По стопам Сократа
<>, <> и другие участники <>
Прекрасное искусство диалога родилось под синим небом древних Афин. На этом поприще снискал себе славу философ-софист Сократ. Он никого не поучал, не оставил никакого письменного наследия, как другие ученые мужи. Просто сидел на шумной городской площади, беседуя с молодежью, чередуя вопросы с ответами.
Хороший вопрос как бы помогает, пользуясь словами Сократа, <>.Здесь следует сказать, что и в школе, и в домашней жизни мы слишком злоупотребляем риторическими вопросами: <> (подразумевается, что ничему), <> (подразумевается, что отсутствие задания в дневнике будет повторяться бесконечно), <> (подразумевается, нет у чада совести). Дети быстро привыкают к тому, что не на всякие вопросы взрослых вообще надо как-то реагировать. Опытный оратор подтвердит, что любой прием хорош при условии того, что кажется незатасканным, свежим. Это относится и к риторическим вопросам, на которые наиболее решительные из детей начинают давать риторические же ответы, обычно вызывающие бурю негодования у взрослых.
Не помогают <> и традиционные вопросы, которые в изобилии обрушивает на ученика школа: <>, или <>, или <> Конечно, никакое обучение невозможно, если определенная сумма знаний, включающая обязательные для запоминания даты, цифры, формулы, имена и названия, не будет усвоена, а учитель, получив на свой ответ <>, успокоится: <> Можно даже подсчитать процент усвояемости материала, оценки поставить.
Но такие вопросы, хотя и вполне уместные в обучении, не должны составлять его конечную цель. Ведь стоит чуть изменить вопрос, и ученик застынет в недоумении: спросите вместо <> <> Это прекрасное слово <>! Им охотно пользуются малыши от трех до шести, иногда настолько умучивая взрослых, что те порой начинают отмахиваться от надоедливых почемучек. Безобидная вроде реакция взрослого: взял и пропустил вопрос мимо ушей. На самом деле это не одно действие, а целый букет действий со знаком <>:
1. Безразличие к тому, что интересует ребенка, а следовательно, к его личности.
2. Отсутствие нужных знаний, собственная леность и нелюбознательность, нежелание искать ответ на поставленный вопрос.
И все эти минусы много раз за день демонстрируются ребенку, поэтому остается удивляться той неиссякаемой энергии познания, которая заложена в маленьком человеческом существе.
В старших классах часто можно видеть такую сцену. Предлагается какой-нибудь непростой <> вопрос, например: <> – а ученики, не подготовленные к самостоятельному решению проблемы, недоуменно молчат и застывают над тетрадками. Сразу видно, что учитель не практиковал с ними <>.
Что это такое? Смысл приема как нельзя лучше разьясняет старая русская пословица: <>. Итак, что произойдет, если не один мозг будет мучительно искать путь к истине, ошибаться, заходить в лабиринты неверных решений, снова вырываться к свету? Если несколько светлых голов подключить и расколоть непростой вопрос – этакий крепкий орешек?
Идеи у детей приходят на ум разные, некоторые с виду довольно странные, но не надо спешить их отвергать. Наоборот, все они должны предстать перед ребятами записанными хотя бы на доске в краткой форме. Перед глазами предстанет спектр мнений, список, с которым можно очень эффективно работать, потому что ничего не стоит превратить его в план, выделив крупные проблемы как разделы, а мелкие как подразделы, причем предварительно стрелками обозначив их внутреннюю взаимосвязь. Можно попросить из массы проблем вычленить, например, три, как кажется ученикам, наиболее важные. Эту работу целесообразнее проделать, обращаясь к коллективному разуму или к мнению каждого из учеников.
Погоня за правильным ответом рождает азарт. Вспомним игру <> Самый трудный бой – суперблиц, когда остается один игрок. Опыт суперблица подтверждает, что одному иногда может оказаться по силам вопрос, что предназначался целой команде, но опыт коллективного решения проблем, чувство команды, ее поддержка – бесценный опыт, который предшествует самому победному суперблицу.
Давно замечено, <>. Если мы начинаем углубляться в вопрос, то материала становится все больше. Рамки учебника станут тесными. В поисках ответа наиболее любознательные сами обратятся к словарям, энциклопедиям, справочникам, а возможно, и к научной литературе.
Метод <> интересен еще и тем, что очень рельефно проявляется личность каждого ученика. Можно увидеть, что в классе есть <>, которые извергают все новые и новые гипотезы, как из рога изобилия. К ним близки эрудиты. Они обладают большим, чем другие, кругом сведений, но не всегда знают, как этим капиталом распорядиться. Если генераторы поражают количеством идей, то эрудиты – количеством фактов. Некоторые любят прислушиваться к чужим идеям. Иногда оживляются: мысль попала на благодатную почву. Эти <> формулируют проблемы с трудом, но если чужая мысль созвучна их невысказанной идее, то они готовы развивать, уточнять ее, иногда придавая ей более глубокое содержание.
Елена ЗИМЕНКО,
учитель
Москва
Золотой ключик надежды
Золотой ключик надежды
Карабасом не хочет быть никто
В <> прочитал статью, в которой нашел подтверждение тому, о чем догадывался давно: сценическая игра способна лечить у детей некоторые заболевания. Наибольший эффект игра оказывает на замкнутых, малоконтактных детей. Они становятся более общительными, <>, перестают бояться своих одноклассников и учителей.
Как все же мало пишут сейчас для детского театра! Вы знаете, где можно достать свежий сборник детских пьес? Я не знаю, ищу безуспешно несколько лет. Впрочем, в библиотеке вам предложат книжку, изданную… до первого полета человека в космос. Милые, добрые пьесы, но в большинстве своем слишком идейные, откровенно дидактичные, а язык такой, на котором сейчас просто не говорят. Иногда печатает сценки журнал <>, но это либо миниатюры, либо новогодние сказки.
Выбирая для постановки <>, я учитывал и то, что количество персонажей в пьесе почти совпадает с количеством учеников в моем классе. Сразу возникла красивая идея: дать роль каждому. Однако реализовать ее не удалось. Часть детей не изьявила горячего желания становиться артистами. Нашли выход: некоторые дети получили по две роли. Вместе с артистически одаренными детьми в нашей труппе оказались и дети, не имевшие, как нам казалось, сценических задатков. Поэтому сразу определилась сверхзадача: не просто репетировать, а по ходу <> артистизм, умение лицедействовать.
Если вы полагаете, что процесс распределения ролей проходит болезненно только в профессиональных театрах, вы очень ошибаетесь. Мальвинами, конечно, захотели стать почти все девочки. Карабасом Барабасом и Дуремаром не хотел быть никто. Все было как у взрослых: слезы, обиды и даже тихий <>. До сих пор не понимаю, как нам удалось выйти из этой ситуации с минимальными моральными потерями. В ход шли всевозможные аргументы от: <> до: <>
А потом были репетиции. Шесть месяцев. Вы пробовали учить прозу по нескольку страниц?.. Заучивание ролей шло мучительно.
…Репетируем четвертую картину. Карабас заболел, Алиса <>, Буратино не знает текста. В результате я рычу за Карабаса, главреж хромает и жеманничает за Алису, а оба мы доводим до бурного выражения отрицательных эмоций Лешу (Буратино), заставляя его проговаривать реплики по нескольку раз подряд. Вообще, если бы можно было заснять на кинопленку хотя бы некоторые репетиции, получился бы интересный и поучительный учебный фильм.
И все же премьера состоялась в назначенный срок! Мы боялись провала, поэтому пригласили на первый просмотр самых близких людей. Если уж суждено опозориться, так лучше перед родственниками и знакомыми.
А потом был спектакль. Было два Буратино и две Мальвины. Мы осознанно назначили двух артистов на роль деревянного человечка, ведь он появляется практически в каждой картине, и вытянуть всю роль один ребенок не смог бы физически. Ведь спектакль вместе с небольшими перерывами шел почти два часа! Вынужденный ход дал поразительный результат. Это были два совершенно разных Буратино, но оба – неотразимо обаятельные и артистичные. Зина играла этакого неустрашимого романтика, смело защищающего права униженных и оскорбленных. Леша немного перехулиганивал на сцене, зато был очень органичным и естественным. Очень постарались и обе Мальвины – Юля и Ксения. Это были – ни дать ни взять – выпускницы пансиона для благородных девиц, имевшие явно дворянское происхождение и отличавшиеся изящной пластикой и безупречными манерами.
Восьмилетняя Оля играла две роли – Лягушки и Сверчка. Квакала и прыгала по сцене она явно лучше любой болотной обитательницы. А когда она изображала мудрую и поучающую <>, как ее именует Буратино, то часто срывала аплодисменты.
Непросто было Толе в роли Карабаса. Интеллигентный мальчик, скрипач, а пришлось играть необузданного злодея. Но он смог найти в себе внутренние резервы и был достаточно убедителен. Вика и Саша сыграли Алису и Базилио ничем не хуже, чем известные актеры в телевизионном фильме. Ирине очень удалась роль Дуремара. Игорю досталась небольшая роль Джузеппе, но он так точно сыграл выпивающего столяра, что взрослые зрители только хмыкали от удивления. Очень трудно пришлось Роману. Шутка ли, в девять лет играть старика – папу Карло. Но он не подвел, хорошо прошел через весь спектакль.
Так закончился наш <>. Сейчас, когда вспоминаю все его перипетии, меня охватывает радость и грусть. Радость – оттого, что все это у нас и с нами было, от нашей общей удачи. А грусть – оттого, что нам пришлось попрощаться. Мои <> перешли в пятый класс, а я снова остался в начальной школе.
А впрочем, стоит ли расстраиваться? И в походы мы еще пойдем не раз. Да и на сцене поиграем непременно. Зачем выбрасывать золотой ключик надежды?
Владимир ГАЛЬЦЕВ,
учитель 8-й средней школы
Ессентуки
Комментарии