search
main
0

По следам Грибоедова. В стремлении за гением обретают знания, уверенность в своих силах и верных единомышленников

​Одним из центральных направлений проектной деятельности гимназии №1529 сегодня является проведение Городской гуманитарной конференции научно-исследовательских работ учащихся «Грибоедовские чтения». Естественно, своим названием и кругом исследуемых тем она во многом обязана той широте и многогранности интересов, что были свойственны самому Грибоедову. Однако сверяться с его делами и мыслями в гимназии умеют не только в научных рамках. О том, какими еще тропами идут вслед за своим вдохновителем современные гимназисты, «Учительской газете» рассказала преподаватель истории и обществознания, куратор экспериментальной и инновационной деятельности гимназии №1529 Марина КОЧЕРГИНА.

– Марина Николаевна, расскажите, пожалуйста, как и когда родилась идея конференции «Грибоедовские чтения»?- Мне кажется, для ребят очень важно проявить себя не только в рамках школы. И конечно же, здесь особую роль играют школьные и городские научные конференции. Еще пять лет назад их проводилось не так много, как сейчас. Из ряда крупных, например, можно назвать научно-практическую конференцию учащихся гимназий, лицеев и школ «Человек и общество», которая проводится в гимназии №1504. Наши ребята обычно выступали на ней весьма неплохо. В какой-то момент мне захотелось, чтобы и у нас появилось нечто подобное. Так, в 2008 году мы стали проводить свою конференцию. Когда мы уже набрались опыта в рамках внутришкольных мероприятий, было решено выйти на городской уровень. И естественно, тут же возникла идея назвать конференцию «Грибоедовские чтения».- Каков на сегодняшний день формат мероприятия?- Обычно чтения длятся один день, то есть сама научная программа: представление исследований, обсуждение, оценка. А днем ранее мы по традиции возлагаем цветы к памятнику А.С.Грибоедову на Чистых прудах. В этом году наша пятая, юбилейная конференция длилась два дня. Отдав дань памяти великому поэту, мы собрались в Московском театре на Таганке на торжественное открытие и затем смотрели спектакль «Горе от ума». Уже на следующий день мы проводили саму конференцию.- Есть ли у «Грибоедовских чтений» некая главная идея, основная тема, в рамках которой должны работать юные исследователи?- Да, и ее выбор стал крайне важен, поскольку мне всегда хотелось уйти от расплывчатого, на мой взгляд, подхода других конференций, где нет таких стержневых установок. Ведь обычно по заданной теме разрешается изучать любые исторические периоды, задействовать любые научные дисциплины. Мне показалось наиболее актуальным говорить о проблемах современности. В вопросах исторического характера на самом деле достаточно легко разобраться: уже есть анализ событий, даны обобщения, выводы. Говорить о проблемах той эпохи, в которой живешь, гораздо труднее. Ты органично встроен в ее течение, и абстрагироваться от хода событий и дать им объективную оценку весьма непросто. Так что наша основная тематическая направленность связана с глобальными проблемами современности, а основной исторический период охватывает время с начала 90-х годов XX века и до сегодняшнего дня. Естественно, раскрывать эту проблематику можно в рамках отдельных секций.- Гимназия проводит чтения самостоятельно или вам помогают какие-либо общественные организации, вузы, другие школы?- У нас очень много помощников, очень много тех, кому интересно то, что мы делаем в рамках чтений. Например, это Департамент образования города Москвы. Именно за подписью руководства департамента мы вручаем нашим победителям грамоты. А в прошлом году грамоты были подписаны даже самим национальным координатором ЮНЕСКО в РФ. Было особенно приятно, что наша школьная научная деятельность получила признание на таком высоком уровне.Естественно, нам помогают и известные на всю страну университеты: МГУ им. М.В.Ломоносова, МГИМО, НИУ «Высшая школа экономики», РГГУ, МГЮА им. О.Е.Кутафина и многие другие.- В чем заключается их участие в конференции?- Сотрудничество с ведущими вузами страны у нашей гимназии велось еще и до открытия чтений. А когда мы решились собрать конференцию, я обратилась к ним с просьбой о том, чтобы представители этих вузов сидели у нас в жюри и оценивали работы участников.Мы, выбрав самые известные и популярные вузы, стали ездить и рассказывать о нашей конференции. Честно говоря, я не ожидала, что согласятся участвовать все, к кому я обращалась. Так что теперь каждую первую субботу февраля преподаватели этих вузов у нас в гимназии с утра до вечера слушают, оценивают. Наше жюри не только добросовестно относится к своим обязанностям, но и привозит свои грамоты и подарки, так что большая часть достижений юных исследователей у нас не остается неотмеченной.- Какое количество школьников обычно принимает участие в конференции? Каков средний возраст участников?- В основном в чтениях участвуют ребята 8-11-х классов. Большая часть – это девяти- и десятиклассники. Раньше, когда грамота нашей конференции, как и многих других подобных мероприятий, имела вес при поступлении в вуз, было также много 11-классников, но теперь их, естественно, меньше.Что касается общего числа участников, то ежегодно свои исследования представляют чуть более 100 человек. Один раз, правда, был зафиксирован максимум в 180 участников.- Выбрана ли уже тема будущей конференции?- Да, мы решили предложить поразмышлять на тему «Честь и долг гражданина вчера и сегодня». Думаю, что это достаточно актуальная тема. Сегодня, когда многотысячные толпы выходят на митинги, когда происходят различные акции в поддержку тех или иных общественных и политических сил и дети вольно или невольно оказываются их участниками, они должны задуматься о том, почему это происходит, и сделать выводы. Ну и к тому же они вполне могут обратиться к истории, провести параллель хотя бы с тем же XIX веком, когда понятия «честь» и «долг» играли большую роль для многих людей, и в том числе и для А.С.Грибоедова, что явственно следует из текста его комедии.- А каким еще образом, кроме чтений, ваша гимназия идет по стопам Грибоедова?- Например, два года назад мы открыли памятную доску в его честь. А теперь собираем материалы, чтобы оформить витрину о наших путешествиях по грибоедовским местам. Идея путешествовать по городам, где бывал Александр Сергеевич, возникла у нас как раз тогда, когда нам пришлось отстаивать имя школы. Мы так и назвали этот проект – «Вслед за Грибоедовым». Началось все с отчетного концерта у нашего класса редких языков (турецкий, фарси), где ребята читали стихи на изучаемых ими языках. В гостях у нас были представители МИДа и МГИМО, и они предложили организовать поездку в Тегеран к месту гибели А.С.Грибоедова. В итоге, преодолев все мыслимые для путешествия в такую закрытую страну трудности, мы побывали в Иране и увидели еще один памятник нашему поэту.Не менее трудно оказалось организовать поездку в Грузию, где похоронены А.С.Грибоедов и его супруга Нина Чавчавадзе. Но все эти трудности того стоили, ведь наши поездки не ограничиваются посещением достопримечательностей. Мы бываем в местных школах, изучаем историю среднего образования, а затем делаем отчеты об увиденном. По последним поездкам, кстати, отпечатали два красивых альбома. Мы уже много где побывали, но останавливаться на этом не собираемся. Вообще, я думаю, все участники наших путешествий «Вслед за Грибоедовым» не только остались под большим впечатлением от увиденных мест, но и смогли доказать, что наша гимназия достойна своего славного имени, достойна идти по стопам великого человека и растит не менее одаренных во многих областях науки и искусства ребят, которые станут достойными гражданами своей страны и, вполне вероятно, прославят ее и за ее пределами.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте