search
main
0

По-прежнему актуальна фундаментальность. Виктор МАТРОСОВ, ректор МПГУ

Какие задачи стоят сегодня перед педагогическими вузами и что должны сделать эти высшие учебные заведения, чтобы достойно с ними справиться? Об этом мы попросили рассказать председателя Ассоциации педагогических вузов и Всероссийского совета по педагогическому образованию, ректора Московского педагогического государственного университета, члена-корреспондента РАН, доктора физико-математических наук Виктора МАТРОСОВА.

Наше общее образование имеет признанные достижения и по-прежнему остается одним из лучших в мире. Но нельзя не видеть, что качество школьного образования в целом по стране снижается. Поэтому особое значение имеет работа по усилению фундаментальных основ школьного образования как базы для успешной социализации молодежи, ее мобильности на рынке труда. Могу сказать, что меня всегда настораживают высказывания о том, что «знаниевая парадигма устарела», что якобы это сейчас не главное… Но ведь никто еще не смог – да и вряд ли сможет – построить образование и тем более науку без знаний, без развития интеллекта. На основе знаний весь мир строит и новую экономику. Поэтому противопоставление научной основы образования и его практической направленности во многом представляется надуманным и подрывает то, чем всегда было сильно наше образование, – его фундаментальность. Это впрямую касается и профессионального педагогического образования. Убежден, что без укрепления научных основ подготовки педагогов никакого инновационного содержания образования достичь невозможно. Думаю, что наше единство тут будет иметь принципиальное значение для реализации совместных действий.

Мы убеждены, что нельзя допускать поспешности и радикализма в проведении преобразований педвузов и колледжей, отвечающих аккредитационным показателям. Возможно, в ряде случаев и целесообразно рассмотреть вопрос о создании филиалов при мощных педагогических университетах, которые имеют необходимую базу для выполнения роли образовательных, научных и методических центров, к примеру, в Москве, Санкт-Петербурге, Волгограде, ряде других регионов. Внимания и поддержки заслуживает опыт учебно-научно-педагогических комплексов, объединяющих родственные образовательные учреждения. В рамках подготовки к конкурсу инновационных проектов усилилось сетевое взаимодействие всех педагогических вузов сибирского региона, и этот разнообразный опыт необходимо проанализировать с активным участием профессионального сообщества.

Мы хорошо знаем, что наша школа стремительно меняется, причем при самом непосредственном участии выпускников наших вузов, талантливых педагогов и руководителей. Скажу, например, что за последние четыре года в числе победителей и призеров всероссийского и московского туров конкурса «Учитель года» находятся выпускники нашего университета. Реальностью стали новые виды образовательных учреждений, вариативные авторские программы и учебники. Уже есть серьезные наработки по проблеме предшкольной подготовки детей, которая позволила бы выравнять их стартовые возможности при поступлении в начальную школу.

Развитие информационного общества выдвинуло на первый план задачу широкого внедрения в образование новых информационных технологий. Сегодня учитель реально работает в ИКТ-насыщенной образовательной среде, а это в свою очередь не может не влиять на структуру урока и методику преподавания школьных предметов. Традиционная классно-урочная система перестает быть основной формой обучения. Все активнее используются более интенсивные методики (постановка экспериментов, исследовательские и проектные методы обучения, работа в группе и так далее).

Несомненно, одна из важнейших задач школы – развитие общей культуры, творческих способностей детей и молодежи, содействие их социализации. В таком контексте мы рассматриваем идею профильного обучения, предшественницей которого стала углубленная подготовка школьников по тем или иным предметам. Совершенно очевидно, что качественный прорыв в образовании в значительной степени будет определяться готовностью педагогических вузов обеспечить все уровни и ступени национальной системы образования такими педагогическими кадрами, которые на практике смогут реализовать инновационные модели деятельности. Нет сомнений, что нам предстоит дальнейшая серьезная и напряженная работа с учетом динамики развития науки и социальной сферы, изменившегося международного контекста.

Одна из острейших проблем – воспроизводство и закрепление педагогических кадров. Я согласен с Андреем Александровичем Фурсенко: качество обучения одним только повышением заработной платы не поднимешь, но для того чтобы привлечь в школы молодых учителей, исходный уровень оплаты труда начинающего педагога 8-10-го разрядов не может быть ниже прожиточного минимума. Ситуацию в целом по стране не смогли существенно изменить меры по увеличению зарплаты учителей начальных классов, надбавки за классное руководство (особенно в малокомплектных школах). Учителя говорят прямо: на одну зарплату нельзя прожить самому, а тем более прокормить семью. Поэтому в школе практически не осталось учителей-мужчин, а после отмены отсрочек от призыва в армию сельским учителям эта ситуация только осложнится. Низкий уровень пенсий консервирует демографический кризис в школе, удерживая в ней работающих пенсионеров. Это, в частности, одна из причин того, что руководители школ не показывают наличия вакансий (они знают, что молодой учитель очень скоро уйдет из школы, а пенсионеры заинтересованы в том, чтобы остаться). К тому же образовалась явная диспропорция в оплате труда преподавателей высшей школы по сравнению со школьными учителями. Обо всех этих вопросах мне довелось говорить на заседании Совета по науке, технологиям и образованию при президенте, в который я имею честь входить. По-прежнему серьезно затрудняет нашу работу устаревшая материальная база педагогических университетов и институтов. Для создания современной базы подготовки педагогов необходимы значительные целевые инвестиции прежде всего на уровне Федерации, поскольку мы решаем задачу государственной значимости.

Сознавая свою особую роль в процессах кадрового обеспечения инновационного развития образования, наше профессиональное сообщество активно участвует в разработке и реализации мер по его развитию. Напомню, что в значительной степени по инициативе ректоров совместно с РАО, министерством, представителями региональных органов управления образованием как заказчиками кадров были разработаны два важнейших для нашей отрасли документа – Программа развития системы непрерывного педагогического образования России на 2001-2010 годы и Программа модернизации педагогического образования. Обе программы были утверждены министерством в качестве отраслевых, но только программа модернизации получила в 2003 – 2004 годах реальное бюджетное финансирование. В основном это было сделано за счет научно-исследовательских проектов и Федеральной программы развития образования. В результате нам удалось оперативно внести коррективы в структуру и содержание профессиональной подготовки, начать системное повышение квалификации профессорско-преподавательского состава вузов, поставить в вузы цифровые образовательные ресурсы.

Нельзя не отметить, что в определении стратегии развития педагогического образования и выполнении намеченных мероприятий существенную роль играют государственно-общественные организации нашей системы. Это прежде всего Всероссийский совет по педагогическому образованию, три учебно-методических объединения и объединяющий их Координационный совет УМО, Ассоциация педагогических вузов, Совет директоров педагогических колледжей и Координационный совет ректоров ИПК. В условиях динамичных перемен этим объединениям принадлежит важная роль по разработке обновленного содержания образования и его методическому обеспечению. В государственно-общественных организациях представлены все типы и виды учебных заведений, заказчики в лице представителей органов управления образованием разного уровня. Думаю, что в интересах развития педагогического образования нужно и дальше укреплять координацию совместной деятельности, использовать на разных направлениях экспертной деятельности и как элемент системы независимой оценки качества образования большой потенциал наших государственно-общественных организаций.

Система педагогического образования открыта инновационным процессам. Ясное понимание стоящих перед нами задач и большой опыт, накопленный вузами, позволяют нам участвовать в выполнении поручения президента: «разработать систему мер по повышению эффективности и качества подготовки и переподготовки педагогических кадров в целях обеспечения инновационного содержания образования».

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте