search
main
0

По обе стороны баррикад

Учебники, которые мы выбираем

Говоря о современном преподавании истории в школе, нельзя не отметить, что проблема привыкания к историко-культурному стандарту по прошествии шести лет с начала его внедрения до сих пор остается актуальной для многих учителей нашей страны.

Напомню, что три линии учебников, написанных на основе историко-культурного стандарта, вошли в Федеральный перечень в 2015 году. Из всех коренных изменений, появившихся в учебниках, отмечу три. Во-первых, было изменено распределение содержания по классам обучения, расширено время на изучение XVII, XVIII, а главное – на суперобъемный по количеству дидактических единиц XX век. Во-вторых, российская история стала рассматриваться на фоне мировой истории. В-третьих, было предписано рассматривать с древнейших времен историю всей территории нашей страны, а не только ее европейской части.

С 2014 по 2018 год в силу работы методистом в одном из ведущих российских издательств в мои обязанности входило продвижение учебников, написанных по новым стандартам, в регионах страны. Надо отметить, что из-за консерватизма нашей профессии далеко не все учителя легко принимали изменения. Больше всего недоверия вызывал фактический переход на линейное изучение отечественной истории с 6‑го по 10‑й класс – девятиклассники уходят из школы, не изучив XX век.

Рассказывая учителям о том, как работать по новым учебникам и стандартам, в качестве несомненных плюсов я в первую очередь отмечаю увеличение количества отведенных часов на изучение многих тем и веков, а также широкий методический аппарат новых учебников.

В этом году, вернувшись в школу, по воле судьбы я преподаю как раз по тем учебникам, о методическом аппарате которых подробно рассказывал в течение пяти лет учителям страны. Надо сказать, что все плюсы учебников и новой системы преподавания истории, отмеченные мной в годы работы в издательстве, в моей новой ипостаси учителя остались таковыми.

Всеобъемлющий контент учебника 7‑го класса позволяет более широко и подробно рассказать об очень важном для истории нашей страны XVII веке, подготовившем, ставшим фундаментом Петровских реформ. Дидактический материал и разно­образные рубрики, такие как «Работаем с документом», «Честь и слава Отечества», «Работаем с картой», «Думаем, сравниваем, размышляем», позволяют организовать дополнительную самостоятельную работу учащихся в классе и дома.

Вопросы последней рубрики могут стать темами как для индивидуальных исследований, так и для исторических сочинений. Постоянные параллели, проведенные в учебнике между отечественной и мировой историей, дают возможность рассматривать историю России в контексте развития европейской цивилизации.

Казаки, их менталитет и образ жизни на уроках вполне сравнимы с менталитетом и образом жизни конкистадоров, жестокая расправа Ивана Грозного над новгородцами легко встает в один ряд с Варфоломеевской ночью, гонения старообрядцев во времена Алексея Михайловича – с европейской инквизицией, Иван III и зодчие московского Кремля, которые являлись итальянцами по происхождению, оживают одновременно с представителями семейства Медичи и деятелями итальянского Возрождения.

Полноценное изучение уникального по своему наполнению XVIII века, конечно же, заслуживает полугодия, а не нескольких недель перед майскими и после майских праздников.

Учебники 10‑го класса, насыщенные богатым фактическим материалом, позволяют разобрать сложнейшие темы по истории XX века максимально подробно, остановиться не только на событиях, но и на отдельных личностях. Что особенно важно – в учебниках не остались в стороне и сложные вопросы отечественной истории XX века – репрессии, коллаборационизм в ВОВ и многие другие.

Имея уникальный опыт работы по обе стороны баррикад – и в качестве наставника учителей, и в качестве учителя, могу сказать, что нововведения, связанные с появлением историко-культурного стандарта, несомненно, пошли на пользу историческому образованию страны. Они делают изучение истории более полноценным, глубоким и масштабным.

Новые учебники не только в теории, но и на практике не разочаровывают и дают возможность для полноценной реализации учебной программы и потенциала учеников с учетом их индивидуальных способностей, развития у них разных компетенций.

Павел БЫКОВ, учитель истории и обществознания школы №1360

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте