По утверждению психологов, детские игры с песком и водой являются весьма полезными, потому что выступают в роли психотерапевтического релаксанта, а также способны забирать от человека часть негативной энергии. Сохранение и укрепление здоровья детей – важнейшая задача как родителей, так и педагогов. В решении этой проблемы помогут снимающие эмоциональное и психическое напряжение игры и упражнения с песком и водой.
Игры с песком, или песочная терапия, использовались Марией Монтессори, основателем аналитической психотерапии Карлом Юнгом, английским педиатром Маргарет Ловенфельд и другими.
Основная задача школы – воспитать всесторонне развитого, психически и физически здорового ребенка, развить его творческие и умственные возможности.
Предлагаем актуальную образовательную практику с использованием здоровьесберегающих технологий. Проект «По морям, по волнам» включает в себя цикл занятий с песком и водой. Считаем, что игры с песком снимают детскую раздражительность, агрессивность, плаксивость и при этом бурно развивают фантазию, позитивно влияют на эмоциональное состояние детей и взрослых и являются прекрасным средством для развития и саморазвития. Игры с водой вызывают положительные эмоции, способствуют внутренней раскованности.
Организовывая игры с песком и водой, педагог не только знакомит детей со свойствами различных предметов и природных материалов, но и закрепляет элементарные представления о форме, величине, цвете предметов, развивает мелкую моторику ребенка. А также обучает детей цивилизованным способам выхода негативных эмоций и саморегуляции поведения.
Развитие дошкольников на занятиях. Во время беседы с детьми о свойствах материалов происходит изучение новых понятий (зыбкий песок, верблюд – корабль пустыни, прибрежный песок, студеная, лазурная, пресная, родниковая вода). Определяются свойства воды и песка. Обсуждается, какие чувства вызывают игры с водой и песком (вспоминаем с детьми), что слышим во время игр (шуршание песка, плеск воды, волны, шипение пены). Происходит смена ощущений (теплая вода – холодная вода, мокрый песок – сухой песок).
Для закрепления полученных знаний педагоги используют игры с водой и песком, например, пересыпание песка из ладошки в ладошку, переливание воды из емкости в емкость, «Качаемся на волнах» (нетонущие фигуры – поплавок, медуза, звездочка); «Достань сокровища со дна», «Запуск корабликов», перенос воды с помощью губки из одной емкости в другую, «Зыбучие пески» (зарываемся в песок), «Археолог» (поиск предметов в песке), «У кого глубже пруд» (льем воду в песок), «Юный художник» (рисуем на песке).
Используя ИКТ-технологии, можно доступно изложить материал, совершенствовать свою деятельность и сделать занятие более ярким.
Гармоничное развитие детей дошкольного возраста предполагает не только определенный уровень развития знаний и умений, но и обязательно достаточно высокий уровень развития его эмоциональной сферы.
Приведенный выше проект позволяет снизить эмоциональное напряжение детей от превышающих норму возрастных нагрузок и стрессов, используя при этом доступные природные материалы.
Мария НИКУЛИЩИНА, педагог-психолог школы №629; Елена ЖИРОВА, инструктор по физической культуре школы №629
Комментарии