search
main
0

«По шесть рублей за каждый язык». Штрихи истории Царскосельского городского училища

Недавно в «Учительской газете» рассказывалось об истории наиболее известного среднего учебного заведения Царского Села – Императорской Николаевской классической гимназии, которая была высшим звеном средних учебных заведений дореволюционной России. В настоящем очерке мы расскажем об истории Царскосельского городского училища (повышенной начальной школы для детей городского населения). Это училище – самое старое учебное заведение Царского Села, и его судьба во многом отражает историю развития начального образования в России с начала ХVIII до начала ХХ вв.

На месте, занимаемом ныне городом Пушкином (Царским Селом) первые русские поселенцы появились в начале ХVIII века, и финское название местности Saari-mojs (возвышенная мыза) перешло в русскую речь в виде Сарской мызы. В это время Петр I проявлял заботу об открытии школ как для дворян и духовенства, так и «для науки молодых ребяток изо всяких чинов людей». Для них по указам 1714 и 1715 годов в разных городах империи открывались цифирные, или арифметические, школы, в которых «молодые ребятки» обучались грамоте, катехизису, арифметике и начальным основам геометрии. В июне 1710 года Петр I передал Сарскую мызу «с принадлежащими к ним деревнями, со крестьяны и со всеми угодьи» в собственность императрицы Екатерины I. Вскоре по ее указанию дети крестьян и придворных служителей, принадлежащих ей мыз, стали отдаваться «в научение и присмотр Сарскомызскому диакону», в помощь которому дана была надзирательница, обучавшая девочек рукоделию.

При императрице Елизавете Петровне эта школа превратилась в штатное учебное заведение, где обучались 44 мальчика на полном казенном обеспечении. В школе обучали Закону Божию, русской грамоте и счислению. На каждого мальчика, кроме съестных припасов, отпускалось деньгами от Двора на мундир, раз в три года, – по 1 р. 52 коп., на обувь и белье, ежегодно, – по 89 коп. и на соль по 5 коп. в каждую треть года. Школа помещалась в слободе близ дворца, но в 1750 году училище было переведено в находившуюся рядом с Царским Селом деревню Кузьмино, так как ученики, бродя по парку, беспокоили императрицу. Сведений о том, в чем состоял присмотр «Сарскомызского диакона» за детьми, как шло учение в Кузьминской школе и как относились к учению ученики и их родители, не сохранилось. Вероятно, образование в этих школах было поставлено так же, как и в других подобных учебных заведениях, где учителя не отличались образованностью, а главным «воспитательным средством» служили хлыст и плеть.

В 1784 году «цифирная» Кузьминская школа была преобразована в «малое народное училище», открытое в городе Софии (часть Царского Села), в каменном доме, пожертвованном для этой цели дворянином Иваном Лазаревым, который поднес императрице Екатерине II ключ и 1000 рублей на обзаведение. В день открытия в училище значилось 2 учителя и 50 учеников обоего пола. Программа двухклассного Софийского училища включала: чтение, письмо, правила грамматики, церковную, гражданскую и римскую цифирь, священную историю, катехизис, арифметику, упражнения в черчении и рисовании. Кроме того, в первом классе полагалось читать и изучать «Правила для учащихся», а во втором – книгу «О должностях человека и гражданина».

За весь период существования Малого Софийского народного училища, с 1784 по 1833 год, в нем обучалось до 1000 учащихся обоего пола, но только 3 процента получили свидетельства об окончании курса. Большинство учеников на второй или третий год обучения выбывали, определяясь в «должность» или в «лавку», некоторые были отчислены «за буйство и воровство». Столь плачевные результаты объяснялись переполненностью классов (зачастую один учитель должен был занять одновременно до сотни детей, причем различными предметами), отсутствием необходимых учебных принадлежностей, интереса к делу, плохой подготовкой учителей. Прослуживший долгие годы в Городском училище П.Орелкин писал, что «о любви и преданности делу со стороны учителей не могло быть и речи» при тех условиях, в которые они были поставлены в то время. При скудном жалованье, составлявшем 150-200 рублей в год и выдававшемся к тому же неаккуратно, учителям Софийского училища «приходилось зимой и летом носить одно платье, ходить в изодранных байковых сюртуках и испытывать неудобства, происходящие от отсутствия учебных пособий и дров». Иногда в училище занятия прекращались за неимением чернил, которые, как и всякую мелочь, лично закупал смотритель училища барон Дольст, живший постоянно в Петербурге. Получив уведомление о прекращении занятий, он посылал в Софию нарочного с бутылкой чернил и с предписанием учителю немедленно рапортовать о получении посылки.

В 1833 году Малое народное училище преобразовалось в Царскосельское уездное трехклассное училище. Программа расширяется, курс приводится в более строгую систему, устанавливается предметное преподавание, назначены штатные преподаватели (некоторые из них с университетским образованием), врач, штатный и почетный смотрители, пожертвовавшие значительные суммы на процветание училища. Существенно увеличились суммы на приобретение учебных пособий, было положено начало библиотеке. За все время существования уездного училища, с 1833 по 1879 год, в нем обучалось до 1300 учеников, из которых уже 23 процента получили свидетельства об окончании курса.

1 июля 1879 года училище было преобразовано в Городское четырехклассное. Были введены новые предметы: физика, естествоведение, анатомия и физиология человека, сведения по гигиене, учителями были назначены люди со специальной педагогической подготовкой в Петербургском учительском институте. 16 января 1884 года училище торжественно отпраздновало свой столетний юбилей. Праздник почтили своим присутствием управляющий Царским Селом, полицмейстер, бургомистр, представители царскосельских учебных заведений и учебного округа, бывшие учителя и ученики. «Общее торжество закончилось народным гимном и «Славься», исполненными хором учеников и раздачей ученикам подарков: каждый ученик получил по 4 книги и по фунту конфет. Сто рублей, пожертвованные неизвестным по случаю юбилея на «устройство при училище чего-нибудь полезного», были употреблены на приобретение волшебного фонаря, экрана и других принадлежностей для народных чтений».

В начале 1910-х годов в училище принимались дети с одиннадцати лет всех сословий и вероисповеданий, прошедшие курс начальной школы. За четыре года ученики изучали Закон Божий, русский и церковно-славянский языки, арифметику, геометрию, историю, географию, естествоведение, чистописание, рисование, черчение, гимнастику и пение. Для желающих давались уроки столярного и токарного ремесла, а также немецкий и французский языки «с платою по 6 р. в год за каждый язык». Под руководством инспекторов и учителей устраивались школьные спектакли, общеобразовательные, ботанические и геологические экскурсии; посещались музеи, картинные галереи, устраивались внеклассные чтения и литературные вечера. С начала 1910-1911 учебного года было введено обучение военной гимнастике. Годовая плата за обучение в училище постепенно повышалась, но она не препятствовала обучению малоимущих учеников, поскольку треть из них состояла стипендиатами различных благотворительных учреждений.

Большинство выпускников училища становились писцами, конторщиками на железной дороге и в различных канцеляриях, почтовыми чиновниками, посвящали себя торговле и ремеслам. Некоторые из выпускников стали впоследствии учителями, офицерами и студентами высших учебных заведений.

За время своего существования Царскосельское городское училище сменило несколько адресов. И, наконец, в 1911 году переехало в собственный 3-этажный каменный дом, построенный на Бульварной улице архитектором Л.П.Шишко. Это здание сохранилось до настоящего времени, ныне в нем размещается детский сад.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте