В 1992 году мне, лейтенанту, корреспонденту газеты Тихоокеанского флота «Боевая вахта», впервые в жизни довелось выйти в море на подводной лодке. Наша «Варшавянка» покинула причал во Владивостоке и через несколько часов погрузилась в воды беспокойного Японского моря. Экипажу субмарины предстояло выполнить ряд боевых упражнений в ходе оперативно-тактического флотского учения. Со всеми задачами подводники справились успешно.
За годы журналистской работы мне неоднократно доводилось бывать на подлодках, выходить на них в море. Но именно тот, лейтенантский поход особенно дорог. И не потому, что первая командировка стала своеобразным стартом на офицерском пути. Причина в другом. Именно во Владивостоке многие годы назад зарождался подводный флот России. Наша «Варшавянка» шла именно по тем морским дорогам, по которым в свое время ходили первые подводники Отечества.
23 декабря 1904 года было сформировано первое в русском флоте (да и вообще в мире) соединение подводных лодок – Отдельный отряд миноносок (так тогда называли субмарины). Он был придан Отдельному отряду крейсеров, базировавшихся во Владивостоке, и входил в состав 1-й эскадры Российского флота в Тихом океане. В приказе командира Владивостокского порта контр-адмирала Н.Р. Греве № 1102 было сказано: «Впредь до распоряжений лейтенант Плотто назначается начальником Отдельного отряда миноносок. Лейтенант Белкин – ротным командиром их команд и мичман Александров – ревизором».
Поскольку субмарины были в то время экспериментальными кораблями, боевых соединений из них никто, кроме Российской империи, еще не организовывал. Иностранные, в основном американские, судостроители предпочитали продавать лодки поодиночке на сторону. А развязавшая войну с Россией Япония, закупив в Америке 6 лодок Холланда, все никак не могла ввести их в строй.
Во Владивосток первая субмарина, называвшаяся «Форель», под командованием Т.А. фон дер-Рааб-Тилена прибыла 29 сентября 1904 года. Первое плавание подлодки на Дальнем Востоке совершили 14 февраля 1905 года. В море тогда вышли «Дельфин» (командир Г.С. Завойко) и «Сом» (командир В.В. Трубецкой). «Дельфин» стал и последней покинувшей город субмариной из отряда, принявшей участие в Первой мировой войне.
За 12 лет существования отряда в его состав входили в общей сложности 14 кораблей: немецкой постройки «Форель» (проект испанца Р. Эквилея), американской – «Сом» и «Щука» (проект Дж. Холланда), «Осетр», «Кефаль», «Плотва», «Палтус» и «Бычок» (проект С. Лэка), русской – «Дельфин» (проект И.Г. Бубнова и М.Н. Беклемишева), «Касатка», «Скат», «Налим» и «Фельдмаршал граф Шереметев» (проект И.Г. Бубнова), «Чилим» (проект А. Боткина). Отряд состоял из двух дивизионов. Один располагался в районе нынешнего Дальзавода, другой – на Эгершельде. Имелись также временные базы подводных лодок на островах, вплоть до залива Посьет. И только спустя 15 месяцев после образования первого в мировом флоте боевого соединения субмарин 6 марта (19-го по новому стилю) 1906 года император Николай II повелел «числить подводные лодки как самостоятельный класс боевых кораблей». Именно эту дату мы отмечаем теперь как день рождения подводного флота России.
Через несколько дней после приказа по морскому ведомству № 52 от 11 (24) марта 1906 года во исполнение указа российского императора в Либаве был организован первый учебный отряд подводного плавания. В его состав вошли учебное судно «Хабаровск» и подводные лодки «Пескарь», «Стерлядь», «Белуга», «Лосось» и «Сиг». Впоследствии к ним присоединились «Макрель», «Окунь» и опытная лодка «Почтовый». Командиром отряда был назначен контр-адмирал
Э.Н. Щенсович, бывший командир эскадренного броненосца «Ретвизан», участник русско-японской войны. Одновременно он исполнял должность заведующего подводным плаванием флота и председателя комиссии по испытанию и приемке новых подводных лодок. В штате отряда состояли 7 обучающих офицеров и 20-30 кондукторов и унтер-офицеров. Курс обучения составлял 10 месяцев для офицеров и от 4 до 10 месяцев для матросов. По окончании класса выдержавшие экзамен офицеры получали звание «Офицер подводного плавания».
В 1907 году в Либаве по предложению Щенсовича были построены специальный бассейн, соединенный с Либавским каналом, для стоянки в нем 20 подлодок, пирсы для швартовки субмарин внутри бассейна и береговые станции для пополнения запасов сжатого воздуха и подзарядки аккумуляторных батарей. Были также введены в строй опреснители для снабжения лодок дистиллированной водой, казармы для размещения офицеров и команд субмарин, учебные кабинеты и лаборатории плюс к этому – эллинг и док для ремонта и подъема лодок в зимний период.
Все вновь построенные лодки вплоть до 1914 года поступали в состав учебного отряда, в котором они укомплектовывались личным составом, а после курса боевой подготовки, заканчивавшегося учебными торпедными стрельбами, направлялись в действующий флот.
Таковы лишь некоторые страницы славной истории подводного флота России, день которого мы отмечаем 19 марта.
Комментарии