search
main
0

По маршрутам Айболита и героев Жюля Верна

Проектная деятельность на уроках литературы в классах естественно-научного профиля

Известно, что чтение является одним из самых значимых способов освоения информации. В то же время отмечающаяся тенденция снижения интереса к чтению, связанная с усилением процессов глобализации, информатизации и развитием индустрии развлечений, вызывает вполне обоснованные опасения учителей-словесников.

Как же повысить мотивацию современного подростка к чтению? Опыт показывает, что осуществление проектной деятельности на уроках литературы позволяет не только привить детям любовь к чтению, но и дать им знания, необходимые для получения профессии.

Работая в классе естественно-научного профиля, обучая предмету будущих врачей, биологов, лаборантов, инженеров, я часто подчеркиваю, что в настоящее время проблема развития коммуникативной компетенции учащихся является актуальной. Не секрет, что речевая деятельность занимает важное место в жизни современного человека, а умение вести диалог становится одной из основных характеристик личности. Вместе с ребятами мы наблюдаем, как снижается уровень культуры речи молодежи. Происходит оскудение речи на лексическом уровне, высказывания современных людей во многом усеченные и небрежные. А ведь современность требует от человека общекультурного развития, умения грамотно излагать свои мысли, убеждать собеседника, доказывать свою точку зрения, слушать оппонента, сотрудничать с ним, одним словом, быть активным в своей речевой деятельности.

Именно поэтому на уроках литературы с целью формирования у школьников общеучебных умений и навыков я часто использую метод проектов как в индивидуальной деятельности, так и в групповой. Работая над проектом, старшеклассники учатся правильно работать с информацией, усваивать ее, ранжировать, выделять главное, находить причинно-следственные связи, структурировать, целенаправленно искать материал и превращать его в знания, все это необходимо современному специалисту любой области.

Целью проектной технологии обучения является создание условий, при которых учащиеся самостоятельно приобретают знания из различных источников, учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач, развивают коммуникативные и исследовательские умения, развивают системное мышление. Учителю важно понимать, что навыки проектной деятельности формируются у ребенка на уроках литературы лишь тогда, когда он не пассивно усваивает новое знание, а включен в самостоятельную учебно-познавательную деятельность.

Проекты по литературе классифицируются по продолжительности. Мини-проекты укладываются в один урок, краткосрочные проекты по литературе занимают 2-3 урока.

В течение отведенного отрезка времени творческая группа собирает материал, сочетая классные формы работы (мастерские, лекции, лабораторный эксперимент) с внеклассными (экскурсии и экспедиции, натурные видеосъемки). Годичные проекты по литературе могут выполняться как в группах, так и индивидуально. В ряде школ эта работа традиционно проводится в рамках ученических научных обществ. Весь годичный проект – от определения проблемы и темы до презентации – выполняется во внеурочное время. Это серьезное исследование, защита которого чаще всего проводится на городских научно-практических конференциях или школьных конференциях по защите индивидуальных проектов выпускниками.

Надо заметить, что возрастные интересы и потребности подростков часто влияют на выбор вида проекта. Подростки с их огромной потребностью в межличностном общении проявляют большую склонность к ролевым и игровым проектам, старшеклассники – к практико-ориентированным, исследовательским проектам.

Но как же связать художественную литературу с естественно-научным профилем? Я предлагаю ребятам метапредметные проекты, которые позволяют найти в художественных текстах, изучаемых на уроках литературы, научные данные, полученные на уроках физики, химии, биологии, географии. Соединяя в себе качества физиков и лириков, школьники получают возможность понять важнейшую истину: мир гармоничен в своем существовании, важно только увидеть эту гармонию в жизни человека, растения, Вселенной.

Вот примеры некоторых тем разных видов проектной деятельности на уроках литературы: исследовательский проект «Физические явления на страницах текстов устного народного творчества» (физика + литература), ролевой игровой проект «По маршрутам Айболита и героев Жюля Верна» (география + литература), практико-ориентированные проекты «Образ врача на страницах текстов русской литературы XIX-XX вв.» и «Эпикриз пациента Обломова» (медицина + литература), творческие проекты «Пресмыкающиеся на страницах повести М.Булгакова «Роковые яйца»» и «Что победит – сердце или гипофиз?» (по мотивам повести М.Булгакова «Собачье сердце») (биология + литература), информационный проект «Как медь в горниле, небо рдится!» (М.В.Ломоносов). Упоминание о химических веществах на страницах художественных произведений» (химия + литера­тура).

Таким образом, проектная деятельность – один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. Главное – продумать способы введения метода проектов в обучение, сформулировать темы, интересные учащимся конкретного профиля. Важно помнить и о том, что учебные тексты должны соответствовать возрастным особенностям обучающихся, образовательным целям, должны мотивировать к познавательной деятельности. В заключение необходимо, чтобы школьники осмыслили содержание текста и возможности практического применения полученных знаний.

Елена БАШКАТОВА, учитель русского языка и литературы школы №2109

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте