search
main
0

“По-слушный” ребенок

Я отработала 33 года на одном месте, в одном детском саду. У нас много людей, не знающих психологии дошкольников. В основном это преподаватели школ – жены военных (живем в гарнизоне рядом с Чкаловским аэродромом). Учителя любую игровую методику способны свести к школьному уроку. Но детский сад – не академия: развитие интеллекта, больший багаж знаний забивают развитие эмоций и чувств. Необходимо преодолеть когнитивный диктат в дошкольном образовании. Связь, преемственность дошкольного и начального образования строятся на других началах. Главное – психофизиологически подготовить малыша к школе, то есть развить в нем внимание, сосредоточение, мышление, слуховую и музыкальную память, ведь фонетический слух – это музыкальный слух, а также аудирование или понимание на слух. Первоклассник, придя в школу, должен прежде всего уметь слушать, слышать – от этого, кстати, само понятие “послушный ребенок”.

Иными словами, музыка, музыкальное развитие – это фундамент развития всех способностей человека.

Дошкольника необходимо погружать прежде всего в мир звуков народной классической музыки, потому что это, образно говоря, код национального духа, как и игра, и игрушка.

А обучение игре на детских музыкальных инструментах (хотя бы на ложках) развивает ритм, музыкальность, слуховое сосредоточение и ставит их в активную творческую позицию, в позицию созидателя.

И еще одна большая проблема, пожалуй, напрямую связанная с первой, потому что, если ее не решить, все вышесказанное теряет смысл. Дело в том, что наш детский сад – ведомственный – Минобороны. В связи с нехваткой средств его собираются передать муниципалитету г. Щелково, у которого нет средств на содержание своих дошкольных учреждений, здесь уже закрыты многие сады. Так что наша дальнейшая судьба под вопросом. Ясно только, что мы сразу потеряем 50 процентов в зарплате, и люди вынуждены будут искать другую работу…

Светлана АКИМОВА,

музыкальный руководитель ДОУ-8

Щелково-3,

Московская область

Наталья ЩУКИНА, воспитатель дошкольного образовательного учреждения # 45 г. Санкт-Петербурга:

– Работаю с маленькими детьми больше десяти лет и вижу, что они стали менее выносливыми. В прошлом году я выпустила подготовительную группу, в этом – снова малыши. Помимо образовательных программ, каждому просто необходима помощь психолога, логопеда, лечебная физкультура. А у нас сократили ставки этих специалистов. Наш детсад маленький, двухгрупповой. Всего 36 детей. Это специфика района – здесь, в центре, на Петроградской стороне, много подобных дошкольных учреждений. И проблемы у всех одни и те же.

…А из сада я все равно не уйду – это мое призвание.

Вера АБРАМЕНКОВА, кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник Психологического института РАО:

– На мой взгляд, постановка вопроса об образовании в дошкольном детстве перечеркивает личность ребенка. Происходит подмена игровых форм работы “образовательными”, т.е. узкоучебными. Изменились и само качество, сама суть детской игры: она стала невеселой, агрессивной, индивидуалистичной. Оказалась прерванной цепь передачи игровой традиции от одного детского поколения другому.

Проведенное недавно психологическое исследование Е.О.Смирновой в детских садах показало, что на вопрос “Во что ты любишь играть?” пять процентов детей четырех-шести лет не смогли назвать ни одной игры, четыре процента назвали компьютерные игры, четверть детей вместо игры называли игрушки (машинки, трансформеры, куклы Барби), которыми они просто манипулировали. Повсеместно расширяется повальное увлечение детей всех возрастов компьютерными играми. Вот что написала одна молодая мама: “Я мать двоих сыновей, и я ужасаюсь, глядя на то, как на глазах у старшего сына (2,5 года) отец расстреливает очередное живое существо, пусть виртуальное, пусть даже монстра. Но сын-то верит в виртуальную смерть на экране и кричит: “Папа, не надо!” Пока еще, слава Богу, он не привык к этому зрелищу, оно еще не стало для него чем-то нормальным”.

Ежегодно начиная с 1992-го сеть дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) сокращалась на 17 процентов, в отдельных регионах – на 25. Процесс муниципализации, передачи ведомственных (федерального подчинения) ДОУ органам самоуправления в свое время сыграл положительную роль в сохранении сети. Однако денег на местах нет, сады закрываются. Что же касается ведомственных, можно лишь сказать: еще существуют. Однако здесь потери предельно велики: если на начало 90-х их доля составляла две трети, или 70 процентов, то сейчас картина прямо противоположная.

Как поддержать эти учреждения (ведь система эта традиционно имела лучшее материальное, кадровое и ресурсное обеспечение)? Справедливости ради, надо сказать, что некоторые ведомственные сады, например, тольяттинского “Автоваза”, периодически получают дополнительные ассигнования из средств бюджета. Но это нетипично – отсутствует механизм инвестиционной привлекательности для ведомств, содержащих ДОУ. Очевидно, тут нужны консолидация сил и средств, взаимодействие муниципальных властей, предприятий, спонсоров – тех, кто заботится об интересах всех детей, независимо от того, где работают их родители.

Второй путь – развитие новых форм дошкольного образования, экономически целесообразных в современных условиях. Эти новые формы предполагают, например, кратковременное пребывание детей в саду, что позволит существенно снизить затраты на содержание малышей за счет сокращения расходов на питание, зарплату персонала. Подобное нововведение не будет нагрузкой и для бюджета родителей. Скажем, в Ярославле оплата чисто символическая.

Ребенка можно привести в сад на два-три часа или на два-три дня в неделю. Вариативность форм обучения и воспитания позволяет увеличить число малышей, качественно подготовленных к школе, умеющих сотрудничать со сверстниками в различных ситуациях. Организация игрового пространства на основе совместной деятельности с заданной позитивной установкой – непременное условие гуманизации отношений ребенка к окружающей действительности – природной и социальной.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте