На прошедшем 24-25 февраля VIII съезде шахматистов России президент Международной шахматной федерации (ФИДЕ) Кирсан Илюмжинов предложил рекомендовать всем регионам страны преподавать шахматы в школах как факультатив. А 28 февраля в ходе визита в Санкт-Петербург председатель Государственной Думы Борис Грызлов сказал: «Стоит отметить и позитивные изменения. К ним я отношу, например, введение в школах Москвы, Калмыкии, Санкт-Петербурга, Якутии занятий шахматами. В Калмыкии после введения в школах таких занятий заметно снизился уровень детской преступности. Давайте обратимся к Министерству образования и науки и введем уроки шахмат во всех школах».
Продолжение. Начало в №№4, 8, 13, 22, 26, 30, 34, 39, 47, 51 за 2006 год; №4, 8 за 2007 год.Полностью публикация приведена в формате PDF:Скачать/Просмотреть(Для просмотра необходима программа Adobe Reader или ее произвольный аналог).
С 1995 года шахматы стали обязательным учебным предметом в начальных школах Калмыкии, с 2000-го – Якутии. 2006 год ознаменовался шахматными инициативами Ханты-Мансийского автономного округа, Томской и Свердловской областей. А только что к процессу подключилась Нижегородская область, планирующая повсеместно ввести шахматы как факультатив. Кирсан Илюмжинов согласился обеспечить все нижегородские школы инвентарем, а вице-премьер РФ, президент Российской шахматной федерации Александр Жуков – выделить ставки для преподавателей.
Мне приходит немало писем от энтузиастов школьных шахмат и из других «продвинутых» регионов: Татарстана, Красноярского края, Ульяновской, Калининградской, Архангельской, Саратовской областей, Эвенкии. Коллеги делятся своими успехами и проблемами, мечтают о том времени, когда должность «учитель шахмат» получит официальный статус.
В вопросах продвижения шахмат в систему образования, как нигде, нужна поддержка СМИ. Но современные отечественные СМИ, за редким исключением, увы, вспоминают о мудрой игре только в связи с различными «туалетными скандалами». Где, скажем, некогда популярная телевизионная «Шахматная школа»? Ее давно уже нет. Президент РФ Владимир Путин недавно рекомендовал создать на ТВ специальный детский канал. Это замечательное предложение! На этом канале могла бы выходить и ежедневная шахматная передача для малышей, которую можно назвать, например, «По коням!»
Кстати, очередная фигура, которую мы будем изучать, – конь.
Наглядный материал на учительском столе:
1) персонажи сказки, вырезанные из бумаги и наклеенные на картон (Юра, Клеточка, Загадай, Весёлый Горизонталик, Задира);
2) белые и черные поля, вырезанные из картонной доски;
3) горизонтали, диагонали, центр;
4) белый и черный кони (желательно двух размеров), а также остальные фигуры.
На партах перед каждым учеником – шахматная доска, около нее стоят кони, остальные фигуры лежат в коробке. У стены демонстрационная доска, рядом – магнитные фигуры.
В начале урока – повторение пройденного материала. Ученики называют шахматную доску, белые, черные поля, показывают горизонтали, вертикали, диагонали, по очереди достают из коробки и поднимают над головой белые фигуры: ладью, слона, коня, пешку, ферзя, короля. Ребята вспоминают ход ладьи, слона, ферзя, взятие. Затем показывают те дорожки доски, по которым передвигаются ладьи, слоны и ферзи. Педагог вызывает к учительскому столу кого-нибудь из учеников и просит его пройти по классу по правилам хода ладьи, потом – слона и ферзя.
Затем я раскрываю книгу «Удивительные приключения в Шахматной стране», начинаю читать и одновременно инсценировать девятую главу.
Комментарии