессиональной подготовки учащихся. В ней появится больше пространства для проектной деятельности, работы в малых группах, творческих дел, кружковой и студийной работы.
Комментарии