Теперь можно не только побывать там в качестве туриста, побродить по знаменитому Латинскому кварталу и сфотографироваться рядом с Эйфелевой башней, но и отправиться на учебу в Сорбонну или другие менее известные в России французские университеты. А все благодаря Болонской декларации, которую наша страна подписала осенью прошлого года. На конференции «Реформа высшего образования в Европе: опыт Франции», которая не так давно прошла в Посольстве Франции в Москве, выступил посол Франции господин Жан Кадэ. Он заявил, что «с большой радостью принимает в посольстве крупнейших деятелей ведущих российских вузов, а также российских студентов».
Статфакт Декларация Сорбонны (25 мая 1998 года) – соглашение о создании единого европейского пространства в области высшего образования с участием Германии, Франции, Италии, Великобритании. Болонская декларация (19 июня 1999 года) – подтверждение принципов, принятых в Сорбонне, присоединение к ним 22 европейских государств. Пражская конференция (18-19 мая 2001 года) – положение о профессиональной подготовке и всеобщем распространении европейской системы кредитования. Берлинская конференция (18-19 сентября 2003 года) – официальное присоединение России к Болонскому процессу 19 сентября при поддержке Франции. 2010 год – завершение создания единого европейского пространства в области высшего образования.
Какой русский не мечтает о Париже!
– Я надеюсь, что обмен в области высшего образования укрепит отношения между Францией и Россией, – сказал Жан Кадэ. – Кстати, – подчеркнул посол, – мы организуем такие конференции уже в четвертый раз, мероприятия же, рассказывающие о системе высшего образования Франции, проходят не только в Москве, но и в других регионах России. И результаты подобного общения убедительны: количество российских студентов, обучающихся во Франции, увеличилось на 20 процентов. Сейчас их более двух с половиной тысяч человек. Серьезным шагом на пути сближения, по мнению посла, стало подписание в мае прошлого года в Санкт-Петербурге соглашения о взаимном признании степеней и дипломов.
Из МГУ в Сорбонну!
На конференции в посольстве заместитель директора кабинета министров образования Франции господин Жози Рейферс еще раз повторил основные задачи Болонского процесса:
– Главное – это, конечно, принятие системы дипломов, сопоставляемых между различными университетами и поддающихся четкому толкованию. Кроме того, в них должны быть различные дополнения и приложения, по которым можно будет проследить образовательный путь студента. Безусловно, надо разработать саму архитектуру учебного процесса, строящуюся на ступенях бакалавр – магистр – доктор. Не обойтись и без системы кредитных образовательных единиц, которая будет применяться ко всей образовательной деятельности, в том числе научно-исследовательской и индивидуальной работе. Кредиты, полученные в одной стране, должны учитываться в университетах других стран. Проще говоря: набор кредитных единиц отразит продолжительность обучения в университете и компетентность в знаниях.
NB!
Степень бакалавра – 180 кредитных единиц
Магистра – 300 кредитных единиц.
Один учебный год – 60 кредитов
Один семестр – 30 кредитов
– Мобильность студентов и преподавателей – также один и главнейших принципов Болонского процесса, – подчеркнул господин Жози Рейферс. – Теперь они смогут свободно слушать лекции в самых разных университетах Европы. Идеально, если бы студент, к примеру, поступивший учиться в Московский университет, потом смог бы продолжить учебу в Берлине, а закончить – в Сорбонне. Конечно, на этом пути придется столкнуться и с проблемами, прежде всего с языковыми. С англоязычными и русскоговорящими студентами затруднений не будет. А вот как быть, к примеру, с гражданами Литвы, Греции или Португалии. Болонский процесс невозможен без сотрудничества разных стран в оценке качества знаний. Будут проводиться процедуры лицензирования и оценки программ обучения. Критерии оценки программ должны приниматься всеми, а для этого нужно создать команды педагогов, включающих в себя представителей различных направлений и стран.
– Наша главная цель в конечном итоге, – заявил господин Рейферс, -это расширение пространства европейского высшего образования и построение альтернативной Америке модели. Мы должны усилить привлекательность европейских университетов. Изменится сама структура вуза, студент будет обучаться по дуальной системе. Существует программа французского правительства, по которой все университеты, входящие в Болонский процесс, должны представить отчеты о своей работе, годом же подведения окончательных итогов должен стать 2010-й.
Представитель университета Париж 1, который мы зачастую называем просто Сорбонной, заявил, что реформа образования не ставит своей целью разрушать успешные программы. Обновление будет идти лишь в том случае, если программа устарела и ее необходимо вывести на межнациональный уровень. Кроме того, в университете Париж 1 обсуждалась возможность введения новых форм дипломов.
Чему и как учат во Франции?
Обучающемуся во Франции немудрено растеряться: высших учебных заведений различных видов тут предостаточно. Кстати, обучение в государственных заведениях (это, как правило, университеты) практически бесплатное. Там можно получить фундаментальные знания почти во всех областях, но все-таки для приобретения специальностей в области коммерции, инженерного дела, туризма, искусствоведения или архитектуры лучше избрать другой путь. Так, диплом менеджера лучше получать в коммерческих школах, почти все инженеры заканчивают специальные инженерные школы. Кроме того, есть школы искусств и архитектуры, лицеи и специализированные школы. Наиболее престижными являются высшие школы, там очень строго подходят к отбору студентов. Любопытно, что все учебные заведения независимы и сами устанавливают правила поступления в них. Благодаря тому, что правительство щедро финансирует учебные заведения, даже иностранные студенты могут учиться во Франции по вполне приемлемым ценам. Так, плата за обучение в университетах колеблется от 130 до 700 евро в год, и от 3800 до 20 000 евро в год в инженерных и частных коммерческих школах. Только не стоит связывать стоимость с качеством. В университетах качество обучения высоко, а сумма незначительна лишь потому, что благодаря государственным субсидиям студенты платят лишь незначительную часть от реальной стоимости обучения. Ну а если добавить еще и то, что французское правительство еще и стипендии платит иностранцам, то это вообще может показаться раем для молодого россиянина. Кстати, французское законодательство ко всем прочим благам еще и разрешает иностранным студентам работать во время учебы: правда, количество рабочих часов в год не должно превышать 884. Студенты могут преподавать язык, делать переводы, тестировать новые компьютерные программы, работать в ресторане или присматривать за детьми…
Комментарии