search
main
0

По стопам Ушинского. Культура и образование взаимосвязаны

Выдающийся русский мыслитель и общественный деятель, педагог и психолог, один из основоположников педагогической психологии Константин Дмитриевич Ушинский, размышляя о судьбах своего Отечества, прозорливо предсказывал будущее в одной из своих монографий: «Одна психология может ввести воспитателя в мир души человеческой, столь же обширной и разнообразной, как вся Вселенная.

Психологии предстоит блестящая роль в мире науки, которая выдвинет ее на первый план и даст воспитателям могущественнейшее средство к коренным, безвозвратным переменам в нравственной природе человека».

Через два года после этого Ушинский заявит о создании совершенно новой в России науки – педагогики на психологических основаниях. Вместе с Константином Дмитриевичем многие другие мыслители и ученые указывали, что один из основных путей эволюционного преобразования общества пролегает через образование подрастающего поколения, но, чтобы выполнять эту миссию, образование должно стать культуросообразным. Ибо культура и образование взаимно обусловлены: как без образования нет культуры, так и без культуры не может быть образования человека в широком смысле этого слова.

Под понятием «психологической культуры» мы понимаем прежде всего культуру социального взаимодействия и межличностных отношений людей. Основы для разработки понятия «психологическая культура» мы находим прежде всего в работах классиков зарубежной и отечественной психологии.

Очень близко подошел к понятию «психологической культуры» в своих последних работах Сергей Леонидович Рубинштейн. Он писал: «Сердце человека все соткано из человеческих отношений к другим людям. То, чего оно стоит, целиком определяется тем, к каким человеческим отношениям он стремится, какие отношения к другим людям, к другому человеку он способен устанавливать. Психологический анализ человеческой жизни направлен на раскрытие отношений к другим людям, составляет ядро подлинно жизненной психологии». Известно, что и Алексей Николаевич Леонтьев в своих записках именно с психологией личности, повенчанной с этикой и культурно-исторической психологией, связывает превращение психологии в ведущую науку о человеке.

Исследования показывают, что психологическая культура – это системное качество человека, интегральная личностная характеристика, которая отражает меру человечного в человеке, это психологическое образование, которое имеет сложную системную и многоуровневую структуру. Психологическая структура – это мерило, в общем виде – показатель зрелости отдельного человека. Можно также говорить о социально психологической культуре как о показателе развитости и зрелости некоторой социальной общности людей.

Будучи составной частью духовной культуры общества и неотъемлемой внутренней составляющей общей культуры человека, психологическая культура выступает ядром профессиональной культуры, в том числе политической, управленческой, педагогической и так далее. От уровня психологической культуры во многом зависят состояние нашего общества, характер социального бытия, уровень социальной безопасности и гуманности, в конечном итоге – качество нашей жизни.

Мы сегодня находимся на пороге нового этапа развития психологии, когда она станет поистине важнейшим фактором развития нашего общества. Это не просто мечты или блажь отдельных практических психологов, на самом деле насущные потребности российского общества в конце ХХ – начале ХХI веков не только стимулировали развитие психологической науки, но и вызвали к жизни особую культуру – культуру помогающей деятельности. Психологическая помощь, психологическое сопровождение стали неотъемлемой частью школьной образовательной системы. Сегодняшнюю ситуацию можно сравнить с ситуацией прошлого века, когда молодое советское государство выбирало пути своего дальнейшего развития. Не случайно это сопровождалось бурным развитием психологии, в частности прикладных аспектов, и активным проникновением ее в различные сферы общественной жизни, в том числе и в образование. Когда советское общество свернуло на тоталитарный путь развития, то гуманистическая по своей сути и обращенная к человеку наука психология стала «опасной» и «вредной» для режима партийно-бюрократической диктатуры и его идеологии. Человек понимался как стандартный маленький винтик огромной государственной машины.

Наше время – конец ХХ – начало ХХI века – это период нового очередного самоопределения общества на своем дальнейшем историческом пути. И здесь очень важно осознать и свою историю, и свое сегодняшнее состояние. В этой общественной рефлексии значительную роль может сыграть психология, которая, с одной стороны, может способствовать российскому обществу лучше понять себя и свое историческое предназначение, а с другой – оказать действенную помощь гуманизации и демократизации его устройства.

Психологическая безграмотность берет свое начало в семье, продолжается и нередко углубляется в школе и в вузе, закрепляется в профессиональной деятельности. Не случайно наш президент в очередном послании Федеральному Собранию заостряет проблему бюрократизации и необходимости административной реформы. Думаю, при этом он имеет в виду как раз и психологическую безграмотность, бескультурье многих чиновников, в том числе высокого государственного ранга.

Виктор СЕМИКИН, декан психолого-педагогического факультета Российского государственного педагогического университета имени А.Герцена

Санкт-Петербург

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте