search
main
0

«По рукам». И выкручивайся как хочешь

В нижегородских образовательных учреждениях профильное обучение началось еще в 1990-е годы. Именно тогда педколлективы многих общеобразовательных школ и профессорско-преподавательский состав некоторых вузов одновременно пришли к идее профильного обучения как формы, обеспечивающей непрерывность образования. Безусловно, процент наличия таких (профильных) классов в школах Нижнего Новгорода и крупных райцентров гораздо выше, чем в районах области, и наработанный опыт дает возможность идти дальше, модернизировать уже достигнутое.

По словам специалистов Нижегородского института развития образования, принципиальное отличие нижегородской модели от модели учебного плана Министерства образования и науки Российской Федерации состоит в том, что максимально сохранены такие основные образовательные дисциплины, как математика, русский язык, литература, информатика. Это позволит ученикам освоить обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования.

Специалисты уже подводят итоги первых этапов апробации экспериментального БУПа для профильной школы.

Среди успехов отмечаются: сформированный интерес учащихся и родителей; сложившиеся взаимоотношения учреждений профессионального (высшего, среднего, начального) и среднего образования; наличие учебных программ профильных предметов, а также сообщества преподавателей этих дисциплин. Следует отметить и такую заслугу регионального уровня, как принятие Положения о профильных классах.

Среди проблем на первый план вынесены те, решение которых в большей степени зависит от Министерства образования и науки РФ, а именно отсутствие нормативно-правовой базы и несформированность содержания профильного образования на федеральном уровне. Возникают трудности и в повышении квалификации педагогов профильных предметов. Упомянута и такая проблема, как отсутствие необходимой материально-технической базы и недостаточное финансирование на всех уровнях бюджета.

Смирившись с пониманием последнего факта, еще горше и обиднее выслушивать, как «выкручиваются» по части финансирования проводимых действий директора школ и управленцы районных органов образования. Практики в регионах стремятся сделать как лучше, чтобы эксперимент не пробуксовывал, чтобы ученики и родители не разочаровались в системе профильного обучения. И как часто они же получают «по рукам» от контролирующих инстанций! Создается впечатление, что министерство, придумывая очередной экспериментальный проект, забывает позаботиться о его полноценном и своевременном финансовом и материальном обеспечении при внедрении на местах в регионах. А что же будет через три-четыре года, когда из эксперимента профильное обучение станет уже реальностью для всей страны?

Серьезные проблемы и у сельских малокомплектных школ. Многие директора и управленцы из районов области утверждают, что профильная система поголовно во всех сельских школах не нужна. Подобный подход только погубит среднюю школу на селе как таковую.

В связи с введением в 2005 году по России предпрофильной, а с 2006 года и профильной подготовки педагогами различных регионов высказываются опасения, что это повлечет перегрузку школьников. Нижегородцы разделяют эти опасения и вводят за счет национально-регионального компонента экспериментальный учебный курс для учащихся девятых классов (в рамках предпрофильной подготовки) «Основы личностного самоопределения школьника» в объеме 68 часов. Этот курс практико-ориентированный, так как его содержание непосредственно связано с жизнью, потребностями и интересами самих подростков. Он призван помочь детям, родителям в выборе образовательного маршрута, позволяющего учитывать интеллектуальный потенциал ребенка, его возможности социальной адаптации в обществе, наконец, личные пристрастия ученика. В данном случае не предусматривается традиционная система оценивания, действует технология создания индивидуального портфолио как средства и результата предпрофильного самоопределения.

Нижний Новгород

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте