search
main
0

По классу – босиком Чтобы хорошо жить в Дании, высшее образование вовсе не обязательно

Семья Зиминых – папа Николай Евгеньевич, мама Елена Алексеевна, а также их дети – Маша и Андрей – придумали проект “Планета глазами детей”. И вот уже пять лет путешествуют по миру – на велосипедах по пустыне Сахара и по льду Байкала, на лыжах – по Архангельской области, на оленьих упряжках по полуострову Ямал… Не чуждаются и благополучного Запада. Андрей Зимин принес в нашу газету рассказ о датской школе.
Начало учебного года у датских школьников каждый раз определяется особым образом, исходя из количества учебных дней в предыдущем году, а также продолжительности летних каникул (в Дании они в два раза короче, чем у нас, – всего полтора месяца). В итоге “первое сентября” приходится то на начало августа, а то и вовсе на конец июля. Что касается малышей, “первый раз в первый класс” они идут почему-то на два дня позже остальных школьников. Примечательно, что никто из них, не говоря уже о старшеклассниках, в первый день в школу как на праздник не идет: никаких цветов учителям, никаких белых рубашек и тем более построений и приветствий. У первоклашек все торжество на первом уроке свелось к открыванию большого ящика с подарками.
Нас с моей сестрой Машей определили в восьмой класс. Ребята там примерно моего возраста, лет тринадцати-четырнадцати. В класс мы вошли вместе с учителем, он нас представил. На какое-то время воцарилась тишина. Как выяснилось позже, о России восьмиклассники имели весьма смутное представление.
Учитель предложил мне занять свободное место рядом с высоким худым парнем, одетым весьма непримечательно. Единственным “украшением” был ярко-белый чуб (правда, вскоре, на большой перемене, он зачем-то этот чуб себе прямо в коридоре взял и отстриг ножницами). На моем стуле, как и на всех других, лежала мягкая подушечка, обшитая тканью, когда-то очень яркой, но потускневшей не только от регулярного сидения на ней, но и из-за неформального использования на перемене. После урока, как только учительница вышла, ребята стали резвиться, брызгаться друг в друга водой, а потом подушками вытирать лужи на полу. Не своими, конечно, а тех, кто ушел завтракать…
Маша оказалась за одной партой с девицей живописного вида, одетой по последней моде: широченные брюки клеш, юбка до колен, толстые вязаные гетры, также расклешенные, закрывающие ботинки на мощной платформе. Одежды, надетой на нее, вполне хватило бы на троих. И это при том, что стояла жаркая погода!
Нам повезло: первым был урок английского. Мы оказались в равных условиях. Более того, когда в самом начале учитель попросил меня рассказать немного о себе, о России и я вышел к доске, то очень скоро мне пришлось говорить медленнее, потому что далеко не все ребята успевали понимать. Вообще они очень удивились, что в России, оказывается, знают английский. Особенно после того, как Маша (она на два года младше) стала отвечать на вопросы. Мы же их английский понимали без труда. Английский язык датчане учат так же, как и в наших обычных школах, – класса с пятого, причем не очень интенсивно. Зато к моменту окончания практически все по-английски говорят свободно. Жизнь учит лучше, чем школа. Вся страна – с нашу Московскую область. Сто километров отъехал – и датский язык кончился. Волей-неволей приходится учить другие языки.
Первая перемена оказалась очень короткой. Ее хватило только на то, чтобы перейти в другое здание, где находился кабинет физики. Половину урока учитель объяснял, что такое солнечное затмение. Судя по всему, это была внеплановая тема – через несколько дней как раз ожидалось такое затмение и Дания должна была попасть в его полосу. Остаток времени все дружно кипятили воду, каждую минуту записывая показания термометра.
На перемене вернулись в основное здание. Тут я заметил, что перед тем как подняться на второй этаж, часть ребят переобулись в домашние тапочки – аналог нашей “сменки”, остальные просто разулись и пошли в одних носках. После звонка одна девочка, не успевшая допить на перемене кефир, поставила пакет прямо на парту и на уроке, не торопясь и, главное, не таясь, допивала его. Прямо как в кафе.
На уроке датского языка был диктант. Однако настроение у ребят после получасовой перемены было явно нерабочим. Поэтому минут 10-15 ушли на подготовку, а на самом деле оказались просто потерянными. Всем были розданы листочки, в которых под каждое слово было отведено место черточками разной длины (в соответствии с длиной слова), а все знаки препинания уже расставлены! Оставалось только вписать слова. Учительница, сидя на столе, начала диктовать. Все принялись писать, но не ручками, а карандашами, поскольку так легче было делать исправления. Мой сосед по парте, закончив писать, разрисовал свой листок немыслимым образом, скомкал его и протянул учительнице. Я замер, ожидая, что сейчас произойдет. К моему удивлению, учительница разгладила листок и как ни в чем не бывало положила его в общую стопку.
Набор основных предметов в датских школах похож на наш, однако единых программ нет. Учитель может учить, как ему вздумается, лишь бы потом его ученики смогли сдать выпускные экзамены.
Урок физкультуры начался почему-то в обычном классе, а не в спортзале. Оказалось, что нам предстоит соревноваться в беге с ориентированием. Для этого тренер включил диапроектор, показал на экране план школьной территории и места, где спрятаны 12 контрольных пунктов. Потом разбил всех на пары, выдал карты, сказал, кому какой пункт искать, и мы побежали. По-моему, это было очень легким занятием, совершенно не сравнимым со спортивным ориентированием в лесу! Во всяком случае мы с моим напарником Сэнди выиграли.
Посещая датскую школу, через некоторое время я почувствовал важное отличие от наших школ – это крайне демократичная обстановка. Так, здороваясь с преподавателем, можно запросто крикнуть: “Хай, Ингрид!” и весело помахать рукой. Многие учительницы, даже весьма пожилого возраста, ходят в шортах и с рюкзаком, а когда жарко, то по классу шлепают босиком. Подход такой: хочешь учиться – учись, не хочешь – сиди, валяй дурака, только не мешай другим. В этом все дело: ученик твердо знает, что имеет право ничего не делать и ему за это ничего не будет. Но он также понимает, что другие имеют право заниматься. Как-то раз после физкультуры одна девчонка заявилась в класс с обмотанной полотенцем головой. Видно, помыла и высушить не успела. Так и сидела весь урок в “чалме”.
…Через несколько дней мы продолжили обучение в другой школе, перебравшись из Фаборга в Оденсе (это, кстати, родина Андерсена). Жили мы на ферме у папиных друзей Йоргена и Ингрид. Владения Йоргена – 8 гектаров земли, у него 75 овец. Но при этом он работает в местном университете. Ну а Ингрид – учительница. Как раз в ее школу мы и ездили, причем вместе с ней на велосипедах: 13 км туда, 13 обратно.
Для велосипедов у всех школ сооружены огромные крытые стоянки. Ну а тем ученикам, кто идет пешком, дежурные старшеклассники помогают переходить дорогу.
В школе в Оденсе есть специальное отделение для детей с умственными отклонениями. Они занимаются в том же здании, только в одном его крыле, никак не отгороженном.
Что касается домашних заданий, то датчанам их задают мало. За час-полтора любой может справиться. Кроме того, программа гораздо легче, чем у нас. Да и требования ниже. Практически все старшеклассники два-три раза в неделю по вечерам работают: в супермаркетах, кафе, на автозаправках. С одной стороны, деньги на карманные расходы у родителей просить не принято, а с другой – многие начинают всерьез задумываться над выбором дальнейшей профессии.
И еще одно отличие школьного обучения в Дании – любой, кому надоело ходить в обычную школу, может перейти в альтернативную, таких там много. В них преподается гораздо меньше предметов, а больше времени отдается освоению профессиональных навыков, а также занятиям для души: музыка, турпоходы.
Все датские школьники спокойно относятся к образованию. В университеты берут всех желающих, да и поступают туда только те, кому это действительно нужно. А чтобы хорошо жить в Дании, высшее образование вовсе не обязательно…

Андрей ЗИМИН

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте