search
main
0

По стопам своих учителей

Терпение и преданность работе вдохновляли стараться и становиться лучше

Учитель и ученик растут вместе.

Конфуций

 

Настоящий учитель – это не просто человек, который передает знания и информацию, а тот, кто вдохновляет и влияет на своих учеников. Он источник знаний и опыта, а также вдохновения и поддержки. Он не просто объясняет материал, но и старается сделать его интересным и понятным для всех учеников. Настоящий учитель слушает их, понимает их потребности и старается помочь преодолеть трудности. Так считают те, кто, вдохновившись примером своих учителей, выбрал и для себя эту профессию.

 

Дмитрий БРОСЕВИЧ, учитель английского языка школы №1212 Щукино:

– Во мне перемешивается много эмоций, когда я вспоминаю свои школьные годы. На моем жизненном пути встречались разные учителя. И те, которые громко стучали по моей парте линейкой, и те, которые выгоняли меня за дверь.

Мой мир перевернулся, когда в 10‑м классе к нам пришла новая учительница английского языка Нина Викторовна Клочкова. Она была очень высокой, статной леди лет семидесяти. У нее была стильная короткая прическа и отчетливые черты лица. Больше всего мне запомнились ее наряды. Она любила современные кожаные пиджаки, яркие украшения и шпильки. Нина Викторовна всегда находила интересные и креативные способы преподавания, чтобы сделать уроки увлекательными и запоминающимися. Что я особенно ценил в своем учителе – это ее терпение и поддержку. Она всегда была готова помочь каждому старшекласснику и объяснить материал, если мы его не понимали. Я помню, как она оставалась после уроков, чтобы помочь мне с любыми трудностями, которые у меня возникали. Ее терпение и преданность своей работе вдохновляли меня стараться и быть лучше.

За два года работы ей удалось подготовить меня к успешному поступлению в один из лучших лингвистических университетов России – Нижегородский государственный лингвистический университет имени Н.А.Добролюбова. Сейчас одновременно с работой в школе я учусь в аспирантуре, поскольку решил прочно связать свою жизнь с преподаванием иностранных языков. Работа в школе №1212 «Щукино» позволяет мне развиваться профессионально, так как под чутким руководством опытной администрации и благодаря опыту коллег мы организовываем множество интересных лингвистических проектов. В силу того что в школе обучают четырем языкам – немецкому, английскому, французскому, китайскому, – а также благодаря множеству школьных партнеров ученики и педагоги имеют широкий выбор и спектр возможностей. За три года работы я понял, что школа – это не только уроки и перемена, звонки с урока и на урок, но также множество внеклассных мероприятий, выездных экскурсий, посещение форумов, семинаров и фестивалей. Мы с детьми поучаствовали в таких проектах, как декады иностранных языков, День Земли, LingvoFest, фестиваль «Наука 0+», метапредметные уроки на различных языках. Я уверен в том, что дальше будет только интереснее!

 

Любовь ФИЛАТОВА, выпускница и учитель немецкого языка школы №1212 Щукино:

– «Школа – мой второй дом!» – так говорят дети и подстилают рюкзак как мягкую подушку на парту, ложатся, делают вид, будто засыпают. «Мы устали, мы дома, мы спим», – а сами с хитрецой смотрят на мою реакцию одним глазом. «Нет, нет, – говорю я. – Совсем не так! Школа – мой второй дом». Я произношу это по-своему и сразу представляются картинки из детства. В этой школе я училась тридцать лет назад. Здесь училась моя мама (это было еще раньше), тут знакомы каждый уголок и закуток. Какой-то маленький кусочек линолеума на полу, увиденный мной, вдруг может унести в воспоминания о школьном детстве.

Кабинет биологии – место, где мы собирались классом для обсуждения праздников, обменивались подарками на 8 Марта и 23 Февраля, угощали одноклассников конфетами на свой день рождения. И слышатся голоса Сережи и Дениса, что-то обсуждают Катя с Мариной. Наш классный руководитель Клавдия Арсентьевна всех собирает, что-то объясняет своим уверенным, но мягким и добрым голосом.

Скол на ступеньке… Ой, замазали! А в детстве я по нему ориентировалась. Бывало, идешь, уткнувшись в учебник или тетрадь. Нога наступает на скол ступеньки. Подсказка – тебе сюда. Сейчас урок физики. Юрий Иванович будет стоять у доски за кафедрой. Он говорит быстро и уверенно, настойчиво расспрашивает, что мы выучили.

Деревянная указка. Кажется, такая была у моей учительницы математики Тамары Иосифовны. Помню, мы тогда не понимали, зачем нам такие сложные предметы, как алгебра и геометрия. А она нас заверяла, что обязательно пригодятся. Мы верили. И не зря.

Многие кабинеты сменили свое назначение. В бывшем кабинет географии теперь информатика. В кабинете труда теперь никто не шьет и не вышивает, здесь идут уроки английского языка. Но некоторые кабинеты не меняют своего назначения. Кабинет истории – вот здесь я сидела, в левом ряду у окна на четвертой парте. Учителя отсюда хорошо слышно. На уроках истории всегда было что-то необычное: пластинка с записью речи Ленина, дискуссии на актуальные темы, тесты на определение психотипа.

Кабинеты немецкого языка. Их всегда было много, так как моя школа была школой с углубленным изучением языка. Здесь, на третьем этаже, мы стояли с подружками и повторяли хором стихи Гейне и Гете перед уроком немецкой литературы. Обсуждали наши переводы, выстраданные часами сидения с бумажными словарями.

Я благодарна жизни, что смогла поработать с моими учителями как с коллегами. Ведь я помню их двадцать лет назад и вижу сейчас. Ориентируясь на них, вспоминая себя на их уроках, я сейчас осознаю, как лучше общаться со своими учениками. Это и есть преемственность. Я перенимаю их стойкость, доброту и профессионализм.

Фасад здания школы с барельефами классиков, который я видела каждый день, сохранился неизменным. Забор, который перекрашивали много раз, остался тем же. А дырку, в которую лазили одноклассники в моем детстве, чтобы сократить путь в школу, заделали.

В школу №1212 Щукино приходят дети и внуки выпускников. И многих я узнаю по улыбке задолго до встречи с родителями. Мне так повезло, что я живу в этом районе, училась в Москве, никуда не уезжала! Для меня район Щукино – как маленький городок, где многое знакомо и много знакомых. Я не представляю, что могла бы работать в другой школе.

Я точно знаю, что здесь мое место – родное, единственное, неповторимое. В другой школе как будто бы нет этого родного, того, что меня поддерживает, дает мне силы, развитие, движение вперед. Все это неизменно здесь, по адресу: Москва, улица Маршала Рыбалко, дом 14.

 

Сергей ЧУДАКОВ, учитель математики школы №1874:

– Работая в школе, которую окончил, более тридцати пяти лет, естественно, часто слышал вопрос, почему я вернулся работать учителем именно в эту в школу.

1 сентября 1970 года мама привела меня в первый класс средней школы №161 имени Сухэ-Батора (так тогда называлась школа №1874). Начальная школа запомнилась вкусными завтраками, старыми деревянными партами и книгой, подаренной мне на день рождения от класса, которая до сих пор у меня хранится. Четвертый и пятый классы ничем не запомнились. А вот начиная с шестого класса пришла любовь к математике благодаря преподавателю математики и классному руководителю нашего класса Тамаре Семеновне Пажиной. На устном экзамене по геометрии по окончании восьмого класса очень расстроился из-за четверки, не хотелось подводить Тамару Семеновну. А дальше началась старшая школа – самые интересные школьные годы.

Из трех восьмых классов создали два девятых. Классным руководителем нашего класса стала Наталья Ивановна Лобанова, учитель русского языка и литературы. Поездки в Таллин, Псков и Львов, традиционные общешкольные спортивные праздники в легкоатлетическом манеже стадиона «Октябрь» и «На приз Деда Мороза», олимпийские игры знаний, осенние туристические слеты сплотили наш класс. В десятом классе встал вопрос, в какой вуз поступать по окончании школы.

Почему я выбрал дальнейшее обучение в педагогическом вузе и работу учителем математики в школе, которую сам оканчивал? У меня причин несколько, основная – моя мама. Она очень хотела работать учителем в школе, но жизнь распорядилась так, что ее профессия была далека от образования. Вторая причина – конечно же, те учителя, которые меня обучали в школе: это и директор школы Вера Георгиевна Комарова, честная, принципиальная, добрая, отдающая себя школе и ученикам, учитель математики Светлана Николаевна Чернышова, ее преподавание дало мне возможность стать победителем районной олимпиады по математике. Эти люди дали возможность осознанно подойти к профессиональному выбору – преподавать математику в моей же школе.

Всегда основную роль в выборе профессии учителя играют преподаватели, которые окружают нас в школе, дают знания и направляют своим примером. Очень хотелось бы, чтобы и пример учителей нашей школы побудил хотя бы нескольких учеников вернуться в школу уже в роли учителей.

 

Татьяна НИХАЕНКО, советник директора, учитель русского языка и литературы школы №1212 Щукино:

– Когда говорят, что учитель живет в своих учениках, мы часто не осознаем, что судьба каждого из нас проходит через их сердца, оставляя навечно след не только в их жизни, но и в жизни каждого из нас.

Я познакомилась с этим педагогом, когда пришла на первый урок литературы в 10‑м классе. Читать я любила с самых ранних лет, книга для меня всегда была источником вдохновения, лучшим другом, который помогал мне познать этот мир, но школьный предмет, который почему-то должен научить меня любить то, что и так мне дорого, казался всегда ненужным и скучным. Так было до того момента, пока я не открыла дверь в кабинет литературы Наталии Ивановны Павликовской. Она встретила нас в уютном классе, где со стен строго смотрели известные писатели, а полки были наполнены множеством книг.

Вспоминаю сейчас ее строгий голос, которого мы так боялись, красивые наряды, мне порой даже казалось, что она пришла из другой эпохи, когда жили ее любимые поэты Серебряного века. Я начала не просто читать книги, а учиться видеть и замечать то, что хотел нам сказать автор между строк. Познавать этот мир с другими чувствами и эмоциями. На уроках мы рассуждали о дружбе и спорили о любви, защищали своих героев и играли их на сцене, рисовали портреты, пели романсы, устраивали литературные гостиные и выпускали школьный журнал и книги с нашими стихо­творениями. Каждое занятие было похоже на представление, которое ставит талантливый режиссер. Благородство и нравственность, правда и измена – эти понятия мы осмысливали по-другому, стараясь быть лучше. Я даже не заметила, как литература стала частью моей жизни.

Никогда не хотела быть учителем, в моей семье не было педагогов, поэтому мысль об этой профессии я отгоняла до последнего. Даже оканчивая 11‑й класс, не допускала мысли, что пойду поступать в педагогический университет, но судьба решила все за меня. За активное участие в жизни школы мне выдали направление, как вы уже догадались, на филологический факультет, русско-английское отделение, и уже через четыре года я пришла на практику к своему любимому учителю.

Прошло уже много лет, как я окончила школу, но уйти из нее так и не смогла. На своих уроках я стараюсь повторить тот незабываемый стиль проведения занятий, когда ребенок раскрывает в себе таланты, учится выражать свою точку зрения, а главное – начинает любить книгу и литературу. Уходя с урока, каждый ученик еще долго думает, рассуждает о том, что ему только что открылось, что он познал. Это «после­вкусие» очень важно для меня как учителя, значит, урок прошел не зря.

Несколько лет назад Наталии Ивановны не стало, она ушла быстро и очень рано… Сотни выпускников во всех уголках нашей страны благодарны ей за то, что она изменила судьбу каждого из нас, вложила частичку своей души.

P.S. Никогда не думала, что буду посвящать статью вам, Наталья Ивановна, той, которая учила меня писать сочинения, заставляла сочинять стихи и требовала, чтобы я никогда не бросала литературу. И ваши слова, произнесенные на уроке, я помню…

И, может быть, когда-то вы поймете,
Что для кого-то счастье принесли.
И со спокойной совестью вздохнете –
Вы не напрасно жизнь свою прошли!

Все нужно пережить на этом свете,
Все нужно испытать и оценить…
И лишь тогда, вставая на рассвете,
Вы сможете смеяться и любить.

Спасибо, учитель!

 

Екатерина КАМЕНЕВА, учитель информатики школы №1212 Щукино:

– Быть учителем – это, несомненно, одно из самых благородных и важных призваний в мире. Учитель – это тот, кто открывает двери знаний и вдохновляет своих учеников на поиск новых горизонтов.

Марина Анатольевна Шумилина – тот человек, который на протяжении долгих лет вдохновляет меня на постоянное совершенствование и развитие. Учитель истории, почетный работник общего образования Российской Федерации, основатель, экскурсовод и хранитель лицензированного школьного музея, где представлено множество уникальных экспонатов, собранных ее учениками, жителями поселка, настоящий источник мудрости и вдохновения для ребят и коллег. Она всегда готова поделиться своими знаниями и опытом с другими, помогая им становиться лучше в своей профессии. Ее класс – это место, где каждый ученик чувствует свои важность и нужность.

