search
main
0

По горячим следам дистанционного обучения

Вспомогательные технологии в обучении детей с ослабленным зрением

В ближайшем будущем нам предстоит сделать выводы и внимательно проанализировать этап вынужденного дистанционного обучения в московских школах. По стремительности развития событий, объему поставленных и решаемых педагогических и технологических задач, глубине перестройки всего образовательного процесса подобных ситуаций никогда не было.

Однако не менее важным является то, что именно в этот период управленческие команды столкнулись с реальной проблемой выбора тех доступных технологических решений, которые будут использоваться образовательной организацией. От слаженности действий и скорости принятия управленческих решений в вопросах реализации образовательного процесса зависел успех работы всего коллектива. Важно было в потоке различных технических и технологических решений использовать то, что было бы доступно для самостоятельного освоения учителями, родителями и детьми.

В СКОШИ №2 обучаются дети с ослабленным зрением. И нашей команде надо было подготовить процесс дистанционного обучения таким образом, чтобы воспитанникам не пришлось столкнуться с какими-либо непреодолимыми трудностями.

За несколько лет до пандемии московские школы были оснащены новейшими ноутбуками, компьютерами и другой техникой, наличие которой значительно облегчило переход школ на дистанционное образование.
Началось внедрение единой цифровой платформы Московской электронной школы, и учителя регулярно повышали уровень компетенций в использовании IT. Тем не менее в начале перехода на дистанционное образование школы столкнулись с проблемой выбора. Некоторые коллективы ранее уже начинали использовать электронные сервисы Учи.Ру, Яндекс.учебник, Youtube, Google education и другие платформы, которые призваны были разнообразить процесс обучения. Тем не менее опыт пандемии показал, насколько важно интегрировать подобные продукты в единую платформу с единой аутентификацией, едиными подходами к эргономике и функционалу сервисов.

Как и многие московские школы, мы уже давно экспериментируем с новыми технологиями, которые могут значительно облегчить использование компьютеров и других современных гаджетов. Однако наши ребята не могут полноценно использовать визуальную информацию, потому что либо имеют физические ограничения, либо экран компьютера может угрожать их зрению в ближайшей перспективе. Тем не менее именно во время вынужденного дистанционного обучения освоение этих технологий стало массовым.

Чтение

Казалось бы, чтение – древнейший навык, который не представляет проблемы для современного человека. Тем не менее на дистанционном обучении использование этого навыка увеличивается в разы благодаря доступности использования справочной и другой литературы в режиме онлайн. Все это приводит к значительным нагрузкам на зрение. На помощь могут прийти современные технологии. Они уже вполне прогрессировали до того уровня, когда синтезаторы речи умеют сносно перечитывать информацию вслух и использование голосовых помощников перестает быть привычным атрибутом слепоты, а перешло уже в массовое использование. Оказалось, что многие сервисы, такие как Синтезатор речи Google, Алиса.Яндекс, Apple VoiceOver, могут читать вслух художественную литературу, используя, например, сервис МЭШ. Многие программы для чтения на портативных устройствах имеют свои встроенные инструменты чтения вслух. Ряд сервисов, такие как Учи.Ру, начали использовать у себя на сайтах инструменты аудиовоспроизведения текстовых частей заданий.

Письмо

Мало кто знает, но незрячие пользователи компьютера практически все используют не брайлевский дисплей, а самые обычные клавиатуры. Если вы посмотрите на клавиатуру своего компьютера, то на клавишах «А» и «О» увидите специальные рисочки, которые призваны облегчить слепую печать. Несколько лет назад у нас началась программа освоения слепой печати, если ранее использование этого навыка для наших обучающихся было некой экзотикой, то сейчас на практике стала очевидна его эффективность в дистанционном обучении. Наряду с письменными работами, которые, как правило, отправляли учителям в виде фотографий, начали принимать печатные работы, которые можно было печатать даже в режиме онлайн в Google Docs, совместимом с синтезаторами речи.

Визуальная информация

Любой учитель скажет, что доска является неизменным атрибутом урока. За столетия развития образовательной практики именно на доске учитель может показать ход решения той или иной задачи. Дистанционное обучение здесь не исключение. Но для детей с ослабленным зрением перенос доски из реального в виртуальное пространство оказался с технической точки зрения довольно трудной задачей. Проблема в том, что информацию нужно не только представить в виде статичных картинок, но и переносить в интерактивном режиме. Для решения этой задачи мы пробовали несколько средств, в том числе и использование мыши, обычных планшетов на платформе Android. Однако точность рисования через такие устройства оставляет желать лучшего. Нам же нужно было устройство, которое было бы полным эквивалентом привычной интерактивной (или меловой) доски. Оказалось, что решение нужно было искать у художников, которые уже много лет практикуют рисование на компьютере через специальный планшет с пером. Это устройство позволяет сделать достаточно детальный рисунок, который потом можно и увеличить, и править при необходимости. Это устройство настолько облегчило урок, что мы решили его продолжать использовать и после дистанционного обучения.

Гаджеты

Наверное, неискушенному читателю будет трудно поверить, но очень многие технологические новинки в современном мире изначально были предназначены либо для военных целей, либо для облегчения жизни людям с ограниченными возможностями здоровья. Синтезаторы речи, слепая печать, о которых мы говорили выше, использовались незрячими людьми чуть ли не с начала эры персональных компьютеров, потому что по-иному их бы просто не могли использовать. В последние несколько лет Департамент образования и науки города Москвы принял решение оснащать специальные (коррекционные) школы новейшим цифровым оборудованием. Есть специализированные многофункциональные устройства, совмещающие в себе функции видео­увеличителя, планшета и даже своеобразной подзорной трубы, в которой используется беспроводной объектив для увеличения на экране планшета удаленного предмета, мини-компьютеры, которые умеют искать местоположение и читать статьи Википедии без использования дисплеев, увеличительные устройства, которые имеют встроенные камеры и сканеры для распознавания и перечитывания текста. Все эти устройства, безусловно, облегчают жизнь нашим ребятам. Но опыт пандемии показал, насколько важно уметь использовать мобильные устройства. Дело в том, что многие обучающиеся школы не просто ушли на самоизоляцию, но и вынуждены были уехать из города. Именно наличие мобильных рабочих мест на планшете, ноутбуке и компьютере дало возможность продолжить обучение. Именно поэтому первым делом мы составили своеобразный перечень тех сервисов, того минимума, который нужно использовать во время дистанционного обучения:

– ноутбук (браузер и ПО: Chrome или Yandex (с Алисой), NVDA (синтезатор речи); сервисы: МЭШ, Яндекс.Учебник, Учи.Ру, конференц-связь с возможностью трансляции рабочего стола, Quizlet, Learning apps (МЭШ);
– планшеты и телефоны (ПО с синтезатором речи: Яндекс.Браузер, VoiceOver (на iOS), FBReader, PocketBook, МЭШ);
– дополнительные устройства (графический планшет).

Как показала практика, для организации дистанционного обучения нужно не так уж и много. А существующие сервисы вполне могут быть использованы не только для механического переноса очного обучения в дистанционное, но и даже выступать эффективными инструментами образовательного процесса. Так Учи.Ру, Яндекс.Учебник, Quizlet отчасти заменили традиционные домашние задания в тетради на геймифицированный интерактив. Уровень современной техники, развитие сервисов дают широкие возможности, которые можно использовать в том числе и детям с ограниченными возможностями здоровья. Но важно выбрать определенные программные решения, которые осваиваются не отдельными учителями, а всеми учителями совместно. Ведь именно слаженная работа всего коллектива над общими проблемами, приобретение опыта в решении педагогических и технических задач является важнейшим результатом этого непростого для московских школ периода.

Павел СУВОРОВ,
директор специальной (коррекционной) образовательной школы-интерната №2

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте