Вывести формулу нелегко, и уж тем более формулу успеха. Однако в экономическом лицее №14 Железнодорожного района сумели это сделать и даже щедро поделились своим открытием. Любой, кто заглянет во двор школы, обнаружит здесь символическое воплощение этой формулы – лестницу, устремленную через познание мира к вершинам. Конечно, этот образ не нов, но более выразительного сюжета, наверное, не найти. Потому что успех достигается трудом, и, чтобы к нему приблизиться, нужно преодолеть не одну ступеньку.
Экономический лицей №14 является одной из старейших общеобразовательных организаций города Ростова-на-Дону, однако почтенный возраст, а лицею более 140 лет, не мешает ему придерживаться позиции, что везде успевает тот, кто следит за стремительной поступью современного мира. Уже в 1992 году у лицея появился статус экономического. Наступило время реформ, и странным было бы не отреагировать на произошедшие изменения. Именно так считала основатель лицея и его первый директор Надежда Ивановна Аксенова. Благодаря ей началось тесное сотрудничество лицея с вузами, на базе старших классов появилась предвузовская подготовка и прошла первая экономическая игра «Предпринимательство».
Про игру, конечно, нужно вести разговор особый. Потому что все выпускники, которые приходят на традиционные встречи, прежде всего задают вопрос: «Играют ли в школе до сих пор?» На что директор лицея Галина Анатольевна Чернышева с гордостью отвечает: «Играют!» Примечательно, что экономическая игра, постепенно став социально-экономической, дала мощное развитие целому… государству. Да-да, это не ошибка. Лицей – это настоящее государство под названием ЛЭКОН. Здесь есть все, что присуще любому государственному образованию: своя законодательная, исполнительная и судебная система. Есть президент и правительство, есть конституция и законы, есть правоохранительные органы, есть своя банковская система с денежной единицей – лицем. Все граждане ЛЭКОНа имеют паспорта, а у республики ЛЭКОН есть свой герб, гимн и эмблемы. В начале каждого учебного года путем всеобщего голосования граждан проходят выборы президента ЛЭКОНа (эту роль выполняют только старшеклассники), идет серьезная предвыборная кампания, куда включены встречи, дебаты, общественные слушания и т. д. После выборов президента формируются правительство и кабинет министров. А далее весь учебный год государство живет ровно по тем законам, по которым живет реальное Российское государство, и это именно тот момент, когда политическая игра совершает плавный разворот в сторону экономики и социальной сферы. Создаются настоящие учебные фирмы, а те, кто не стал заниматься предпринимательством, «работают» в сфере услуг. Для помощи «безработным» создан центр занятости населения, есть развлекательные центры, кафе, производственные предприятия и т. п. Платятся налоги и вносится арендная плата. Все это позволяет детям в течение всего учебного года получать знания в правовой, социальной, политической и экономической сферах.
Как говорит Галина Чернышева, мысль пронизать весь учебный процесс социально-деловой и финансово-экономической игрой родилась не случайно. Ведь что запоминается более всего? Конечно, то, что ты попробовал сделать сам. Поэтому у ребят в процессе игры есть возможность увидеть, а главное – стать непосредственными участниками процессов, которые происходят в реальном государстве, какие структуры и как в нем взаимодействуют, какими могут быть результаты принятия тех или иных решений и т. д. Для многих ребят игра – это важный профориентационный момент, когда приходит понимание того, чем бы ты хотел заниматься в будущем. И, к слову, большая часть выпускников, кто играл роль президента, министра, реализуют себя на руководящих должностях. Те ребята, кто открывает свое дело, получают бесценный предпринимательский опыт, и даже ошибки, а они, разумеется, случаются, становятся возможностью начать все заново, пересмотреть свой подход к ведению бизнеса.
По словам Галины Чернышевой, сегодня лицей – это корпоративное единство детей и взрослых. Здесь позиция одного не менее значима, чем позиция большинства. В лицее не готовят к будущей жизни, а живут и действуют сегодня, ориентируясь на успех каждого. К понятию успешности здесь вообще относятся серьезно. Когда разрабатывалась программа развития лицея, то административно-педагогическая команда обратила внимание на то, что главной целью, которую хотелось бы перед собой поставить, была самореализация каждого ребенка. Чтобы каждый юный житель государства ЛЭКОН достигал поставленных целей, был социально активным, мог реализовать свои способности, осуществить мечты. Таким образом, оформилось понятие лицея как образовательной организации социального успеха. При этом под социальной успешностью подразумеваются не только предметные достижения детей, но и их удовлетворенность в жизни, хотя это отдаленный показатель, который можно увидеть только у выпускников. Впрочем, опыт успешности в работе и жизни тех, кто обучался в лицее, достаточен для того, чтобы понять, что замечательная формула успеха, выведенная педагогическим и детским коллективом, работает. Между прочим, символическую статуэтку формулы успеха каждый достойный получает на торжественной церемонии по окончании учебного года. И поскольку государство ЛЭКОН все-таки детское, то у каждого гражданина есть широкое поле для победы, ведь номинаций не менее 150! Заработать свою награду могут как ученики и их педагоги, так и целые ученические коллективы.
Когда Галина Чернышева рассказывает о жизни лицея, то совершенно справедливо замечает, что изначально выбранный инновационный путь развития образовательной организации не был бы успешен, если бы не единомыслие команды. Это помогает долгие годы держать высокую планку лидерства. Сегодня почти во всех профессиональных сферах существует большая конкуренция, поэтому, если не заниматься самообразованием, самообучением и самосовершенствованием, не будешь востребованным, не добьешься впечатляющих результатов. Педагоги лицея – активные участники различных профессиональных конкурсов, а сам лицей во многих направлениях является региональной и федеральной экспериментальной площадкой. Например, в лицее реализуется региональный проект «Школа инженерного мышления». Суть его в объединении заинтересованных социальных партнеров для разработки и апробации инноваций, связанных с политехническим образованием и подготовкой кадров для наукоемких производств в регионе. Также лицей – участник инновационного целевого регионального проекта «Школа эффективного управления». На его базе проходят занятия со слушателями президентской программы по теме «Проблемы эффективного управления образовательной организацией». И это лишь малая часть тех проектов и инициатив, где лицей работает в режиме как экспериментального, так и ресурсного центра.
В статусе лицея образовательная организация функционирует уже 27 лет, и, конечно, за эти годы созданы, как в случае с формулой успеха, образы, ставшие привычными. Так, каждый год здесь считают шагом. Очередным шагом к успеху. 27 шагов уже сделаны, но разве это цифра для школы, где обучаются более 1300 детей? Если посчитать шаги каждого из них за все это время, то путь к успеху можно выразить значком бесконечности. И, скорее всего, это будет правильным. Ведь любая личная победа – это всегда нескончаемое движение вперед.
Одной из выпускниц, которой сегодня гордится лицей, является Евгения Павловна Змеу. Увлеченная школьной жизнью, особым миром, созданным в лицее, девушка вернулась в родные стены в качестве учителя английского языка и начала выводить свою формулу успеха. Сегодня Евгения Павловна Змеу – абсолютный победитель регионального конкурса «Учитель года Дона»-2019 в номинации «Учитель года» и готовится представлять Ростовскую область в г. Грозном в финале Всероссийского конкурса «Учитель года»-2019. Признается, что главные составляющие ее формулы успеха – любовь к детям, стремление к самосовершенствованию и постоянный обмен опытом с коллегами.
В лицее регулярно зарождаются интересные проекты. Ученики и их наставники традиционно делают добрые дела, которые вносят ощутимый вклад в жизнь района, города, области. Одно из таких дел – сбор макулатуры с целью внести свой вклад в строительство народного военно-исторического комплекса «Самбекские высоты». Эту инициативу активно поддержали в Железнодорожном районе. Как только традиционный сбор макулатуры превратился в благотворительную акцию, всегда лидирующий в этом деле Железнодорожный район побил собственный рекорд. Было собрано свыше 10 тонн макулатуры! Открытие народного военно-исторического музейного комплекса «Самбекские высоты» намечено на 9 Мая 2020 года.
Экономический лицей №14 – лауреат конкурса «100 лучших лицеев России» в номинации «Лучший лицей». Он включен в национальный реестр «Ведущее образовательное учреждение России». Лицей – дважды победитель конкурса общеобразовательных учреждений, реализующих инновационные программы в рамках приоритетного национального проекта «Образование», и лауреат II Всероссийского образовательного форума «Школа будущего».
Лицей – победитель в конкурсе культурно-образовательных инициатив по реализации проекта «Модель корпоративной системы непрерывного экономического образования» и победитель конкурса «Авторская школа – Эврика» в номинациях «Экспериментальная школа», «Эффективная школа», «Инновационная школа», имеет диплом «Знак качества образования».
В 2018‑2023 годах лицей является областной инновационной площадкой «Математическая вертикаль как многоцелевая математическая подготовка для будущей профессии» (в рамках реализации Концепции развития математического образования в Российской Федерации).
Комментарии