Уроки Марины Анатольевны живые и неформальные. Например, в 5‑м классе на уроках истории не просто изучают древних людей, а открывают для них ресторан (готовят аутентичные блюда), организуют магазин подарков, дом моды, составляют распорядок дня, сочиняют стихотворения. На уроках по Древнему Египту делают мумию, а на занятиях, посвященных Древней Греции, проводят заседания ареопага (высшего суда). В 6‑м классе пишут письма с фронтов Столетней войны, в 10‑м и 11‑м зажигают свечи в память о Петре Столыпине. Пекут блокадный хлеб по рецепту 1941 года, чтобы понять, каков он на вкус.

Такой неформальный подход к обучению дает свои плоды – ребята растут настоящими патриотами. Им не скучно на уроке, нравится учить предмет, а значит, занимаются они с большей охотой. Успеваемость идет в гору.

– Профессия учителя – это человековедение, постоянное, никогда не прекращающееся проникновение в сложный мир ученика, – говорит Марина Анатольевна.

Здесь нет ни одной закономерности, истины… Только безграничная вера в каждого ребенка, в доброе начало в нем. Именно эта вера – алгоритм учительской дороги.

Марина Анатольевна с гордостью носит свой статус учителя и всегда делает все возможное, чтобы ученики были не только успешными в учебе, но и развивались как личности. Для меня она пример для подражания. Ее преданность и отношение к работе показывают, что долголетняя и успешная карьера в образовании возможна, если каждый день вносить свой вклад и любить то, что ты делаешь.

 

Анастасия МОЧАЛОВА, учитель русского языка и литературы школы №1212 Щукино:

– Пятый класс. Новые предметы, новые учителя и она, моя учительница истории и обществознания. Каждый в школе знал, какая она строгая, серьезная и требовательная. Эти слухи сразу внушили мне чувство страха. С каждым новым уроком оно только увеличивалось, пока не произошел случай, заставивший меня по-другому взглянуть на Татьяну Викторовну.

Контрольная работа по истории. Несмотря на подготовку, я так и не выучила всех нужных дат, и пока Татьяна Викторовна была занята своими делами, я аккуратно приоткрыла учебник, чтобы подсмотреть одну-единственную дату. На мою беду, одноклассница увидела и громко на весь класс крикнула:

– Татьяна Викторовна, а учебником пользоваться можно?

– Конечно, нет, это же контрольная.

– А Настя пользуется.

Я до сих пор помню свои страх, злость и обиду. Но больше всего я запомнила чувство стыда перед Татьяной Викторовной, которая ставила меня в пример. Не двигаюсь, уставилась на нее мокрыми от слез глазами. Слышу:

– Молодец, Настя, что сумела так ловко воспользоваться учебником, пока я не видела. А вот ябедничать на своих товарищей нехорошо.

Я ничего не сказала, но в моих глазах она прочитала миллион благодарных слов. Больше при ней я так не делала.

Проносились школьные годы, наполненные разными событиями. Наша дружба с Татьяной Викторовной крепла день за днем. Именно ее первую я спешила всегда поздравить с любым праздником, именно ей я посвящала свои стихотворения. Для меня Татьяна Викторовна была не просто учителем, она стала другом, помощником, наставником. Мне кажется, это мастерство – держать внимание всего класса сорок минут, и она владела этим мастерством в совершенстве. Она не заставляла полюбить сложную для меня историю, но умела заинтересовать так, что каждый урок пролетал незаметно. Я не помню многих дат и событий, но помню ее истории, шутки об этих событиях, ее взгляд и слова. Ведь в итоге каждый ученик помнит не методы и приемы обучения, а своего учителя. Боялись ли ее остальные, ненавидели или не уважали? Не знаю. Но, проходя мимо ее кабинета во время урока, каждый мог слышать только ее голос. Я сама видела, как все замолкали и покорно слушали. Как? Это знает только она.

Татьяна Викторовна не была однобоким учителем, как я выражаюсь. Она знала не только предметы, которые преподавала. Именно от своей учительницы истории я узнавала интересные факты о писателях и их произведениях, о музыке и живописи. Именно она привила мне любовь к русскому языку и литературе и повлияла на мой профессиональный выбор.

Спустя годы я все еще звоню Татьяне Викторовне, чтобы поздравить ее с каким-либо праздником, и при любой возможности захожу к ней в школу. Мы не просто поддерживаем связь – мы дружим. Сейчас мне смешно, что когда-то я боялась ее. Желаю, чтобы у каждого человека был такой учитель, как Татьяна Викторовна!

 

Анастасия НАЗАРОВА, учитель начальных классов школы №1212 Щукино:

– Каждый из нас, несомненно, помнит своего первого учителя, однако далеко не всегда мы задумываемся о том, какую значимость он имеет в нашей жизни. Быть настоящим учителем – это исключительный талант, требующий обширных знаний, внутренних качеств, таких как терпение и выдержка.

Профессия педагога предполагает не только передачу информации, но и формирование личности, направление в правильное русло. Успех учителя часто измеряется не столько знаниями его учеников, сколько реализацией их потенциала в будущем. Школа для многих из нас становится вторым домом, а педагогический коллектив – настоящей семьей, где трудятся выдающиеся специалисты. Таким образом, роль учителя оказывается ключевой не только в обучении, но и в формировании ценностей и характера учеников.

Для меня таким учителем была моя первая наставница Наталья Сергеевна Корзина. Вспоминаю наше знакомство 1 сентября, когда все дети пришли в школу немного испуганными. Она встретила нас своим теплым взглядом и милой улыбкой. И мы все были абсолютно уверены в том, что каждый из нас важен и нужен.

Принцип работы Натальи Сергеевны был прост: бережно помогать молодым умам раскрываться, вселять в них уверенность. Она была для меня и учительницей, и наставником, помогала мне развиваться в профессии. После окончания вуза я вернулась в свою школу и начала преподавать в начальных классах. Совместная работа с моей первой учительницей помогла мне реализовать себя в профессии.

Безусловно, первый учитель играет огромную роль в формировании личности каждого человека. Его талант, забота и внимание оставляют неизгладимый след, влияя на наше будущее и на выбор профессионального пути.

 

Артем ГУСЬКОВ, учитель математики школы №1212 Щукино:

– Каждый ребенок в детстве мечтает кем-то стать. Кто-то мечтает быть космонавтом, кто-то – первооткрывателем, ученым, путешественником, врачом, учителем… Первый пример профессии – это наши родители, мы всегда равняемся на них – на папу, маму, бабушек, дедушек. Именно они являются первыми и главными учителями в жизни. Родители учат нас самому важному в начале нашего жизненного пути. Когда мы взрослеем, перед нашими глазами встают новые люди – учителя, которые помогают найти себя и выбрать путь к будущей профессии. Школьные учителя увлекают нас в мир науки и знаний.

Каждый учитель – это пример для подражания, пример сильного человека, который каждый день приходит на работу, чтобы глаза юного поколения начинали блестеть от понимания нового, интересного и, как иногда кажется, непостижимого…

Когда меня спрашивают, почему я стал учителем, да еще и учителем математики, перед моими глазами ярко вспыхивает воспоминание о моей учительнице математики. Именно она поставила точку в выборе моей будущей профессиональной жизни. В 8‑й класс я поступил в новый лицей математики и информатики. Все было новое – школа, одноклассники, учителя. И с нового листа для меня открылся любимый предмет… Моя учительница математики Элла Вячеславовна Злобина научила меня не только решать примеры и задачи, она показала, как справиться с любой трудностью, которая встречается на пути.

«Математика – это не сухая наука, она помогает находить множество путей решения любой задачи!» – говорила она.

Именно ее методика ведения уроков, объяснение на примерах решения задач, встречающихся в повседневной жизни, и привили мне любовь к преподаванию математики. Элла Вячеславовна всегда превращала любой урок в интересный, увлекательный и интригующий мир логических цепочек алгебры и геометрии.

Стараюсь не терять ритм и методику ведения уроков, которые перенял у Эллы Вячеславовны. Блеск в глазах моих учеников от познания нового и осознание чего-то совершенного, как казалось, ранее непостижимого – это результат не только моей работы, но и моей учительницы, моего наставника. Как и она, я стараюсь каждый урок уйти от рутинного «зарешивания». Вести урок интересно, увлекательно, чтобы раскрыть всю глубину и красоту математики, научить ребят не бояться ее, – вот цель, которую нужно достигать в своей работе.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте