Глядя на переполненный зал Российской академии наук, где собрались на III съезд 1250 директоров ссузов со всей России, а также многочисленные гости, думалось, вряд ли теперь кому-то придет в голову отрицать, что Союз директоров средних специальных учебных заведений – сила, и сила могущественная, и это при том, что учрежден он был менее пяти лет назад, в июне 1998 года. А ведь совсем недавно раздавались мнения: а нужно ли нам вообще среднее профобразование, не изжило ли оно само себя. Приятно удивляло обилие сильных мира сего: в президиуме были вице-премьер Правительства РФ Валентина Матвиенко, председатель Госдумы Геннадий Селезнев, заместитель главы Администрации Президента РФ Виктор Иванов, один из главных лидеров СПС Ирина Хакамада, министр образования Владимир Филиппов, председатель Комитета Совета Федерации по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии Виктор Шудегов и председатель Комитета Госдумы по образованию и науке Александр Шишлов, президент Союза ректоров России Виктор Садовничий. Участие в съезде приняли также представители 30 федеральных министерств и ведомств, руководители ссузов стран СНГ, европейского и международного союзов профессионального образования.
Съезд Союза директоров ссузов России – это уже традиция. В президиуме (слева направо) – Виктор ДЕМИН, Владимир ФИЛИППОВ, Валентина МАТВИЕНКО, Виктор ИВАНОВ
День первый. Взгляд сверху
Пожалуй, впервые за всю историю своего существования среднее профобразование привлекло к себе такое внимание государственных деятелей. А у них, как известно, свой взгляд на проблемы, в том числе касающиеся и среднего образования. Все в один голос твердят – приоритет за учителями, а денег у сеятелей разумного, доброго, вечного как не было, так и нет.
– Политиков-то много сюда набежало, – с легкой иронией заметила Ирина Хакамада.
Большинство из них о среднем профессиональном образовании рассуждало глубоко и со знанием дела, предлагая самые различные проекты по его модернизации. Были и такие, кто говорил даже по бумажке с трудом. Больше всего споров разгорелось вокруг самых больных проблем – перехода на отраслевую систему оплаты труда, налоговых льгот на внебюджетную деятельность ссузов, повышения студенческой стипендии. Практически все говорили о необходимости более четко определить статус выпускника ссуза, о важности кадрового прогноза, мониторинге специальностей и активном социальном партнерстве. Ожесточенно спорили и о том, переводить ссузы на региональный уровень или оставлять на федеральном.
Съезд открылся выступлением вице-премьера правительства Валентины Матвиенко. Валентина Ивановна, коротко перечислив свершения в системе СПО последних лет, назвала съезд явлением в образовании и подчеркнула особую потребность сегодня именно в специалистах среднего звена. Тем более что средняя профессиональная школа обеспечивает получение доступного и массового профессионального образования.
– В экономике России заняты 20 миллионов специалистов со средним профессиональным образованием, а это 34 процента от общей занятости населения, – подчеркнула Валентина Матвиенко.
Валентина Ивановна заметила, что необходимо поднять престиж среднего профессионального образования, а также завершить переход на отраслевую систему труда всей системы образования.
Не обошел своим вниманием среднее профобразование и Президент Путин. И хотя на съезде его не было, приветствие от Президента страны передал заместитель главы Администрации Президента РФ Виктор Иванов.
– Одна треть занятого населения – выпускники техникумов и колледжей, – сообщил Виктор Петрович. – Но, к сожалению, приходится сталкиваться с серьезными проблемами, и прежде всего с отсутствием кадрового прогноза. Наметившийся подъем экономики показал – нам, оказывается, не хватает технических специалистов среднего звена, и прежде всего это ощущается в оборонно-промышленном комплексе. Средний возраст квалифицированных рабочих оборонки – 55 лет. Нарушена связь ссузов с традиционными работодателями, а отношения с предпринимателями новой волны устанавливаются пока с трудом.
Нонсенсом назвал председатель Комитета Совета Федерации по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии Виктор Шудегов отсутствие закона о среднем профессиональном образовании.
– Для российской глубинки, – заметил Виктор Евграфович, -это единственная возможность получения профессионального образования. Шудегов убежден – СПО должно оставаться на федеральном уровне, за исключением, конечно, педагогических и медицинских средних специальных учебных заведений. Не обойтись также без интеграции СПО и вузов в университетские округа, не допуская при этом ущемления прав и интересов ссузов.
Сергей Катанандов, глава Республики Карелия, был немногословен.
– Нужно создать систему постоянного мониторинга текущих и перспективных потребностей рынка труда в кадрах различной квалификации, – сказал он. – Кроме того, содержание среднего профессионального образования должно быть максимально ориентировано на запросы своего региона.
Председатель Госдумы Геннадий Селезнев в далеком прошлом тоже, оказывается, был выпускником СПО. Он считает, что многие проблемы этого уровня образования способно решить социальное партнерство.
– Думаю, что лицензирование учебных заведений должно проходить на федеральном уровне, чтобы везде выполнялись образовательные стандарты. И конечно же, нужны налоговые льготы для учебных заведений, – сказал Геннадий Николаевич.
Ирина Хакамада посетовала: дескать, рабочая сила перестала быть мобильной, никто никуда сейчас в поисках работы не ездит. Для молодежи нет рабочих мест. И вообще СПО переживает кризис, связанный со структурными проблемами. Отсутствие мониторинга приводит к неразберихе: где, в каких регионах и какие специалисты требуются.
– СПО вредит ведомственная разобщенность. Пора наконец решить, кому подотчетны ссузы – Федерации, регионам или муниципалитету. Неплохо бы разобраться и со статусом выпускника СПО, ведь обладатели дипломов ссузов зачастую не находят себе места: для рабочих у них квалификации многовато, а конкурировать с выпускниками вузов трудно.
Эта проблема решится, если поднять статус СПО, сделать его первой ступенью вуза. Тогда, по мнению Ирины Хакамады, это поможет формированию университетских комплексов.
Одно из самых серьезных выступлений было у Александра Шишлова, председателя Комитета Госдумы по науке и образованию. Главная его тема – переход на отраслевую оплату труда:
– Государство должно сохранить финансовые и правовые гарантии оплаты труда, если их не будет, то переход на отраслевую систему не приемлем. Кроме того, он возможен лишь в том случае, если повышение зарплаты состоится не в 1,33 раза, а хотя бы в два раза.
Не обошел стороной Шишлов и несправедливость, которая до сих пор существует по отношению к докторам и кандидатам наук, работающим в ссузах. Они, в отличие от их коллег в вузах и НИИ, не получают надбавки за ученую степень. Шишлов предложил ввести компенсационные выплаты на питание студентов из нуждающихся семей.
На трибуне съезда Председатель Госдумы России Геннадий СЕЛЕЗНЕВ
Взгляд изнутри
Разумеется, центральным был доклад президента Союза директоров Виктора Демина, кстати, переизбранного съездом на второй срок единогласно:
– Наш союз сегодня объединяет свыше 2000 руководителей колледжей, техникумов и училищ. 2700 колледжей, техникумов и училищ не только готовят кадры, но и формируют массовый средний класс России. За 300 лет сложившиеся достоинства нашей системы, к сожалению, постепенно начинают переходить в ее недостатки: идет деформация кадрового потенциала, падает престиж труда выпускников СПО, снижается эффективность профессионального образования. Наша система подчас не ориентируется на запросы потребителей, учитывает лишь собственные, что несовместимо с реальными рыночными механизмами. А в результате – негативное общественное отношение к производительному труду вообще, к СПО в частности. К сожалению, большинство наших граждан до сих пор убеждены: успешность их карьеры и успешность в жизни связаны исключительно с вузом.
Одно из требований сегодняшнего времени – быстро развернуть подготовку по требуемым специальностям, что сделает ссузы особо привлекательными как для государства, так и для социальных партнеров. Сегодняшняя ситуация требует также пересмотра и введения нового перечня специальностей. Необходимо повысить роль служб лицензирования, которые дают разрешения на аккредитование специальностей.
