search
main
0

По музейным залам я ходил не раз…

Виртуальная экскурсия как методическое средство обучения и воспитания

Начиная с марта 2020 года образовательный процесс во всем мире претерпевал кардинальные изменения. Резкий переход от аудиторных очных школьных занятий к дистанционному образованию, произошедший в связи с угрозой пандемии коронавируса, затронул все сферы школьной жизни. Педагоги были вынуждены полностью перестраивать свою отлаженную годами систему, искать и использовать новые формы и методы дистанционной работы со школьниками. Одновременно наряду с очевидными вызовами и проблемами новый формат обучения предоставил современным педагогам широкий спектр возможностей и перспектив для изменения и совершенствования образовательных систем, для которых критическая ситуация создала форсированные условия.


Дистанционное обучение и всеобщая вынужденная информатизация образования открыли новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику методических разработок, направленных на реализацию инновационных идей. В школах города создано и развивается единое информационное образовательное пространство, активно применяются интернет-ресурсы, информационные технологии начинают использоваться не только для обучения, но и как средство воспитания, переходят в режим удаленного регулирования и организации проектной деятельности.

В ходе поиска новых вариантов повышения эффективности я решилась попробовать применить такое средство дистанционной работы, как виртуальная экскурсия. Данное понятие относительно новое, применительно к школе в методическом плане инновационное. В педагогической литературе экскурсия рассматривается как специфическое учебно-воспитательное занятие.
Любая экскурсия сочетает рассказ с демонстрацией объектов показа или иного наглядного материала – фотографий, репродукций, видеофрагментов, аудиозаписей. Виртуальная экскурсия может быть представлена как простое в создании и доступное каждому слайд-шоу. Потребность именно в такой форме обучения и воспитания возникла в сложившейся эпидемиологической ситуации, когда доступ к реальным музейным объектам, возможность свободного общения и перемещения по городу и стране оказались ограниченны.

Виртуальная экскурсия имеет целый ряд преимуществ:
– позволяет решать разные педагогические и образовательные задачи, используя материал на дистанционных занятиях и в проектной деятельности;
– знакомит с культурно-историческими объектами, технологическими процессами, профессиональными навыками и прочим учащихся разных возрастов без необходимости покидать здания;
– имеющиеся фото- и видеоматериалы, а также привычные объекты, используемые ежедневно, можно представить в виде предмета изучения;
– разработка и проведение виртуальных экскурсий не только педагогами, но и самими школьниками способствуют овладению методами поиска, систематизации и наглядного представления информации с помощью компьютера;
– активная деятельность участников виртуальной экскурсии (наблюдение, изучение, анализ, синтез, исследование объектов) способствует формированию функциональной грамотности;
– доступность, возможность повторного просмотра, наглядность, наличие интерактивных заданий и неограниченное время для знакомства с материалом.

Функции виртуальной экскурсии разнообразны:
– познавательная;
– мотивационная;
– визуализации информации;
– рекламная;
– имиджевая;
– развлекательная;
– развивающая и другие.

Первым личным опытом по созданию и использованию виртуальной экскурсии стала совместная работа с учащимися 7‑го класса. В нашей школе есть действующий музей «Это нашей страны биография», пополнить коллекцию которого могут все желающие. На базе экспонатов данного музея регулярно организуются временные межпредметные выставки, одна из которых – «От пера до компьютера» – была приурочена к Году культуры. Именно эта экспозиция и легла в основу разработанной совместно с ребятами виртуальной экскурсии, которую мы разместили на школьном сайте, на школьных страницах в социальных сетях и приурочили к празднованию Дня славянской письменности. В сентябре экскурсия была несколько изменена, так как школьникам настолько понравился такой вид работы, что они решили представить ее как проектный продукт. Проект «Создание тематической виртуальной экскурсии с использованием экспонатов школьного музея» был представлен на школьной конференции, высоко оценен коллегами и заявлен на конференцию городского уровня.

Большую роль в активизации деятельности всех участников во время виртуальных экскурсий играет поисковый метод. Ребята не просто знакомятся с материалами экспозиций, но и занимаются активным поиском информации. Это достигается путем постановки перед экскурсией проблемных вопросов либо выдачи школьникам определенных творческих заданий. Во время виртуальных экскурсий меняется взаимодействие педагога с воспитанниками: его активность уступает место активности детей.
Учащиеся выступают полноправными участниками виртуальной экскурсии, их опыт важен не менее, чем опыт взрослого, а педагог побуждает их к самостоятельному поиску, исследованию.

Данную форму работы мы продолжили в этом учебном году, и ребята средних и старших классов стали создавать и проводить виртуальные экскурсии для дошкольников и учащихся начальной школы. Такие виртуальные экскурсии стали одним из эффективных средств развития познавательных интересов детей. За этот год совместно с учащимися были подготовлены и проведены разные по форме и содержанию виртуальные продукты:

1. Мультимедийные видеопрезентации, подготовленные с помощью специализированных программных средств: «Блокадный Ленинград», «Народные игрушки», «Профессия «библиотекарь», «В мире вирусов», «Дорожная азбука» и некоторые другие.

2. Видеоэкскурсии «Переулки Арбата», «Кабардино-Балкария», «Производство кока-колы», «Москва с высоты птичьего полета», «Иконография внутреннего убранства храма Преподобных Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове». Последняя видеоэкскурсия легла в основу проектной работы, представленной на открытой исследовательской культурологической олимпиаде «История и культура храмов столицы и городов России». Кроме видеоэкскурсии были разработаны и проведены учебные занятия на тему «Крестный путь и Воскресение» по учебнику О.Л.Янушкявичене «Основы религиозных культур и светской этики: основы православной культуры» для 4‑х классов. Разработаны интерактивные задания для школьников, которые помогут им ознакомиться с событиями жизни Иисуса Христа, с символикой распятия. Данные задания могут быть использованы и в дальнейшем как во внеклассной работе, так и для экскурсий по гольяновскому храму.

3. Интерактивное общение с помощью программ Skype и Microsoft Teams позволило расширить возможности по разработке и внедрению цикла мероприятий, способствующих обогащению процесса обучения. Одной из таких форм стали онлайн-квизы, которые разрабатывались по тематике виртуальных экскурсий.

Виртуальные экскурсии активно использовались и в воспитательной, в частности патриотической, работе с учащимися. 2020 год для нашей станы был юбилейным, мы отмечали 75‑ю годовщину Победы нашего народа в Великой Отечественной войне.
Естественно, мы также принимали участие в различных городских мероприятиях, часть которых проводилась в дистанционном формате. Наиболее удачной работой, с моей точки зрения, можно считать виртуальную экскурсию «Белорусский вокзал». Для многих поколений жителей постсоветского пространства Белорусский вокзал Москвы является своеобразным символом Великой Отечественной войны и Великой Победы советского народа над фашизмом. Во время Первой мировой войны отсюда уходили эшелоны на фронт и сюда привозили раненых. Здесь проходили проводы бойцов на защиту Родины во время Великой Отечественной войны, а в 1945 году сюда прибыл самый ожидаемый поезд Берлин – Москва с солдатами-победителями. В результате работы над данной темой был создан проектный продукт (виртуальная экскурсия), состоящий из пояснительной записки, конспекта виртуальной экскурсии, технологической карты, списка использованной литературы, мультимедийного сопровождения (собственно видеоэкскурсия), раздаточного материала (который может быть использован при необходимости), интерактивных заданий.

Умение отбирать материал и готовить виртуальные экскурсии помогло ребятам во время участия в образовательном проектном конкурсе «Мой район в годы войны». В качестве объекта для исследования было выбрано Преображенское кладбище, на котором за годы войны было похоронено свыше десяти тысяч солдат и офицеров, умерших в московских госпиталях.

В начале 1950‑х годов на Преображенском кладбище был устроен самый большой в Москве воинский мемориал, где был зажжен первый в городе Вечный огонь над братской могилой советских воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны. Здесь же расположена могила преподавателя ОБЖ нашей школы, ветерана ВОВ, почетного жителя района Александра Дмитриевича Слизкова. Более 30 лет своей жизни он посвятил обучению, военно-патриотическому и гражданскому воспитанию. Его рассказы о годах службы вызывали интерес наших мальчишек к военным специальностям, в результате ребята поступали и успешно учились в высших военных учебных заведениях. И теперь мы гордимся тем, что были знакомы с этим удивительным человеком, и поддерживаем данную просветительскую и патриотическую работу.

О значимости виртуальных экскурсий в процессе образования и воспитания говорит и тот факт, что данное техническое задание было предложено в качестве кейса на втором этапе профессиональной олимпиады для педагогов города «Современный московский учитель», в которой приняли участие большинство педагогов нашей образовательной организации. Надеюсь, разработанные ими экскурсии по парку «Музеон» будут оценены и смогут быть доступны для использования всеми желающими.
Все приведенные примеры позволяют сделать вывод, что активное применение виртуальных экскурсий активизирует познавательную активность, способствует развитию психических познавательных процессов школьников, способствует преодолению интеллектуальной пассивности детей, является эффективным средством воспитательной работы по разным направлениям. Все вместе обогащает социальный опыт, дает возможность использовать его в практической деятельности, что способствует росту достижений детей и их ключевых компетентностей.

Юлия НАГАЙЦЕВА, учитель химии школы №368 «Лосиный остров»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте