search
main
0

По следам недавних школьных последних звонков

Кому нужна звериная серьезность?

Отгремели школьные последние звонки. Замечательная традиция прощания выпускников со школой. С давних, еще советских, времен оно в большинстве школ проходит неформально. Разумеется, не обходится без напутственных слов: выпускников поздравляют педагоги, родители, малыши, которые приходят в школу на смену уходящему выпуску. А затем веселый капустник со скетчами, дивертисментами, танцами, где в шутливой форме покидающие школу выпускники повествуют о своей школьной одиссее.

 

Мне повезло, поскольку за неделю пришлось выдержать целый послезвонковый марафон. Дело в том, что наряду со школой, где учатся здоровые дети, у нас есть филиалы госпитальных школ, где учатся дети, находящиеся на длительном излечении, с диагнозами, угрожающими их жизни. Это онкологические больные, дети, ждущие пересадки органов, и т. п. Они, как никто другой, нуждаются в праздниках.

Этот проект госпитальных школ под названием «УчимЗнаем.РФ» начался в Москве и получил распространение по всей России. Только в столице у нас пять площадок: в Российской детской клинической больнице, Национальном медицинском исследовательском центре детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Д.Рогачева, Морозовской детской городской клинической больнице, Национальном медицинском исследовательском центре онкологии имени Н.Н.Блохина и, наконец, в Федеральном научном центре трансплантологии и искусственных органов имени академика В.И.Шумакова Министерства здравоохранения РФ. Московский проект получил поддержку регионов России, и в настоящее время мы имеем пятьдесят пять филиалов в субъектах Федерации – от Владивостока до Калининграда. В ближайшее время нам предстоит открытие подобной школы в больнице Белгородской области, куда поступают дети беженцев из Украины. Мало того, проект вышел за границы Российской Федерации, и подобные госпитальные школы открыты нами в Киргизии, Узбекистане, Казахстане, Армении и Азербайджане.

Во всех наших школах педагоги работают в тесной связке с врачами. Задача состоит не только и не столько в том, чтобы длительно болеющие дети не отстали от своих здоровых сверстников, обучающихся в обычных школах. Нельзя постоянно думать о болезни. Нужно найти в себе силы даже после тяжелой процедуры (химиотерапии или гемодиализа) взять себя в руки и начать заниматься. И представьте, это помогает.

Позавчера на Последнем звонке в Детской республиканской больнице благодарная мама больной девочки рассказала, как после обострения заболевания везла дочку из реанимации через школьную зону, а ребенок попросил оставить его здесь, где так интересно!

Интересно, поскольку обучение здесь и во всех других школах проекта «УчимЗнаем» проходит ярко и необычно. Так, например, урок географии ведет прямо из космоса наш большой друг и амбассадор (представитель. посол) нашего проекта Герой России, космонавт Иван Викторович Вагнер. Он задает детям загадки. Пролетая над Тихим океаном, он обращает внимание на какой-то мыс, название которого он якобы забыл. Как тут не помочь космонавту?! И дети бросаются к картам. Серия таких квестов увлекает ребят, повышает их учебную мотивацию, а это то, что называется современной событийной педагогикой. Запоминается то, что является ярким событием. Но у термина есть еще один важный смысл: это со-бытие ребенка и взрослого (педагога, родителя, значимого взрослого).

Эти дети подлинные герои. Они учатся жадно, подчас с гораздо большей мотивацией, нежели здоровые дети. Что вполне естественно, поскольку обучение для них иногда единственное окно в открытый мир.

Стоит ли после этого удивляться тому, что, не жалуясь на перегрузки, они блестяще сдают ЕГЭ, набирая много предметов по выбору. Сдают очно независимым экспертам, получая высокие баллы и медали, поступая в такие серьезные вузы, как МВТУ имени Н.Э.Баумана, Высшая школа экономики, медицинские академии и т. п. Бывает и так, что на период сдачи экзамена приходится обострение болезни. И тогда, беря себе в союзники врачей, мы пытаемся отговорить ребенка от прохождения аттестационного испытания. Тем более что для такой сдачи отводится резервное время. Но подросток категорически отказывается от таких предложений. Для него крайне важно доказать самому себе, что он смог преодолеть этот рубеж.

Но вернемся к последним звонкам в больничных школах. В госпитальных школах у нас работают по преимуществу молодые, как говорят подростки, «прикольные» учителя. Они не только владеют своими учебными предметами, знают основы психологии и медицины, но и обладают необходимым артистизмом – прекрасно двигаются, поют и танцуют. Пусть не обижаются на меня мои пожилые ровесники, но в госпитальной школе не нужна плачущая бабушка у постели больного. Молодые ближе подросткам по возрасту, они призваны излучать оптимизм, внушать ребятам уверенность в победе над болезнью и реализации всех их жизненных планов.

Ближе к финалу в одной из больничных школ замечательная учительница запела: «Прекрасное далеко, не будь ко мне жестоко…» Уж на что я человек сдержанный, но у меня перехватило горло. Адресованная детям с онкологией, эта песня приобретала особый контекст. В Институте трансплантации органов имени В.И.Шумакова торжественная церемония началась с вручения особых знаков «Тем, кто отдал часть себя» донорам, подарившим детям свою печень, почку, легкие. Вручением почетных знаков руководил выдающийся трансплантолог академик Сергей Владимирович Готье. Возраст все-таки берет свое, и у меня дрожали руки.

А затем учителя начали дурачиться: петь, танцевать, «прикалываться», ибо любая школа, а тем более больничная, должна быть веселой, обеспечивая учение с увлечением. Казалось бы, это должно быть ясно всем. Оказывается, не всем.

В одном из лицеев Екатеринбурга во время Последнего звонка выпускники продемонстрировали шутливый танец – пародию на телевизионные клипы. Немедленно нашелся известный медийный персонаж, который усмотрел в танце пропаганду нетрадиционной сексуальной ориентации, связав такое выступление подростков с деятельностью Ельцин Центра, который проповедует ненавистное сердцу «патриота» – толерантность. Воистину, надо обладать извращенной психикой и подавленными сексуальными комплексами, дабы подозревать всех вокруг в неприличных мыслях и поступках. Среди пиарщиков нашлись энтузиасты, потребовавшие увольнения директора лицея. Я неплохо знаю Екатеринбург, поскольку у нас там есть школа при больнице. Слава богу, в этом городе вменяемый губернатор и квалифицированный министр образования. Никого увольнять не стали, отравляя педагогам и выпускникам праздник. А взрослым, имеющим явные проблемы с психикой, я от души советую обратиться к моим коллегам – медицинским психологам, которые толерантны и потому готовы оказать квалифицированную помощь всем страждущим.

Да бог бы с ними, пропагандистами, производящими идеологическую сивуху по имени «озверин». Грустнее другое. Кто-то ведь из подростков снял на смартфон шутливый танец и отправил ролик куда следует.

В который раз убеждаюсь в том, что поэты – пророки. В 1986 (!) году Иосиф Бродский написал стихи «Представление», в которых предсказал подобную ситуацию.

 

Входят строем пионеры, кто – с моделью из фанеры,

кто – с написанным вручную

содержательным доносом.

С того света, как химеры, палачи-пенсионеры

одобрительно кивают им, задорным и курносым,

что врубают «Русский бальный» и вбегают

в избу к тяте

выгнать тятю из двуспальной, где их

сделали, кровати.

Что попишешь? Молодежь.

Не задушишь, не убьешь.

 

В стихах внятный ответ на вопрос, кому необходима звериная серьезность.

Евгений ЯМБУРГ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте