Среди преобразований в армии, пожалуй, наибольшее внимание общества вызывает ее профессионализация. Некоторым людям, не знакомым с армейской жизнью, кажется, что можно решить эту проблему одномоментным «скачком». Но это не так. Убедиться, насколько сложна и многогранна она, можно на примере Сухопутных войск, на которые возложен самый большой в Вооруженных Силах России объем задач по переводу на контракт соединений и частей постоянной готовности. В Сухопутных войсках первоочередной профессионализации подлежат около 60 воинских формирований. Предоставляем читателям возможность узнать о том, как идет эта работа, от первого лица.
– Николай Викторович, с 1 января армия начала энергично набирать контрактников. Нет ли ощущения, что контракт неожиданно «свалился на головы» военных, да и всего общества?
– Абсолютно уверен: никаких неожиданностей нет. Мероприятия, которые мы стали проводить с января 2004 г. – не начало, а продолжение большой многоплановой работы в соответствии с Федеральной целевой программой по переводу ряда соединений и частей на новый принцип комплектования, очередной ее этап. И к этому этапу в Сухопутных войсках основательно и напряженно готовились.
Во-первых, мы внимательно и всесторонне изучили опыт, накопленный в предшествующие годы, в том числе в миротворческих формированиях, частях 201-й дивизии (дислоцированной в Таджикистане. – Прим. авт.), подразделениях, участвовавших в контртеррористических операциях в Северо-Кавказском регионе.
Во-вторых, в главкомате тщательно проработана система деятельности органов военного управления, командиров, штабов, военных комиссариатов. В июле в войска были направлены методические указания по приему на контрактную службу военнослужащих, проходящих службу по призыву и из запаса. В течение полугода все должностные лица и, прежде всего соединений и частей, подлежащих переводу на комплектование по контракту, смогли изучить методические основы работы в новых условиях и подготовить соответствующую материальную базу. Как показали проверки, эта работа дала положительный результат.
И наконец, у нас имеется определенный задел выполнения задач Федеральной целевой программы. Мы начинаем переход к новой системе комплектования не с нулевой отметки. К примеру, в частях постоянной боевой готовности Северо-Кавказского военного округа примерно каждый девятый солдат и сержант – контрактник.
– Значит ли это, что в Сухопутных войсках проблемы перехода к комплектованию по контракту в основном решены?
– Прежде всего это означает, что мы готовы продолжать очень и очень непростую работу в новых условиях. Судите сами, в течение 3,5 лет предстоит перевести на контракт 147 тысяч должностей сержантов и солдат. Масштабных задач подобного рода нашим Вооруженным Силам, да и государству в целом решать не приходилось. Проблемы, естественно, будут возникать. Но мы готовы над ними работать.
– Видимо, одна из них – финансирование?
– Проблемы финансирования мероприятий, связанных с переходом на новый принцип комплектования, можно условно разделить на две большие группы. Решение одних находится исключительно в компетенции законодательной и исполнительной власти и зависит во многом от финансовых возможностей государства. Здесь мы мало на что можем повлиять. Все вопросы в основном снимаются при подготовке и принятии бюджета страны.
Решение же другой группы проблем целиком зависит от эффективной деятельности всех без исключения органов военного управления, от умения каждого на своем месте грамотно распорядиться выделяемыми финансовыми и материальными средствами.
Для этого нам необходимо создать отлаженную систему отбора кандидатов на военную службу по контракту и их дальнейшей подготовки. Предстоит в комплексе решать 3 основные задачи. Первая – учет, обучение и пополнение резерва будущих контрактников. Вторая – отбор кандидатов и их оформление на военную службу. Третья – организация приема контрактников непосредственно в воинских частях и их профессиональная подготовка. Все они взаимообусловлены, а потому любые ошибки, недостатки, непродуманность в решении хотя бы одной из них неизбежно влекут негативные последствия, в том числе материального, финансового характера.
Определенный опыт получен в ходе эксперимента в 76-й воздушно-десантной дивизии. Отдельные кандидаты, отобранные для службы в этом соединении, отказывались от подписания контракта и уезжали. Условия предстоящей службы не соответствовали их ожиданиям. Ошибки при отборе кандидатов на военную службу повлекли за собой затягивание выполнения поставленных задач, неоправданные материальные затраты на организацию перевозки людей их быта и питания.
Если сопоставить масштабы эксперимента и Федеральной программы, становится очевидной высокая цена подобных ошибок. Именно поэтому нам нужна надежная система работы, в основе которой должна быть стройная нормативная база и персональная ответственность должностных лиц.
– По каким критериям будут отбирать кандидатов на службу по контракту солдатами и сержантами?
– Состояние здоровья, образовательный уровень и способность к выполнению обязанностей по избранной специальности – вот основные критерии. Отбором станут заниматься специально подготовленные подразделения. Они будут руководствоваться нормативами, установленными для военно-врачебных комиссий и комиссий профессионально-психологического отбора.
Изучая кандидатов, комиссии профотбора будут обращать внимание и на мотивы, по которым человек решил подписать контракт. Нам очень важно знать, какие приоритеты у кандидата, чем он руководствовался при выборе жизненного пути. Понятно, что желание обрести определенный материальный достаток – важный фактор. Тем не менее возможность зарабатывать деньги играет далеко не определяющую роль в решении человека добровольно поступить на службу в армию. Есть и другие мотивы. Например, желание стать профессиональным защитником Отечества, сделать военную карьеру, реализовать командирские амбиции, в совершенстве овладеть боевой специальностью. Именно такие качественные параметры должны определять состояние будущих контрактников. Они вполне могут стать нравственным стержнем обновленных Сухопутных войск, движущей силой их развития и профессионализации. А под профессионализацией мы понимаем прежде всего способность эффективно и качественно выполнять поставленные задачи по обеспечению надежной защиты государства.
– Как быстро с приходом контрактников Сухопутные войска станут профессиональными?
– Определить, насколько профессиональными стали войска в зависимости от количества принятых на службу контрактников, невозможно. Здесь играют роль много факторов. В первую очередь – уровень индивидуальной подготовки военнослужащих и слаженности подразделений и частей, их способность решать любые самые сложные задачи общевойскового боя. Хорошо если контрактник не так давно служил в армии, обладает многими необходимыми знаниями и навыками. А если служил давно, да еще совсем в другой должности?
Высокие морально-боевые качества сами собой не возникают. Их надо формировать. Вот здесь-то и могут появляться вопросы: как эффективнее организовать систему обучения контрактников, улучшить методическую подготовку офицеров, с наибольшей пользой использовать материальную учебно-техническую базу? Чтобы ответить на них, командиры и штабы всех уровней обязаны непрерывно заниматься вопросами боевой подготовки. Она должна стать основой повседневной деятельности войск. Для этого есть все условия, и самое главное – регулярное финансирование, обеспечение горюче-смазочными материалами. Достаточно сказать, что в прошедшем учебном году мы провели более 500 дивизионных и бригадных (полковых) тактических учений около 900 командирских и методических сборов. В нынешнем учебном году интенсивность боевой подготовки будет возрастать.
В военных округах постоянно совершенствуется учебная материально-техническая база. На ее содержание и развитие в 2004 г. в рамках Федеральной целевой программы выделяется 116,8 млн. рублей. Это во многом будет способствовать повышению интенсивности подготовки войск, повышению качества обучения контрактников.
– Поскольку темпы профессионализации армии зависят от уровня подготовки военнослужащих-контрактников, наверное, преимущество будет у тех, кто служит или отслужил недавно?
– Формально контракт может заключать гражданин России в возрасте от 18 до 40 лет. Мы рассчитываем на потенциального контрактника до 30 лет. Конечно, очень выгодно заключать контракт с теми, кто отслужил полтора года. Потребуется меньше времени на доподготовку, привыкание к армейскому коллективу, в конечном счете будут сэкономлены материальные и денежные средства. На организацию такой работы нацелены все армейские коллективы. Вместе с тем широкое поле деятельности остается и у военкоматов. Работы хватит всем.
– Военкоматы и раньше отбирали кандидатов на контрактную службу. Как они организуют свою работу в новых условиях?
– Те методы работы, которые десятилетиями использовали сотрудники военкоматов, в нынешних условиях оказываются малопригодными. Формальная реклама наподобие плакатов с надписью: «А ты записался добровольцем?» – вряд ли достигнет цели. По опыту вербовочных пунктов армий иностранных государств в военкоматах будут создаваться справочно-информационные центры и пункты. На них ляжет основная нагрузка по рекламе армейской службы по контракту, информированию потенциальных кандидатов о положительных сторонах такой службы, проведению специальных консультаций, оформлению документов, формированию кадрового резерва и т.д.
Такая деятельность предполагает и отличное знание нормативной базы контрактной службы, определенную профессиональную, методическую подготовку, и, естественно, творчество, изобретательность в работе с людьми.
– Столь масштабная и непростая работа предполагает активное участие в ней местных органов власти. Как они будут помогать армии решать проблемы комплектования?
– Служба в Вооруженных Силах – один из основных видов государственной службы. Естественно, местные органы власти не могут оставаться в стороне от армейских проблем. Их участие в разных формах будет помогать военкомам, командирам соединений и частей более эффективно работать с контрактниками. В нынешних условиях, когда в государстве нет лишних денег, такое сотрудничество окажется весьма полезным.
Необходимо налаживать тесное взаимодействие воинских частей с военкоматами, органами служб занятости, территориальными центрами профориентации, местными средствами массовой информации. Должностные лица всех степеней обязаны выступать в СМИ по вопросам организации службы по контракту, разъяснять нормативные документы, консультировать по всем проблемам. В СМИ должны также находить отражение военно-патриотические мероприятия, проходящие в воинских частях: Дни воинской славы, Дни открытых дверей и многие другие. На страницах прессы, в передачах телевидения и радио необходимо чаще предоставлять слово самим контрактникам.
В век интернета нельзя забывать о его колоссальных возможностях. Большой объем сведений можно черпать из информационно-справочной системы на сайте пресс-службы Министерства обороны России. Все это, бесспорно, окажет положительное влияние на перевод Вооруженных Сил, в том числе и Сухопутных войск на новый принцип комплектования.
Большая работа в новых условиях только начинается. Никто не ждет, что она будет легкой. Какие-то задачи придется решать, что называется, с колес, проявляя максимум инициативы и творчества. Однако ни у кого не вызывает сомнения, что принятая Правительством России Федеральная программа будет выполнена точно в намеченные сроки. Для этого у нас есть главное: четкое понимание стоящих задач, непреклонная государственная воля и наше желание вывести Вооруженные Силы на новый, более высокий качественный уровень развития.
Комментарии