Приоритетное развитие должны, на наш взгляд, получить технические специальности, как основа обеспечения кадров не только производственного сектора экономики, но и сервиса и услуг.
Не обошел своим вниманием Виктор Михайлович и введение ЕГЭ, не отрицая его возможности для студентов ссузов, он лишь заметил, что диплом среднего специального учебного заведения с введением ЕГЭ перестает быть документом для поступления в вуз и поэтому содержание и объем общего образования теперь надо обеспечить на всех курсах СПО, в том числе в рамках межпредметных и общепрофессиональных знаний.
Виктор Демин также считает, что ссузы культуры, спорта и военные училища должны иметь право на дополнительные испытания. Надо также всерьез обдумать, применимы ли ГИФО для ссузов.
– Мы предлагаем сохранить систему обучения самых талантливых студентов по профильным интегрированным с вузами учебным программам в сокращенные сроки обучения, – отметил президент Союза директоров ссузов. – Такая система работает уже 10 лет и нуждается в полной легализации. Это также один из успешных элементов в формировании университетских комплексов.
Особо выделил Виктор Михайлович проблему воспитания в ссузах, ведь на сегодняшний день преподаватели, по сути, устранились от воспитательной работы, предоставляя ребятам самостоятельно выбирать жизненные ценности и ориентиры.
Разумеется, не обошел вниманием Виктор Михайлович и одну из самых больных тем съезда – нынешнее налоговое законодательство, заявив, что оно приводит к экономической неустойчивости учебных заведений, нарушает права их автономии и самостоятельности, а как результат – прекращение внебюджетной деятельности. Необходимо также прекратить практику изъятия сэкономленных бюджетных средств.
– Мы не можем согласиться с основными положениями отраслевой системы оплаты труда, – категорически заявил Виктор Михайлович. – Она не ориентирована на результаты труда, не учитывает научной подготовки.
Нужны внебюджетные деньги
Итог первого дня съезда подвел Владимир Филиппов.
– Я техникумов, к сожалению, не кончал, – признался министр, – но еще раз повторяю: приоритет страны – начальное и среднее профессиональное образование. Успешность карьеры – сейчас это не столько и только диплом вуза. У нас и так уже перепроизводство юристов и экономистов и в то же время, к примеру, в Санкт-Петербурге не хватает 80 тысяч рабочих. Думаю, для человека важна не корочка, а реальная зарплата, чтобы кормить себя и семью.
Министр подтвердил, необходима тесная связь с работодателем, и заверил – в самом ближайшем времени будет рассмотрен вопрос о надбавках за ученую степень кандидатам и докторам наук, работающим в ссузах. Ратовал Владимир Михайлович за переход на отраслевую систему, заверяя, что это даст возможность правительству повышать зарплату, например, только педагогам, а не всем бюджетникам, на которых денег просто не хватает. И при этом убеждал: денег на повышение зарплаты в 2 раза действительно нет. Все “съел” внешний долг. Министр заметил, что надо состыковать программы ссузов и вузов, чтобы наиболее талантливые выпускники ссузов могли продолжать учебу дальше по сокращенным сопряженным программам. Ключевой вопрос сейчас, подчеркнул министр, как заработать внебюджетные деньги, так как бюджетных может хватить лишь при развитом капитализме либо при развитом социализме, а мы далеки и от одного, и от другого.
День второй. Итоговый
На второй день участники съезда “раскололись” по интересам. Руководители тридцати министерств пригласили управленцев подведомственных образовательных учреждений обсудить насущные проблемы. Так, в Минобразовании на встрече с первыми лицами управлений экономики, лицензирования, аккредитации и аттестации, развития материально-технической базы, социальной сферы и имущественных отношений, Института проблем и развития СПО собралось порядка пятисот директоров техникумов и колледжей.
Делегаты съезда говорили не только о недостаточном финансировании, но и о том, что непродуманные законы мешают развитию образования. Так, в 2002 году нестыковка двух законов – о федеральном бюджете и образовании – обошлась сфере в 348 миллионов рублей. Именно эту сумму учебные заведения вернули в доход бюджета. Для СПО эта сумма составила 91 миллион рублей.
Обвинять директоров техникумов и колледжей в этой финансовой оплошности несправедливо. До конца года не было известно, будет ли сохранена статья 133 федерального бюджета, согласно которой бюджетным учреждениям в течение девяти месяцев сверх ассигнований возвращаются неиспользованные средства. В бюджете 2003 года этой статьи не оказалось.
Государство за пополнение казны образованию спасибо не скажет, а заставит объяснить, почему так вышло. Более того, может получиться, что при защите бюджета на 2004 год Минобразование не сможет доказать, что его учебным заведениям не хватает средств.
Что же касается бюджета профессионального образования на 2003 год, то с учетом целевых федеральных программ сумма составила 69,6 миллиарда рублей (общий бюджет – 97,7 миллиарда). В частности, эти средства пойдут на повышение стипендий в два раза, увеличение с 1 октября 2003 года зарплаты в среднем в 1,33 раза и расходов на питание учащимся НПО в среднем на 11%, увеличение расходов на оплату коммунальных услуг, с 1 января 2003 года вузам предусмотрено повышение оплаты труда и размеров доплат за ученую степень доктора наук в 1500 рублей и кандидата наук в 900 рублей. Остальные предложения – доплаты в размере одной тысячи рублей в месяц мастерам производственного обучения и директорам учреждений НПО, увеличение расходов на питание учащихся ПТУ, воспитанников школ-интернатов и детских садов, расходы на оплату льготного проезда учащимся и так далее – поддержки в Минфине не нашли.
Колледж.ру
В заключительный день съезда разговор шел не только о деньгах. Директора узнали массу полезного о лицензировании и аккредитации учебных заведений, вникли в суть имущественных отношений с государством и открыли горизонты нового – дистанционного образования.
В прошлом году завершился первый этап программы развития дистанционного образования в системе СПО 2001-2005 годов. За год были созданы и удачно апробированы учебно-методические материалы нового поколения – мультидисциплинарные комплексы (МДК) – по трем специальностям группы 0600 “Экономика и управление” (“Экономика, бухгалтерский учет и контроль”, “Менеджмент”, “Государственное и муниципальное управление”). Каждый из трех комплектов состоит из общепрофессионального, специального и общегуманитарного модулей, 18 рабочих тетрадей, учебных аудио- и видеокассет, компьютерных приложений, что позволяет студентам развиваться самостоятельно с минимальной помощью преподавателя.
В апробации мультидисциплинарных комплексов участвовало почти 50 техникумов и колледжей. В прошлом году в шести регионах на базе активных участников эксперимента были открыты региональные центры дистанционного образования. В частности, в Смоленском и Пермском промышленно-экономических, Екатеринбургском монтажном и Иркутском заочном технологическом колледжах.
В 2003 году стартовал второй этап программы дистанционного образования, который заключается в распространении эксперимента на всю систему СПО. Эта работа уже активно ведется в Северо-Западном округе на базе петербургских техникумов и колледжей.
Статус качеству не помеха
Закрывая III съезд Союза директоров средних специальных учебных заведений России, начальник Управления СПО Минобразования России Петр Анисимов пошутил: “Раньше мы были нищими, а сейчас стали бедными”. И в этих словах есть доля правды. Все меньше техникумов и колледжей стали ходить с протянутой рукой, все больше справляются с трудностями самостоятельно. У некоторых это получается настолько хорошо, что они уже не просто выживают, а крепко стоят на ногах. Изменился и руководитель. Как заметил Петр Федорович, раньше был всего один вид управленца – тот, кто все время плачет. И хотя директора жаловаться не перестали, деловых личностей среди них прибавилось. Для оптимизма у ссузовцев есть все предпосылки: власть всерьез озабочена проблемами образования, приоритетным развитием НПО и СПО. Это по статусу профессиональное образование – среднее. По качеству оно должно быть высшим.
Светлана РУДЕНКО,
Джамиля САЙРАМОВА,
Михаил КУЗМИНСКИЙ (фото)
Комментарии