Ранней весной, когда появляется первая трава, агинские чабаны с отарами овец отправляются на летние пастбища. Зимой они живут в домиках с печкой, а летом переселяются в юрты. Мало что изменилось в жизни чабана за многие-многие годы. Труд пастуха нелегок, а чабанский опыт часто передается по наследству от отца к сыну. Но традиции предков и знания о многообразии мира передаются сегодня не только из уст в уста – образование для каждого ребенка в нашей стране обязательно. Как же подготовиться к школе живущему в сотне верст от ближайшего поселения пастушонку? Расстаться с родителями в столь нежном возрасте? Уехать от запаха сена и бескрайнего простора, озаренного зенитным солнышком? Или погибать от стыда из-за незнания букв и цифр, достигнув возраста, дающего право попасть в первый класс?
Два раза в неделю приезжают к детишкам, живущим слишком далеко от населенных пунктов, воспитатели. Два раза в месяц к ним приезжают логопеды и психологи. Девочек и мальчиков готовят к школе на дому.
Вниманием педагогов не остаются обделенными ни приехавшие по распоряжению командиров их пап юные обитатели военных частей, ни ребята, чьим родителям не хватает средств отправлять своих малышей в садик, ни те, кому физически тяжело переносить дальнюю дорогу.
Служивый народ диву дается, сколько мест переменить суждено было, а о такой заботе о развитии дошкольника раньше нигде и не слыхали. Это надо же, из-за одного-двух мальцов на край района тащиться!
А все почему? Чтобы каждого ребенка обеспечить равными возможностями успехов в школьном обучении, чтобы качество знаний и умений, сформированное до того, как прозвенит для него его первый звонок, не зависело от условий жизни, чтобы ощущение «не в теме» не сделало ученика в самом же начале его пути познания изгоем.
Эта система выездов-консультаций работает с 1999 года. Возникновение ее вызвано важной причиной – это создание равных стартовых условий. А вместе с тем такие посещения специалистов становятся огромным подспорьем и психологической поддержкой для родителей, не посещающих дошкольные учреждения детей. То есть теперь их чада могут в сопровождении воспитателей или даже освободившихся ради такого события пап и мам съездить в детский сад на экскурсию, познакомиться поближе с будущими одноклассниками и педагогами, но при этом в обычном режиме просвещающиеся малыши остаются дома.
К Буянто Лхамажапову, живущему на стоянке Саганур, что находится неподалеку от Белого озера, Арюна Гончикжапова приезжает на муниципальной машине, специально выделенной на осуществление подобной консультативной модели организации подготовки к школе районным отделом образования администрации. Она воспитатель кусочинского детского сада «Огонек». Встречи оба ждут с нетерпением. Играют, гуляют, беседуют. Много рисуют, ведь Арюна Валерьевна знает, как с помощью рисунка научить Буянто считать и писать. Они учат стихи и рассматривают книжки, где так много картинок и у каждой, оказывается, есть свое название и смысл. А Буянто показывает Арюне своих друзей, козлят, ягнят, телят и говорит ей о том, что он поведает обо всем услышанном от нее своему новорожденному братишке.
В консультативной группе «Огонька» – 15 детей, семеро из них живут на стоянках, трое собираются в сентябре в школу, четверым за парту еще рано, но занятия с профессиональными воспитателями им нужны. Данные о том, как происходит процесс познания и овладения навыками у каждого ребенка, заносятся в специальный журнал, мониторинг позволяет составить индивидуальную программу подготовки персонально.
Цветет на сопках багульник, придавая склонам гор то розовый, то желтый цвет, в зависимости от настроения восходящего солнца. Рождение же этого огненного шара встречает радостным ликованием маленький Буянто, уверенный в том, что его завтрашний день будет столь же светел и полон гармонии природы и тех удивительных вещей, о которых так увлекательно рассказывает ему Арюна.
Комментарии