Курение детей все больше и больше становится сущим национальным бедствием. Невозможно сохранить спокойствие, когда видишь 10-12-летних ребят, дымящих сигаретами. И притом совсем открыто, не обращая внимания на окружающих. Из школьных туалетных комнат во время перемен табачный дым идет в коридор. Значит, учителям известно, чем их воспитанники занимаются между уроками. Но очевидно, ничего поделать не могут. Правда, в некоторых школах запретили курить и желающих выпускают за пределы здания, причем только тех, кто представил письменное заявление – согласие от родителей. И вот что удивительно: родителей, запрещающих курить своему ребенку, далеко не большинство. Почему? Разве отцы и матери не обеспокоены здоровьем своих детей? Несомненно, оно их волнует. Однако отсутствие элементарных знаний не позволяет ни им, ни самим подросткам серьезно относиться к проблеме курения.
Судя по опросам, дети курят прежде всего потому, что это модно, они считают, что это красиво и привлекательно. Это, наконец, якобы способствует самоутверждению.
До сих пор просто беседы о здоровом образе жизни, в представление о котором входит в том числе и отказ от сигарет, пока положительного результата не дали. Да и проводятся они не систематически и носят в основном назидательный характер.
По данным социологического исследования, 59 процентов российских подростков в возрасте от 12 до 17 лет хотя бы раз в жизни пробовали сигарету. Причем если среди двенадцатилетних таких ребят 30 процентов, то уже среди четырнадцатилетних эта цифра возрастает почти вдвое. К 17 годам процент курящих повышается до 80. Как показал опрос, курение не зависит ни от семьи, ни от места жительства – и в городе, и в деревне цифры примерно одинаковы.
Можно ли изменить ситуацию? Три года назад был создан Российский общественный совет по проблеме подросткового курения. Первые два года он среди прочих акций проводил и кампанию по убеждению работников розничной торговли принять на себя добровольные обязательства: не продавать сигареты подросткам до 18 лет. Сегодня совет имеет свои отделения в 114 городах России – от Калининграда до Владивостока, которые охватывают около 150 тысяч торговых работников. Совет успешно сотрудничает с Всероссийской образовательной программой “Мой выбор”. Занятия, предусмотренные ею, дают школьникам навыки самостоятельного выбора, за который они полностью несут ответственность, в том числе и решают для себя – курить или не курить, хорошо представляя последствия того или иного шага.
В январе этого года вступил в силу Закон “Об ограничении курения табака”, продвижению которого в Государственной Думе немало способствовал Общественный совет по проблеме подросткового курения, возглавляемый исполнительным директором Олегом Чуповым.
Закон установил правовые основы ограничения курения табака в целях снижения заболеваемости населения. В статье 3 говорится о запрещении производства, импорта, оптовой торговли и розничной продажи сигарет, не соответствующих гигиеническим нормам содержания никотина и смолы в дыме. “Каждая упаковка табачных изделий должна содержать предупредительные надписи о вреде курения табака – основную предупредительную надпись о вреде курения табака, дополнительную надпись о вреде курения табака и информационную надпись о содержании смолы и никотина в дыме сигареты”. Перечислены другие запретительные меры: запрещена розничная продажа сигарет с содержанием менее 20 штук в каждой пачке, поштучная продажа и продажа табачных изделий с использованием автоматов. Перечислены меры по пропаганде знаний о вреде табака и по ограничению его курения.
Весной этого года по предварительным итогам общероссийской программы поддержки Закона РФ “Об ограничении курения табака” была проведена пресс-конференция для журналистов газет и телевидения, на которой присутствовали также в качестве гостей представили крупнейших табачных компаний.
Новая программа общественного совета по реализации этого закона проходит под девизом: продажа сигарет детям должна быть прекращена. Нарушителей его нужно лишать лицензии на право заниматься торговлей.
– Наша программа, – сказал Олег Чупов, – это пример взаимодействия власти и целой отрасли бизнеса в интересах здоровья подрастающего поколения. Чтобы бороться с продажей сигарет подросткам, табачные компании встали выше своих конкурентных интересов. Они убеждены, что осознанное решение – курить или не курить – должен принимать взрослый человек, способный учесть и проанализировать имеющуюся информацию о продукте и о факторах риска, связанных с курением.
Разработаны новые информационные материалы для работников розничной торговли, новая система информирования покупателей, новые материалы для наружной рекламы, которые помогут не только повысить гражданскую сознательность продавцов, но и убедить, что их ответственность – это не только нравственная категория, но и правовая.
Маргарита КУРГАНОВА
Комментарии