Почти два с половиной тысячелетия назад формулу правильного питания вывел великий древнегреческий врач, реформатор медицины Гиппократ, сказавший, что «наши пищевые вещества должны быть лечебными средствами…». Эта мудрость, мне кажется, во все времена актуальна по отношению к здоровью ребенка, чей организм растет и требует необходимых калорий и витаминов. Побывав в школах города Сатки, я убедился, что здесь, может быть, и не догадываясь об этом, максимально придерживаются совета древнегреческого ученого.
У поваров – золотые руки
Средняя школа №14 – победитель приоритетного национального проекта «Образование» – одна из старейших в Сатке. В ежегодных районных конкурсах на лучшую организацию школьного питания школа дважды занимала 1-е место, а несколько лет назад стала третьей в Челябинской области. Повара 14-й школы считаются одними из лучших кулинаров в муниципалитете.
Коллектив столовой – пять человек. Руководит им Татьяна Николаевна Резвова. Она около 30 лет работает в школе, ее подчиненные – повара-золотые руки, каждый из них вкладывает душу в то, что готовит. Школьники знают, что даже если они забыли деньги дома, повара всегда дадут им в долг и накормят вкусным обедом. Независимо от того, шеф-повар ты или посудомойка, все работники пищеблока накрывают на столы.
Порции школьного обеда даже для меня, человека под центнер весом и не страдающего плохим аппетитом, кажутся довольно внушительными и калорийными. От разнообразия салатов глаза разбегаются, а выпечка только что с пылу с жару уже просто не лезет.
– Кухня у нас небольшая, но в ней есть все самое необходимое оборудование, – рассказывает директор школы Любовь Павловна Волгутова. – Несколько лет назад у нас были проблемы с горячей водой, отключали отопление. Тогда мы подключили «титан». По национальному проекту получили плиту для приготовления пищи, электрическую мясорубку. В обеденном зале поставили евроокна – помогли спонсоры, коими являются наши бывшие ученики, работающие на комбинате «Магнезит». Сегодня у нас нет проблем, хотя помещение столовой не очень большое, но столпотворения в ней никогда нет. Все по распорядку. За каждым классом закреплено свое место. Все школьники знают, кто на какой перемене питается. Во второй половине дня, когда едят ученики второй смены, – свободное посещение. Можно приходить и кушать сколько душе угодно. Особенно это касается старшеклассников.
Питание в школе организует индивидуальный предприниматель Татьяна Сайног. У нее договоры еще с пятью учебными заведениями.
– Организацией питания я занимаюсь с 2003 года, – говорит Татьяна Геннадьевна. – Во-первых, учитываются рекомендации директора школы. Повара каждый вечер делают заявку: каких продуктов и сколько необходимо. Я составляю меню на две недели, так что продукты не залеживаются. Молоко и хлеб подвозят на заводском транспорте. Один раз в неделю даем детям либо сок, либо фрукты. Обязательно включаем в меню салаты и выпечку.
Каждый индивидуальный предприниматель – организатор питания имеет право работать с наценкой в 50 процентов. Цены меняются один раз в квартал. Школьную столовую регулярно посещают члены родительского комитета и отслеживают меню. Один раз в триместр на заседания родительского комитета приглашаются школьные повара. И это, по мнению директора школы и индивидуального предпринимателя, вполне нормально. Организация питания в 14-й школе поставлена так, что Волгутова, Сайног и родители не два противоборствующих лагеря, а союзники.
Война полуфабрикатам
и гамбургерам
Еще один пример высокопрофессиональной организации питания – средняя школа №4, победитель конкурса лучших образовательных учреждений, внедряющих инновационные технологии в рамках приоритетного национального проекта «Образование». В школе 1000 учеников, из которых 340 едят бесплатно. Просторная столовая может вместить 150-180 детей. На школьной кухне работают исключительно профессиональные повара. Заведующая производством – технолог с высшим образованием и большим опытом работы. В общем, коллектив стабильный и дружный, с душой относящийся к делу.
С директором 4-й школы Валентиной Муравей и организатором питания Светланой Берниковой общаюсь в столовой после того, как отобедали дети.
– Мы работаем со Светланой Берниковой два года, – говорит Валентина Владимировна. – До этого у нас был договор с комбинатом школьного питания, а потом наша школа первой в районе перешла к частникам, но по большому счету качественных сдвигов в организации питания не произошло. Я долго искала профессионала и однажды увидела, на каком высоком уровне Светлана Александровна организовала питание в Саткинском филиале Южно-Уральского государственного университета, пригласила ее в школу. В столовой все новое, что появилось за два года, – это личные вложения Берниковой.
– Когда Светлана Александровна проводила кулинарный совет, наши коллеги были поражены высоким качеством рыбных блюд и сбалансированностью меню, – продолжает директор школы. – Для меня было открытием, когда я увидела, что в обеденном зале столы расставлены в линии. На каждой линии – официантка, которая знает всех «своих» детей. Я работаю в школе директором 20-й год и не помню, чтобы в столовой столы накрывали повара или официанты. Всю жизнь снимали детей с уроков, они и накрывали, и убирали. В этом году наши школьники отметили отличную организацию буфета с горячим питанием. Все напитки витаминизированы. Про качество и ассортимент блюд я и не говорю – сами все видите.
Оглядываюсь вокруг – в обеденном зале чистота и порядок, занавески на окнах, цветы. На столах – салфетки, одноразовая посуда, подставки под столовые приборы.
– На первом же педсовете я сказала, что дети должны есть горячую вареную пищу, а не полуфабрикаты и гамбургеры, – включается в разговор Светлана Берникова. – Два раза в неделю дети обязательно едят молочную кашу. Все школьники едят первое и по возможности мясное или рыбное блюдо с гарниром. Те, кто питается за родительскую плату, конечно, питается разнообразней. Ежедневно в буфете дети могут выбрать два горячих блюда, молочную кашу по желанию, два гарнира, три-четыре мясных блюда, шесть разновидностей салатов, восемь наименований выпечки. Учителя передают официанткам заявки, согласно которым и накрываются столы. За каждым классом закреплена своя перемена, на которой ученики ходят в столовую. Даже второклассники у нас приучены сидеть исключительно за отведенным столом.
– Знаете, что еще придумала Берникова? – вспоминает Валентина Муравей. – Она сказала, что если учитель будет приводить на горячее питание, как минимум, 20 детей, то получит обед бесплатно. И вы знаете, для многих учителей это стало хорошим стимулом.
– Для нас это объективная оценка работы учителя, – добавляет Берникова. – Допустим, пришел в школу родитель и выразил недовольство тем, как кормят ребенка. А учитель ежедневно питается тем же, что и дети. У него складывается объективное мнение о качестве пищи, о чем он и рассказывает родителям.
В конце каждого учебного года Валентина Муравей ходит на родительские собрания во все классы. В этом году она не услышала ни одной жалобы по поводу качества пищи и организации питания в школе, о чем, между прочим, говорит и тот факт, что у детей на 30 процентов снизились заболевания желудочно-кишечного тракта. А еще директор 4-й школы борется за то, чтобы дети как можно реже пили газировку, кока-колу и ели всевозможные чипсы. Пища должна быть, конечно же, вкусной, но самое главное – полезной.
Комментарии