Министерство образования РФ разработало проект рекомендаций по процедуре проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х классов, участвующих в эксперименте по предпрофильной подготовке.
По словам начальника отдела нормативного обеспечения Министерства образования Александра Капустняка, в эксперименте примут участие около 17 тысяч школьников из 14 регионов. Все организационные мероприятия должны быть завершены за месяц до начала проведения итоговой аттестации. Выпускники 9-го класса будут сдавать не менее четырех экзаменов: письменные по русскому языку и алгебре и два по выбору из числа предметов, изучавшихся в 9-м классе с учетом выбранного профиля. Органы управления образованием субъектов РФ могут ввести еще один дополнительный экзамен. Намеченные в период с 26 мая по 1 июня экзамены по выбору могут проводиться в различных формах: в виде собеседования, защиты рефератов, а также в традиционной, то есть по билетам.
Принципиальная особенность новой системы итоговой аттестации по алгебре и русскому языку состоит в усилении дифференцирующих возможностей экзаменационной работы за счет увеличения числа заданий и расширения диапазона их сложности.
Для проведения итоговой аттестации по алгебре в эксперименте предложены две базовые модели. Первая соединяет в себе тестовую форму проверки и традиционную, с письменным оформлением решения, вторая – это письменная работа, которую отличает большая степень дифференциации. Общим является то, что первая модель направлена на проверку базовой подготовки школьников, а вторая – на дифференцированную проверку более высоких уровней владения материалом. Для оценивания работ применяются два показателя – традиционная отметка по 5-балльной шкале и рейтинговая – по 30-балльной. Назначение рейтинга – расширение диапазона оценок «четыре» и «пять».
Для проведения итоговой аттестации по русскому языку также предложены две модели экзаменационной работы.
Первая из них представляет собой сжатое изложение прослушанного текста из «Сборника изложений для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы» (авторы-составители Л.М.Рыбченкова, В.Л.Склярова). Сюда входит выполнение пяти тестовых заданий и написание небольшого сочинения-рассуждения по прослушанному тексту. Во второй модели ребятам предлагается два текста: первый для аудирования с последующим подробным изложением, второй – для чтения и извлечения информации по определенной теме, выполнение семи тестовых заданий по прочитанному тексту, написание небольшого сочинения на основе интерпретации информации.
По словам разработчиков, их задача заключалась в том, чтобы привести форму итоговой аттестации и ее содержание в соответствие с новыми целями школьного курса по русскому языку. За последние 15 лет предмет, ориентированный на формирование грамматико-прописных умений и навыков, превратился в курс развития речи. И именно поэтому содержание двух моделей экзаменов нацелено на то, чтобы проверить важнейшие речевые навыки и умения девятиклассников. Когда говорится о речевой направленности, то прежде всего имеется в виду, что на экзамене нужно проверять не только письменность, умение высказывать свои мысли на бумаге, но и другие виды речевой деятельности. Они важны как для усваивания курса русского языка, так и в обучении по всем предметам. Если ученик не умеет читать, если он неадекватно воспринимает слово учителя и не умеет правильно говорить, то его успехи по другим дисциплинам резко снижаются.
В связи с тем, что все виды речевой деятельности своеобразны, предлагаются разные формы проверки. Здесь будут сочетаться традиционные формы экзамена – написание малого сочинения, изложения разных видов (сжатого и развернутого) – и систему тестовых заданий. Не примитивные «вставлялки», а тесты подсказывающего плана, которые помогут ребенку понять содержание прочитанного или прослушанного текста.
Комментарии