Древняя мудрость гласит, что каждый ребенок при рождении имеет восемь талантов. Все без исключения могут проявить себя: кто на интеллектуальной, кто на спортивной, музыкальной, художественной или сценической ниве. Поэтому воспитание творческой личности с активной жизненной позицией – одна из главных задач педагога. Но почему тогда в наш век инноваций и компьютерных технологий так остро встает вопрос о нравственном воспитании подрастающего поколения? Своевременно звучат слова Г. Уэллса: «Современная человеческая история все более становится соревнованием между воспитанием и катастрофой». Что происходит с нашим обществом? Почему юноши и девушки попадают во власть экстремизма, меркантилизма, национализма, конформизма? Что мы не учли? Где произошел сбой? На эти вопросы я пытаюсь ответить, работая учителем в провинциальной школе.
В моем арсенале 40 минут урока, когда я должна помочь современным молодым людям понять самих себя и окружающий мир. Для этого пытаюсь раскрыть содержание детского опыта, максимально задействовать его, обогатить и при необходимости преобразовать. Говоря словами профессора Дамблдора, одного из героев Джоан Роуллинг: «непростительно взрослому забывать то, что чувствует и переживает ребенок».
Сорок минут урока. Как мало это и как много, чтобы зажечь искру познания в ребенке! Сорок минут наедине с десятками пытливых глаз, взирающих на тебя и жаждущих от тебя правды.
Сказать ребенку правду, какой бы жестокой она ни была, – значит любить его как мать – со всеми его достоинствами и недостатками. И тогда наши дети станут умнее, лучше, нравственно чище, чем мы. Вот, пожалуй, самый важный, на мой взгляд, постулат в философии педагогики – любить самой и научить любви ребенка. Но чтобы мои ученики выросли гуманными людьми, я должна научить их еще и вести диалог со своими оппонентами, уметь идти на компромисс.
Сколько нужно терпения для осуществления поставленной задачи! В этой ситуации сила любви учителя – необходимое условие раскрытия индивидуальности ученика, душевное лекарство, защищающее сердце ребенка от социальных болезней.
Когда между мною и моими учениками устанавливается невидимая связь, основанная на взаимоуважении, любви, понимании, начинается успешное учение, познание мира, рождение одухотворенного Человека.
Ирина ПАТРАЕВА, учитель истории и экономики СШ №3 г. Алатыря, учитель года Чувашской Республики-2005
Комментарии