С момента введения ЕГЭ прошло почти 20 лет. Время показало эффективность именно этой формы итоговой аттестации. Не буду говорить про другие предметы, но экзаменационная работа по русскому языку составлена так, что позволяет проверить, в какой степени у выпускников средней школы сформирована каждая из четырех компетенций – языковая, лингвистическая, коммуникативная и культуроведческая, что является целью обучения русскому языку. Разумеется, в помощь учителям и ученикам создано огромное количество различного рода пособий, сборников, тренингов и тренажеров.
При выборе такой вспомогательной литературы для меня как для учителя и эксперта ЕГЭ важно, чтобы пособие было создано разработчиком вариантов ЕГЭ по русскому языку. Обязательны корректная формулировка заданий, отсутствие ошибок в вариантах и продуманный подбор материала заданий. Всем этим требованиям соответствует учебное пособие издательства «Экзамен» под редакцией И.П.Васильевых, Ю.Н.Гостевой «Русский язык. Единый государственный экзамен. Типовые варианты экзаменационных заданий».
К плюсам пособия можно отнести подробный разбор выполнения всех заданий одного варианта, а также то, что в начале сборника размещен бланк ответов. У учащихся формируется навык писать печатными буквами, без пробелов, без запятых, что позволит не потерять баллы из-за технических ошибок.
В 10‑11‑х классах ребята не получают новых знаний по русскому языку, они только выстраиваются в определенную систему в логике КИМов. Таким образом, 37 вариантов, представленных в сборнике, можно считать оптимальным количеством для отработки всех тем курса и каждого задания по линейкам. Если исходить из того, что на решение одного задания отводится 1 минута, то свободный формат идеален для работы в классе: сильный ученик будет занят весь урок, а средний и слабый вместе с учителем отработают алгоритм выполнения задания и решат столько тестов, сколько успеют.
Психологи установили, что ученик прочнее запоминает те или иные положения, факты, выводы, когда они повторяются через определенные промежутки времени в новых связях и ассоциациях. Как раз по такой модели построены линейки тестовых заданий в сборнике.
Практика показывает, что ошибки могут возникать в случаях смешения правил написания приставок (например, приставок про-/ пра-). Так, в задании 10 с определенным интервалом повторяются лексемы, в которых ребята чаще всего ошибаются.
Вариант 4
10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) пр..образ, пр..предки, раз..йтись;
2) ра..черчивать, и..порченный, бе..счетный;
3) пр..скучный, пр..ставать, пр..нарядиться;
4) раз..яриться, с..емочный, об..ездчик;
5) вз..мать, без..скусный, меж..гровой.
Ответ: ___________________________.
Вариант 19
4) пр..образ, раз..брать, пр..родина.
Вариант 20
4) пр..язык, нед..варил, пр..висать.
Такая линейная отработка одного задания во всех вариантах дает очень неплохие результаты.
Задание 9 в этом году представлено в ином формате. Новая версия нацеливает не только на проверку уровня орфографической зоркости, но и (это главное!) общей грамотности учащихся. Так формируются навыки осмысленного морфемного анализа, а это возможно лишь в привязке к лексическому значению слова, что так важно сегодня, когда дети зачастую общаются на уровне смайликов и аббревиатур. Богатейший языковой материал, представленный в задании, позволяет увеличить его диагностический потенциал, а выпускникам – получить заветный балл.
Но успешно сданный экзамен по русскому языку – это не только дорога в вуз. Важно, что ребята смогут грамотно облекать свои мысли в слова, думать и размышлять, находить смыслы.
На приобретение таких навыков нацелено задание 27. Важнейшая задача педагога – научить находить одну из проблем, поднимаемых в тексте, и формулировать авторскую позицию по этой проблеме. И информация о тексте, представленная в виде таблиц в конце сборника, как нельзя лучше помогает правильно понимать идею автора, строить высказывания.
Пособие издательства «Экзамен» прошло научно-методическую оценку ФГБНУ «ФИПИ», поэтому можно быть уверенными в том, что содержащиеся в сборнике задания соответствуют актуальным требованиям КИМов, а тематика и стилистика текстов охватывают все направления для отработки необходимых навыков. Для анализа учащимся даются отрывки из произведений, изучаемых на уроках литературы (вариант 36, текст по повести Распутина «Прощание с Матерой»). Это позволяет будущим выпускникам по-другому посмотреть на произведение, увидеть новые грани авторского замысла. Кроме того, вниманию учащихся предлагаются и тексты авторов, мало знакомых большинству школьников (вариант 20, текст по П.Ф.Нилину). Такой вариативный подход способствует расширению кругозора учащихся, их читательского опыта.
В представленном пособии реализован системный подход при организации подготовки к ЕГЭ, а строгая последовательность, логика представления языкового, текстового материала, методика для тренировки необходимых навыков, возможность осуществления дифференциации делают сборник незаменимым помощником учителя и ученика при преодолении фрагментарности изучения русского языка.
Светлана СУХАРЕВА, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории, старший эксперт региональной Комиссии по проверке развернутых ответов ЕГЭ по русскому языку и литературе, участник Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2018, Владикавказ
Комментарии