search
main
0

По стрелке «Навигатора»

О необходимости модернизации образования в последнее время говорилось много и с самых разных трибун. Звучали слова и о важности внедрения информационных технологий, и об оптимизации труда учителя, и о развитии специфических компетенций учащихся. Вывод из всех этих выступлений и последующих дискуссий, как правило, один: модернизировать образование нужно!

Издательство «Дрофа» начало участвовать в процессе модернизации образования задолго до того, как об этом заговорили с телевизионных экранов. И вот в преддверии очередного учебного года издательство готово предложить школе немало интересного.

Полностью разделяя мнение о том, что в образовательный процесс должны внедряться информационные технологии, в состав многих учебно-методических комплектов «Дрофы» входят мультимедийные издания. Помимо обширного информационного и демонстрационного материала, расширяющего образовательное пространство учебника, они содержат богатый инструментарий для тренировки и проверки полученных знаний. Укомплектованы электронными приложениями все учебники физики, химии, биологии. Выпущены и хорошо зарекомендовали себя приложения к учебникам геометрии, русского языка, истории.

Постоянно пополняется и ассортимент интерактивных наглядных пособий, выпускаемых издательством. К уже известным учителям интерактивным географическим и историческим картам добавились наглядные пособия по алгебре, биологии и химии.

К новому учебному году издательство «Дрофа» разработало серию тренажеров для подготовки к ЕГЭ, которые позволят проходить тестирование по всему курсу выбранной учебной дисциплины в условиях, максимально приближенных к условиям реального экзамена, и тренироваться по отдельным темам в течение всего учебного года.

Особой гордостью «Дрофы» стало создание инновационного УМК «Навигатор», который по праву называют учебником нового поколения, учебником ХХI века.

И сегодня издательство продолжает активно работать в этом направлении. Уже изданы УМК «Навигатор» по биологии для 6,7,10 и 11 классов (авторы Сивоглазов В.И., Захаров В.Б., Агафонова И.Б. и др.). Учебники получили положительные отзывы РАО и РАН и вошли в Федеральный перечень учебников. Кстати, дети, учившиеся в прошлом году по комплектам для 6 и 10 классов, смогут в наступающем году учиться по комплектам, продолжающим линию. В новых учебниках сохранился предложенный авторами уникальный подход к формированию у детей навыков приобретения знаний в условиях современного информационного общества. При этом был учтен опыт использования в школах первых учебников серии, что позволило усовершенствовать механизм навигации и расширить возможности по формированию индивидуальных образовательных траекторий.

Уже на выходе из печати «Навигатор» для 8 класса и в ближайшем будущем – для 9 класса. Вся линия навигаторов полностью соответствует образовательной программе «Живой организм» и имеет единое принципиальное решение. Однако УМК для разных классов отличаются друг от друга некоторыми параметрами, так как постоянно идет поиск оптимальных способов подачи учебного материала. Еще раз хотелось бы обратить внимание на особенности «Навигатора» – это его нестандартность, современность, соответствие запросам времени. В «Навигаторе» соединяется традиционный текстовой способ подачи информации с виртуальным. Трудно объяснимые словами процессы, чередование действий и многое другое удачно иллюстрируются информацией диска.

Напомним, учебный комплект «Навигатор» состоит из печатного учебника, мультимедийного диска, рабочей тетради и методических рекомендаций для учителя. Учебник и диск являются неразрывным целым. Текст учебника снабжен особыми пометками – это выделенные цветом и шрифтом определенные термины и понятия. Каждому выделению в тексте параграфа соответствуют статьи на мультимедийной части учебника – на диске. Соответствующая статья интерактивного приложения содержит информацию по конкретному вопросу в большем объеме, чем текст параграфа. С целью расширить возможности учебника применяются самые разнообразные способы: дополнительный текст, рисунки, фотографии, схемы, анимации и видеофрагменты. За счет перенесения на мультимедийную часть УМК большинства фотографий и рисунков печатный учебник стал в итоге намного изящнее и компактнее.

Главная роль учителя – организатор учебного процесса. Учитель на уроке при работе с «Навигатором» может исполнять роль лектора или консультанта в зависимости от типа запланированного урока. Учитель имеет возможность создавать обучающие траектории для групп учащихся и индивидуальные для каждого ученика. Алгоритм действий на уроке при использовании «Навигатора» сохраняется: во-первых, учебник (текст до выделенного термина), во-вторых, диск (статья с тем же названием в обязательном материале). Дальнейшие действия планирует учитель, составляя план урока: изучение дополнительного материала, выполнение интерактивной работы и пр. В это время учащиеся оказываются не пассивной принимающей стороной в учебном процессе, а побуждаются к активному сотрудничеству в поиске необходимой информации. В таком случае, как известно, знания, добытые самостоятельно, становятся более ценными и прочными. Для контроля за усвоением учебного материала учитель может использовать тесты или интерактивные задания, которые имеются на диске для каждой изучаемой темы.

Основное техническое требование к оснащению учебного кабинета для урока с использованием УМК «Навигатор» – наличие компьютера в идеале для всех учащихся или хотя бы одного компьютера на учительском столе с мультимедийным проектором и экраном. Полный комплект компьютеров в кабинете биологии, к сожалению, пока имеется далеко не во всех школах. Наиболее частый вариант – компьютер у учителя. В таком случае ресурсы «Навигатора» используются в демонстрационных целях для иллюстрации рассказа учителя или ученика, при проведении фронтального опроса с выполнением интерактивных заданий или лабораторной работы.

Изобилие материала для каждого урока не укладывается в строгие временные рамки, и это может вызвать затруднение при планировании урока. Учитель решит эту проблему, зная уровень подготовки и возможности своих учеников (каждого в отдельности и класса в целом). Так как он определяет уровень сложности и объем учебного материала, который приемлем для конкретного случая. Учебный материал навигатора разделен на два блока – основной и дополнительный, поэтому учитель имеет возможность определить список изучаемых вопросов для учеников разного уровня подготовки. УМК «Навигатор» возвращает учителя к золотому правилу дидактики: при отборе учебной информации (ее содержания, объема, формы предъявления и т. п.) необходимо руководствоваться методической целесообразностью. Только в этом случае учебная информация эффективно сработает на качество обучения.

При этом УМК «Навигатор» не лишает учителя методической свободы, а в большей степени ее увеличивает за счет широкой вариативности предлагаемых средств обучения. Ученик же получает больше возможностей удовлетворить свое любопытство и проявить индивидуальность.

В школах Нижнего Новгорода, Волгограда, Москвы и ряда других городов России учителя-биологи успешно апробируют УМК «Навигатор» в учебном процессе. Уже получены хорошие результаты. Учителя работают с большим интересом, используют навигаторы для демонстрации на традиционных уроках, проводят уроки с применением индивидуальных учебных траекторий, разрабатывают и внедряют новые методические находки.

В следующих номерах нашей газеты мы обязательно ознакомим читателей с разработками уроков, методикой преподавания и другими профессиональными секретами учителей, которые не просто приняли этот учебник, а выбрали его как наиболее современный и интересный. (О новинках мультимедийных изданий см. стр. 8.)

Редакция мультимедийных изданий

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте