search
main
0

По материкам и океанам

По материкам и океанам

Дифференциация содержания географического образования

Современное содержание и структура географического образования в средней школе в значительной мере отражает состояние развития географической науки. Географическая же наука, как никакая другая, в настоящее время причастна к тому, что происходит с природой и обществом. Именно она создает фундамент глобального мышления.

Школьная география делает существенный вклад в систему общеучебных приемов учебной работы на межпредметной основе, сохраняя при этом специфику действий, обусловленную обьектом изучения. К числу таких приемов относятся:

– учебно-организационные;

– с наиболее распространенными источниками знаний (с картинами, таблицами, текстом);

– интеллектуальные (анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация, оперирование понятиями, знаниями о связях, классификация).

Средней школе нужен полноценный многообразный курс географии, который не только бы давал знания о природе, населении и хозяйстве мира и своей Родины, но и понимание сложнейших взаимоотношений человека с природой.

В последнее время стало все труднее определить оптимальную структуру и содержание учебных программ по географии. Это связано, в первую очередь, с информационным взрывом, дифференциацией наук и научных направлений, быстро меняющимися социально-экономическими условиями жизни и соответственно социальным заказом, растущим потоком разных авторских программ для разных типов общеобразовательных учреждений.

Дифференциация содержания географического образования, появление вариативных авторских программ и параллельных учебников по всем курсам школьной географии определили необходимость выделения основного базового ядра содержания школьного географического образования (см. Письмо Минобразования РФ от 21.01.94 # 58-11).

Содержательное ядро включает в основном устоявшиеся, проверенные временем, независимые от политических ориентиров и принимаемых экономических моделей развития общества географические знания и практические умения. Совокупность этих знаний и умений в виде основных компонентов содержания географического образования и должны составить инвариативную основу разрабатываемого государственного образовательного стандарта по географии.

Образовательный стандарт – это государственная норма образования в данной области учебного знания. Он служит методологической, содержательной и научно-методической основой конструирования учебного предмета, детерминирует требования к подготовке учащихся, но не предназначен для непосредственного использования в учебно-воспитательном процессе. То есть в стандарте не заложена структура учебного предмета в целом и отдельных его курсов, логика изложения и подачи учебного материала по годам обучения, приемы учебной и операционной деятельности учащихся, методические пути достижения планируемых результатов обучения, содержание проверочных работ по установлению соответствия образовательной подготовки школьников требованиям, заложенным в стандарте.

То есть учитель, опираясь непосредственно на стандарт, не может осуществлять обучение предмету.

Для того чтобы образовательный потенциал стандарта реализовать в практике обучения, необходимо познакомиться с базовым учебным планом, выбрать учебную программу.

Основополагающее значение для освоения стандарта имеет базовый учебный план. В разных вариантах плана география неизменно прописана отдельной строкой. Это значит, что независимо от типа общеобразовательного учебного заведения география является обязательным учебным предметом, изучение которого предусмотрено с VI по Х класс. В одних вариантах базовым учебным планом на изучение географии выделено по 2 часа в неделю для всех курсов, а в некоторых – в VI, VIII, IХ и Х классах по 2 часа в неделю, а в VII классе – 3 часа в неделю.

Базовый учебный план предоставляет широкие возможности:

– во-первых, для курсовой структуры школьной географии;

– во-вторых, для выбора принципа (модели) учебной программы;

– в-третьих, для насыщения курсовых программ конкретным содержанием.

Почти 60 лет, до настоящего времени, существовала следующая курсовая структура школьной географии:

– начальный курс физической географии (VI кл.);

– физическая география материков и океанов (VIIкл.);

– физическая география России (VIIIкл.);

– экономическая и социальная география России (IХ кл.);

– экономическая и социальная география мира (Х кл.).

Однако это не означает, что такая структура предмета является единственно возможной. Методическая мысль не стоит на месте и стремится к поиску оптимальных моделей структуры предмета. Минобразование РФ выпустило сборники авторских программ, существенно различающихся между собой и отличных от предшествующих моделей.

Так, например, Т.П.Герасимова предлагает следующее построение:

– начальный курс географии (V кл.);

– география материков и океанов и отдельных стран (VI кл. и первое полугодие VII кл.);

– география России и стран СНГ (физическая география – второе полугодие VII кл.);

– география России и стран СНГ (экономическая и социальная география VIII кл.);

– общая география (IХ кл.).

В.П.Дронов и др. предлагают иную структуру:

– Земля, континент, страны, народы (VI-VII кл.);

– география России (VIII-IХ кл.).

Столь же существенны структурные различия и остальных авторских программ.

При конструировании учебных программ используются разные модели их построения – концентрическая или линейно-ступенчатая. Каждая из моделей имеет преимущества и недостатки. При реализации концентрической модели неизбежны многоразовые повторения материала с последующим расширением и углублением формируемых знаний, умений, что чревато непроизводительными (для школьников) затратами времени. Линейно-ступенчатый принцип предполагает систематическую актуализацию ранее изученного, что не всегда позволяет в полной мере использовать познавательные возможности учащихся. Различные модели использованы при построении курсов разноуровневых программ, которые опубликованы в специальном сборнике Минобразования РФ (Сборник разноуровневых программ по географии выходит из печати в 1995 г.).

Содержание программ наполняется, в первую очередь, за счет соответствующих компонентов стандарта.

Таким образом, к учебным планам предьявляется только одно требование: любое проявление творчества при обязательном выполнении нормативов базисного учебного плана и базового ядра содержания школьного географического образования (до принятия государственного образовательного стандарта по географии).

Хорошие возможности для расширения географических знаний школьников дает использование часов школьного компонента московского базисного учебного плана, для введения новых географических и интегрированных курсов.

В IХ классе появилась возможность ввести курс “Москвоведение” (география Москвы и Московской области).

В Юго-Западном округе Москвы в гимназии # 1514 Л.М.Плаховой создан и апробирован профильный курс “Экономическая география мира в исторической ретроспективе” для учащихся Х-ХI лицейских и гимназических гуманитарных классов. Эта программа представлена на экспертный совет Минобразования РФ.

На учащихся Х-ХI классов рассчитаны новые профильные курсы: “Медицинская география”, “Коммерческая география”, “География человеческой деятельности”, “Природопользование” и другие.

В 1994 году по курсу “Москвоведение” все школы округа получили пособия: “Рабочая тетрадь по географии Москвы и Московской области” и “Методические рекомендации для изучения географии Москвы и Московской области”. В 1995 году в школьные библиотеки поступил учебник А.И.Алексеева “Москвоведение”.

Для изучения нового курса “Природопользование” издательством “Просвещение” уже выпущен учебник, который тоже поступил в школы.

Татьяна ТОКМАДЖЯН,

учитель географии 865-й московской школы, методист по географии Юго-Западного окружного методического центра.

Медицинская география

Медицинская география

Структура учебника определена логикой развития этой отрасли науки. В первом разделе речь идет о том, как шло формирование двух наук: географии и медицины, как в результате их взаимодействия возникла медицинская география, кто из ученых способствовал ее развитию, какие методы исследования использует современная медицинская география.

В следующих разделах рассматриваются природные и социально-экономические факторы, их двойственный характер воздействия на организм человека, какие болезни могут возникнуть в результате этого воздействия, как они протекают, как предупредить их возникновение. Завершается учебник изучением взаимосвязи медицинской географии с гигиеной, которая в настоящее время уделяет большое внимание оценке качества окружающей среды и зависимости от него состояния здоровья людей.

В конце каждого параграфа есть рубрика “Ключевые слова”, куда включены новые понятия и термины, встретившиеся в тексте. Эта рубрика поможет учащимся убедиться в правильности усвоения знаний. Отвечая на вопросы и выполняя задания в конце параграфа, выделенные в рубрику “Проверьте себя”, учащиеся смогут определить, как они усвоили содержание параграфа.

Сегодня мы публикуем один из разделов учебника – “Введение”.

Введение

Вам известно, что география – это комплексная наука, представляющая систему естественных и общественных знаний, раскрывающих взаимосвязи между компонентами и явлениями природы, между человеком и окружающей его средой. Вам знакомо и слово “медицина” (от лат. medicina) – система знаний и практическая деятельность, направленные на сохранение и укрепление здоровья человека, продление его жизни, распознавание, предупреждение и лечение болезней.

Почему же два понятия – “география” и “медицина” – поставлены рядом?

Русский физиолог И.М.Сеченов писал: “Организм без внешней среды, поддерживающей его существование, невозможен, поэтому в научное определение организма должна входить и среда, влияющая на него”. Человеческий организм – сложная система. С одной стороны, как существо биологическое человек подвергается влиянию различных природных физических, химических и биологических факторов среды его обитания. С другой стороны, специфика его взаимоотношений с окружающей средой определяется социальными факторами, поскольку человек еще и существо социальное.

Под средой обитания человека, или окружающей средой, принято понимать систему взаимосвязанных природных и антропогенных обьектов и явлений, среди которых протекает жизнь и деятельность людей. Иными словами, это понятие включает природные, социальные, а также искусственно создаваемые человеком факторы окружающей его среды, совокупность и взаимосвязь которых создают необходимые предпосылки для его жизни и деятельности.

Издавна было замечено, что определенные болезни человека встречаются в определенных частях земного шара, возникают после контакта с определенными видами растений и животных, обитающих в конкретных природных условиях. Знания, накопленные в этой области, позволили выделить самостоятельную отрасль медицины – географическую патологию1, а позднее – медицинскую географию.

Что же такое медицинская география?

Медицинская география – это отрасль науки, изучающая природные условия местности с целью познания закономерностей влияния комплекса условий на здоровье людей, а также учитывающая влияние социально-экономических факторов.

Это определение было сформулировано А.А.Шошиным в начале 60-х годов. Под комплексом природных условий понимают определенные природные системы: ландшафты, физико-географические области, природные зоны, представляющие собой взаимосвязь природных компонентов – рельефа, климата, почв, вод, растительности, животных.

Социально-экономические факторы включают особенности жизни и деятельности людей, промышленность, сельское хозяйство, транспорт и пути сообщения, непроизводственную сферу.

Первые представления о влиянии природных и социально-экономических факторов на здоровье людей начали формироваться еще в глубокой древности, о чем свидетельствуют данные археологии, элементы медицинской деятельности, отраженные в языке, народном эпосе, а также в произведениях искусства, упоминающих разнообразные болезненные состояния и медицинскую помощь при них, сохранившиеся древние писания (трактаты). С развитием человеческого общества – усложнением хозяйства, появлением новых орудий, их совершенствованием возникали новые болезни и необходимость оказания соответствующей врачебной помощи.

Так, с развитием охоты участились травмы при столкновениях с дикими животными; совершенствовалась примитивная помощь при травмах – лечение ран, переломов, вывихов. Потребность в помощи при травмах увеличилась также в связи с войнами между родами и племенами при формировании человеческого общества.

Наблюдательность первобытных людей позволила им открыть особое действие на организм некоторых растений (болеутоляющее, возбуждающее, слабительное, потогонное, снотворное и др.), что дало возможность применять их для облегчения болезненных состояний.

Среди лечебных средств с древнейших времен использовали солнце, воду, в частности минеральную, а также физические упражнения, растирание (массаж) и др.

В медицинской деятельности первобытного человека нашли отражение беспомощность человека перед силами природы и непонимание им окружающего мира. Природа в его представлении заселена многообразными духами, сверхьестественными существами. Все явления и обьекты природы – ветер, гром, молния, мороз, реки, леса, горы и т.д. имели соответствующих им духов. Поэтому древняя медицина получила название – демонология2.

У древних народов названия болезней, например древнерусские – лихорадка, лихоманка, грызь и др., и связанные с ними поверья и обряды отражали представления о болезни как об особом существе, внедрившемся в тело. Даже сами названия этих вредоносных существ часто передавали различные симптомы болезней, например, различные лихорадки в древнерусской народной медицине имели имена Ломея, Пухтея, Корчея, Желтея, Огнея, Трясуха.

Изучение культуры первобытного общества показывает, что демонологические представления не являлись единственными для понимания болезней и здоровья. Наряду с ними и еще до того, как они возникли и развивались, существовали приемы, построенные на наблюдении обьектов и явлений природы, на накоплении повседневного практического опыта древних людей.

Ключевые слова: география, географическая патология, демонология, медицина, медицинская география, окружающая среда, патология, человеческий организм.

Проверьте себя:

1. Обьясните, как вы понимаете смысл высказывания И.М.Сеченова. 2. Сравните определения понятий “географическая патология”, “медицинская география”. В чем их сходство и различие? 3. Раскройте содержание понятия “медицинская география”. 4. Докажите существование взаимосвязи природных и социальных факторов, влияющих на здоровье первобытных людей. 5. Почему древнюю медицину называли демонологией?

1 Патология (от греч. pathos – страдание, болезнь) – наука о болезнях, болезненных состояниях организма. Географическая патология – частная патология – изучает распространение тех или иных заболеваний в различных местностях земного шара.

2 Демонология – учение о злых духах, исторически восходящее к первобытной вере в духов.

“Жизнь требует обладать умением географически мыслить и экологически правильно действовать”.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте