За период антитеррористических операций, проводимых на территории Чеченской Республики, были полностью разрушены 38 школ. Все остальные требовали либо реконструкции, либо ремонта. Из 18 профучилищ функционировало только одно, не работали техникумы, в руинах лежали здания вузов. Сегодня система образования Чечни вновь заработала. Для 240 тысяч детей открыли свои двери 460 школ, 15 училищ и три вуза. О том, что сделано и что еще предстоит сделать для восстановления системы образования, наш разговор с Григорием БАЛЫХИНЫМ, руководителем Федерального агентства по образованию.
– Начиная с 1999 года я много раз выезжал в Чечню, в том числе в составе правительственной комиссии, и могу сказать: там ведется очень серьезная и многогранная работа по восстановлению системы образования и учебного процесса. Конечно, восстановление идет поэтапно, потому что школы имеют разную степень разрушения. Однако даже в тех районах, где разрушений почти нет, здания просто ветшали в отсутствие ремонта, туда не поступало никакое оборудование. В Грозном практически третья часть школ была полностью разрушена и требует не восстановления, а сноса и строительства новых зданий.
Дел много, поэтому мы начали с того, что еще в 2000 году разработали программу восстановления системы образования Чеченской Республики, в которую включили порядка 160 школ, 3 вуза, один техникум и практически все профучилища.
– Григорий Артемович, что удалось сделать на сегодняшний день?
– Удалось восстановить три вуза в Грозном. Напомню, что в 2000 году серьезно обсуждалось предложение создать один вуз и разместить его в Аргуне. Настолько Грозный был разрушен, что остался без воды, света, канализации. Тогда мы настояли на их восстановлении. И вот теперь почти 22 тысячи студентов получают высшее образование в Чеченском государственном университете, Грозненском государственном нефтяном институте имени М.Д.Миллионщикова и Чеченском государственном педагогическом институте. Конечно, это не прежние корпуса университета и институтов, их восстановить было невозможно, но вполне приспособленные для учебного процесса здания. Теперь там ведется подготовка кадров по 78 специальностям. Укрепляется материально-техническая база вузов, нефтяной институт оснащен новой техникой и мебелью, построена «анатомичка» для медицинского факультета госуниверситета. Хочу отметить, что два последних года, помимо сметного финансирования по Федеральной целевой программе «Восстановление экономики и социальной сферы Чеченской Республики (2002 год и последующие годы)», мы выделяем каждому вузу по 40 миллионов рублей, на следующий год это будет 60 миллионов. Так что с вузами сегодня особой проблемы нет, больше забот со школами. Такими быстрыми темпами, как хотелось бы, восстанавливать школы не удавалось. Средства были ограниченны. До 2003 года на восстановление школ выделялось всего 120 миллионов рублей в год. Недостаточный объем вложений обусловливался отсутствием проектно-сметной документации. Сейчас мы эту проблему практически решили. В прошлом году ввели 25 школ, это как раз те объекты, где была проектно-сметная документация.
– Вы сдаете школы «под ключ» – с техникой, необходимым оборудованием, мебелью?
– Вы затронули острую проблему. Дело в том, что стоимость полного оснащения включается в смету школ-новостроек. А объекты, вошедшие в Федеральную целевую программу «Восстановление экономики и социальной сферы Чеченской Республики (2002 год и последующие годы)», подлежат восстановлению, а не строительству, что не позволяет заложить в смету мебель и оборудование. Мы поднимали данный вопрос в этом году и в правительстве, и на Межведомственной комиссии в Министерстве регионального развития, и нас поддержали. Мы сделали расчеты: чтобы оснастить школы, введенные до 2005 года, и те, что будут вводиться в текущем году, необходимо 612 миллионов рублей. Было принято решение выделить порядка 300 миллионов, и мы ждем поступления этих средств. Но я должен сказать, что за счет средств бюджета Чеченской Республики и республиканского Министерства образования и науки мы все же смогли оснастить мебелью восстановленные школы. Туда поступили порядка 2,5 тысячи компьютеров. Конечно, рано говорить, что в проблеме оснащения поставлена точка. Не хватает оборудования для кабинетов по основным предметам – физике, биологии, химии, математике, географии. В большом объеме нужны учебно-методические и наглядные пособия. Но здесь я возлагаю надежду на 2006 год, так как по инициативе фракции «Единая Россия» в Государственной Думе предполагается дополнительно выделить средства на поставку пособий, приборной базы и оснащение кабинетов всех российских школ в объеме 2,3 миллиарда рублей. Надеюсь, что эта инициатива продолжится и в 2007-2008 годах. Ведь слабая оснащенность оборудованием, пособиями – проблема не только для чеченских школ. Но в Чечне она стоит особенно остро, и я считаю, что надо сделать все возможное, чтобы восстановленные чеченские школы получали стопроцентное обеспечение учебно-наглядными пособиями. Эту проблему мы будем решать.
– Григорий Артемович, а новые школы сейчас в республике строятся?
– Мы строим две школы. На это распоряжением Правительства России было выделено 549 миллионов рублей, правда, деньги поступили совсем недавно, и мы смогли сделать лишь авансовый платеж. Несмотря на эту ситуацию, московские строители еще в прошлом году начали работу на этих объектах за счет своих оборотных средств. И сегодня в одной школе заканчивается нулевой цикл, другая – также в процессе строительства. По плану это будут трехэтажные школы, рассчитанные на 600 учеников. Срок окончания работ – июль 2006 года.
Конечно, в Чечне нужно наращивать темпы нового строительства, поскольку многие школы там работают в три смены. Если в целом по России демографический кризис сказывается на сокращении численности учащихся образовательных учреждений, то в Чеченской Республике обратная ситуация. Там открывается по 5-6 первых классов, и новые школы очень нужны. За 2002-2003 и 2003-2004 учебные годы численность учащихся увеличилась более чем на 12 тысяч человек. Поэтому Рособразование совместно с Минобрнауки Чеченской Республики разработали программу строительства, включающую несколько направлений. Первое – это введение таких крупных школ, как в Грозном. Второе. Мы разработали проекты в трех вариантах для строительства небольших школ в сельской местности. В 2007-2008 годах планируется построить порядка 20 таких школ. На это нужны дополнительные средства. И здесь важна работа по третьему направлению. Правительство Чеченской Республики заключает соглашения с российскими регионами, по которым конкретный субъект Российской Федерации участвует в строительстве школы в конкретном районе республики на условиях софинансирования. Председатель правительства Чеченской Республики Сергей Абрамов лично побывал уже в семи регионах. Подобный опыт по инициативе Администрации Президента Российской Федерации был у нас в 2003 году, но тогда на паритетных началах школы восстанавливали. Оборудование обеспечивали федеральное Министерство образования и правительство Чеченской Республики, а восстановительные и ремонтные работы вели регионы.
Если вернуться в сегодняшний день, то в этом году планируется ввод пяти школ. В прошлом году восстановили 25, а теперь только 5. Такая разница получилась потому, что не была разработана проектно-сметная документация. И в этом году средства тратились в основном на ее разработку. Ее составили по 30 объектам, в том числе по 24 школам, сделали задел на последующие годы, и с этим проблем не будет. Другое дело, что сметную документацию разработали на миллиарды рублей. Главное, чтобы были выделены деньги. В этом году на реализацию Федеральной целевой программы «Восстановление экономики и социальной сферы Чеченской Республики (2002 год и последующие годы)» Рособразованию было выделено 413,580 миллиона рублей. На следующий год мы планируем увеличить объем финансирования: на 2006 год проектом Федерального бюджета предусмотрено 505 миллионов рублей, а дополнительно просим еще 300. Если дополнительные средства будут выделены, мы сможем уже в 2006 году ввести 15 школ. Кроме того, впервые в этом году разработана проектно-сметная документация для восстановления двух школ-интернатов и педколледжа.
В этом году мы восстанавливаем три профессионально-технических училища. А на следующий год постараемся включить в программу восстановления как можно больше училищ из имеющихся пятнадцати в республике. Это очень важный уровень образования особенно для Чечни, именно поэтому все ПТУ республики мы оставили на федеральном уровне финансирования. Сейчас в республике огромная потребность в квалифицированных рабочих кадрах, способных обеспечить высокое качество работы. И это острая проблема для республики. Из-за низкой квалификации рабочих качество, к сожалению, страдает. Мы посетили три восстанавливаемые школы, и по двум были отмечены серьезные замечания по установке коллектора, качеству штукатурки, покраски. Мы хотим, чтобы отдача от денег, которые вкладываются, была как можно выше. Чеченским учителям и детям пришлось многое пережить. Они работали и учились в очень сложных условиях. И сегодня наша задача – построить для них хорошие школы. Ведь в республике нет проблемы с посещаемостью, дети очень хотят учиться. Уже в ноябре 1999 года, когда еще не был освобожден Грозный, в республике начался новый учебный год в 55 школах. Это настоящий гражданский подвиг учителей. Начав тогда занятия, мы дали рабочие места людям, и сейчас в Чечне 460 школ, порядка 14 тысяч учителей, 240 тысяч учащихся. Это люди, с которых началось возрождение. Учителя многое делают своими руками, за свой счет. Уверяю вас, зайдите в любую школу, в каком бы районе республики она ни находилась, там может не оказаться какого-то прибора, но там обязательно будут цветы на окнах, красивые занавески и наглядные пособия, сделанные руками педагогов. Там будет чисто и уютно. И за это огромная благодарность учителям.
Комментарии