search
main
0

По дороге в завтрашний день. Конкурсное задание очного тура «Педагогический совет»

«Педагогический совет» – испытание для «пятнашки» лауреатов, очень напоминающее реальные школьные будни. Собравшись на сцене с коллегами по конкурсу и с ведущими педсоветов во главе, учителя ощутили себя словно в родной школе. Директор задает вопросы, надо на них отвечать. Чем отличается конкурсная атмосфера от жизни? Тебя внимательно слушает жюри, на тебя внимательно смотрит вся Россия – ведь идет трансляция… Мы продолжаем публикацию фрагментов анализа внедрения доработанной модели профессионального конкурса нового поколения среди педагогических работников (на примере конкурса «Учитель года России») из Аналитических и методических материалов по результатам практического внедрения доработанной модели профессионального конкурса нового поколения среди педагогических работников (на примере конкурса «Учитель года России») и ее организационно-методического обеспечения. В №44 от 3 ноября 2015 года опубликован анализ конкурсного задания очного тура «Образовательный проект».

Данный фрагмент посвящен конкурсному заданию очного тура «Педагогический совет». Полностью документ опубликован на сайте «Учительской газеты», в рубрике «Всероссийский конкурс «Учитель года России»: old.ug.ru/toy-article/28Аналитические и методические материалы по результатам практического внедрения доработанной модели профессионального конкурса нового поколения среди педагогических работников (на примере конкурса «Учитель года России») и ее организационно-методического обеспеченияАнализ внедрения доработанной модели профессионального конкурса нового поколения среди педагогических работников (на примере конкурса «Учитель года России»)«Педагогический совет» – испытание второго, очного, тура Всероссийского конкурса «Учитель года России», в котором участвуют лауреаты конкурса, отобранные в результате испытаний заочного тура и первого очного тура.В данном задании конкурсанты призваны продемонстрировать способность видеть существующие проблемы, находить пути их решения, анализировать ситуацию и использовать имеющийся в образовании опыт.Критерии оценки этого конкурсного задания: понимание проблемы, убедительность и аргументация позиции, взаимодействие и коммуникационная культура, творческий подход и оригинальность суждений, информационная и языковая культура.Цель «Педагогического совета»: организация открытого профессионального пространства для обсуждения существующих проблем, путей их решения и перспектив развития образования.Таким образом, объединенное жюри, организаторы, зрители ожидают от участников педсовета, что они:1) детализируют заявленную проблему четко, ясно и с примерами, личным отношением к ней;2) наметят пути решения проблемы исходя из реального положения дел и собственного опыта;3) заглянут в завтрашний день и поразмышляют о новых проблемах, вырастающих из нынешней ситуации.В ходе конкурсного испытания «Педагогический совет» участникам удалось продемонстрировать способность решать профессиональные задачи, связанные с проектированием образовательной среды, применением информационно-коммуникационных технологий в своей профессиональной деятельности, анализом эффективности профессиональной деятельности и оценки собственной деятельности и деятельности коллег с точки зрения соответствия требованиям федеральных государственных образовательных стандартов и стандарта профессиональной деятельности.Участвуя в «Педагогическом совете», каждый лауреат показал не только знание актуальных проблем образования, умение их анализировать, но и способность корректно вести дискуссию, проясняя для зрителей поставленную ведущим проблему.Конкурсное испытание «Педагогический совет» позволило выявить не только актуальный уровень профессионального мастерства педагога, но и «зону ближайшего профессионального развития» – показать, на решение каких профессиональных задач он способен не только в классе, но и в ситуации профессионального взаимодействия, выходящего за рамки урока. Это потребовало от педагогов ориентации в широком нормативно-правовом и психолого-педагогическом профессиональном контексте, исследования учителем оснований своей и чужой профессиональной деятельности (мотивов, целей, задач, широкого спектра способов их решения, результатов) как условия, обеспечивающего наличие активной профессиональной позиции по тем или иным актуальным проблемам образования.Экспертная позиция учителя по отношению к проблемам профессиональной деятельности, проявляющаяся в ходе данного конкурсного испытания, требует готовности и способности:    Осознавать свои собственные представления (теоретические, методологические, ценностные, технологические и др.), являющиеся основанием понимания происходящего в образовательном пространстве (представления о системе образования и происходящих в ней процессах, о структуре, содержании, особенностях, деятельности учителя и т. д.).Например, при обсуждении проблемы воспитания в современной образовательной ситуации конкурсантами были затронуты ценностные основания: категории совести, нравственности, гуманизма. Но не декларативно, а с предложением способов приобщения детей к этим ценностям с учетом современных реалий. Конкурсанты показали, что они понимают проблему воспитания глубоко и шире, чем система внеклассных мероприятий. В то же время в дискуссии не прозвучало отношение конкурсантов к стратегическим ориентирам в решении данной проблемы, в частности, к их видению путей реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, что в контексте темы дискуссии «Воспитание XXI века: что это такое?» было бы уместно.    Определять общий понятийно-категориальный контекст дискуссии – единые подходы к трактовке терминов, определений, проблемного поля.Так, например, обсуждая проблему обучения одаренных обучающихся, один из конкурсантов обратил внимание на необходимость уточнения и различения понятий «способности», «талант», «одаренность», определение круга потребностей и особенностей обучающихся данных категорий. Однако эта инициатива не была развита, и далее, несмотря на конструктивный и деятельностный характер дискуссии, каждый участник оперировал ключевыми терминами в рамках собственных представлений.Различное понимание и определение феноменов педагогами определяет разницу в подходах к организации учебного взаимодействия, выбору педагогических технологий. В отношении обучающихся с особыми образовательными потребностями, к которым относятся и одаренные дети, и дети, испытывающие трудности в освоении основных образовательных программ, принципиально важно единство в организации учебного взаимодействия всеми педагогами, имеющими отношение к обучению и воспитанию ребенка. Единый понятийно-категориальный психолого-педагогический контекст позволяет педагогам совместно проектировать и создавать условия, адекватные потребностям обучающихся, определять характер образовательной среды и управлять ее развитием через принятие решений. В конкурсном испытании «Педагогический совет», как ни в каком другом, есть возможность оценить данную способность.    Публично озвучивать, аргументированно обосновывать в ходе дискуссии основания своего видения, понимания, анализа исследования и в целом своей позиции.    Анализировать позицию (деятельность) другого человека с точки зрения его ценностей, целей, представлений о том, как должно быть, и с этой точки зрения предъявлять другому человеку свои соображения и аргументы – говорить «на его языке».    Интерпретировать высказывания и позицию коллег в логике исследования, а не с помощью норм оценки (соответствует – не соответствует, верно – ошибочно).    Выявить скрытые ресурсы и возможности, необходимые для решения проблемы и осуществления изменений, помочь коллегам их увидеть, наметить пути реализации.Например, обсуждая острую проблему бюрократизации деятельности педагога и преобладания бумажно-отчетной работы учителя над собственно педагогической, конкурсанты отметили, что отчасти решение этой проблемы имеет внутренние ресурсы – от «порядка в головах зависит порядок в бумагах». И это действительно важное наблюдение, так как нередки случаи формальных отчетов, напрямую не связанных с планированием и реализацией реального учебного процесса. Отчасти, отметили конкурсанты, решение этой проблемы зависит от разработки путей межведомственного взаимодействия, способов локализации информации о ребенке, методических рекомендаций и временного регламента работы с отчетной документацией педагога.Важно то, что в «Педагогическом совете» педагоги сумели реализовать возможность демонстрировать готовность не только к обсуждению, высказыванию отношения к тем или иным проблемам, но к ответственному принятию профессиональных решений. Здесь ими также были проявлены способность к диалектическому мышлению, критической оценке событий, фактов, явлений, предложений (в том числе собственных), способность к определению рисков, границ своей профессиональной компетентности и готовность к межведомственному и междисциплинарному взаимодействию, уровень психолого-педагогической и общей культуры, социальная и гражданская позиция педагога.Все вышеупомянутое убедительно демонстрирует важность и значимость проведения конкурсного испытания «Педагогический совет» в рамках внедрения новой модели проведения профессионального конкурса «Учитель года России». Это конкурсное испытание демонстрирует готовность и способность педагога занимать экспертную позицию. По сути, «Педагогический совет» становится открытой площадкой для общественного и профессионального обсуждения актуальных проблем педагогической практики в самом широком контексте. Участие конкурсантов в дискуссии позволяет оценить сформированность профессиональной позиции педагога, основу которой составляют не только его общепедагогические компетенции, но и понимание им основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования, государственного и социального заказа, стратегических процессов, происходящих в системе образования, а также нормативно-правовых документов, регулирующих управленческие и финансово-экономические отношения, содержание образования, права и ответственность участников образовательного процесса.Описание конкурсного испытания «Педагогический совет»Группа 1Тема «Как снизить бумажную нагрузку на учителя?»Ведущий – Александр Александрович Демахин, зам. директора МБОУ «Сергиево-Посадская гимназия имени И.Б.Ольбинского» Московской области, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России-2012».Участники педсовета:Волкова Алла Александровна, учитель информатики гимназии №12 Липецка;Корчагина Ольга Игоревна, учитель истории, обществознания, психологии гимназии №3 Перми;Кочережко Сергей Сергеевич, учитель истории и обществознания гимназии №1 Самары;Кочетова Елена Александровна, учитель начальных классов лицея №4 Саранска Республики Мордовия;Палий Лариса Викторовна, учитель физической культуры средней школы №3 с углубленным изучением отдельных предметов г. Котовска Тамбовской области.Ведущий начал с констатации темы, привел несколько значимых фактов.Александр Демахин:- В 2012 году министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов высказался о сокращении бумажной нагрузки. О снижении бюрократической нагрузки говорил даже президент Владимир Путин.Но и сегодня по-прежнему в списке самых актуальных проблем образования – бюрократическая нагрузка. За последние три года объем этой нагрузки вырос в два раза.Далее были уточнены подтемы педагогического совета:«Электронный журнал. Панацея или фактор риска?»«Отчеты. Головная боль администрации или учителя?»«Аттестация. Ворох бумаг или результативное портфолио?»Александр Демахин напомнил участникам: – Мы должны прийти к реальным решениям, применимым в системе образования. – И добавил: – Есть вопросы, которые так же важно затронуть:Реальна ли проблема избыточной бумажной нагрузки на учителя?Если эта проблема актуальна, то в чем состоит ее причина?Каковы эффективные пути решения и возможные риски?Лауреаты конкурса подтвердили остроту и актуальность темы, но не только. Они сразу же предложили вполне реалистичные варианты решения проблемы бумажной нагрузки.Елена Кочетова:- Я набросала список документов, которые делает учитель начальных классов. Документация ведется в трех направлениях. Одно из них – создание рабочих программ к 10 учебным предметам.Мы ведем электронный журнал параллельно с бумажным. Это необходимо, так как оценки из электронного журнала могут исчезнуть, случаются иногда сбои программы.Самое сложное – бесконечные списки детей. Нужно создавать базу данных уже при приеме детей в школу, это помогло бы избежать лишней работы.Алла Волкова:- В системе образования сложилась парадоксальная ситуация. Например, с нас требуют отчет о количестве входящей и выходящей документации. Очень много запросов идет из вышестоящих структур. Но мне нравятся слова министра образования и науки РФ, что порядок должен быть в бумагах, головах и в том, что мы делаем.Анализируя вал отчетов, который свалился на учителя, я думаю о том, что нужно спросить у других организаций, почему они не помогут нам.Лариса Палий:- Я, как учитель физической культуры, пишу немного. Но и мне хотелось бы оптимизировать бумаги. Нужно четко прописать, какой документ к какому сроку. И больше никаких документов не спускать на школу.Ольга Корчагина:- Современная ситуация требует открытости виртуального пространства любой школы.Огромное количество организаций – медицинское ведомство, МЧС и так далее – беспокоятся о наших детях, направляют рекомендации, требуют отчетов. Огромный поток бумаг создает ситуацию отчужденности учителя от ребенка. Надо регламентировать количество бумаг.Думаю, мы постепенно перейдем только на электронный вариант журнала. Время динамично.Мне кажется, необходимо вывести на аутсорсинг бумажные отчеты.Сергей Кочережко:- В первый год моей работы как молодого педагога, помню, отчеты стали настоящей проблемой…Когда в школу приходит аттестация, работа с детьми прекращается.Здесь прозвучало много предложений. Действительно, надо прекратить дублировать бумажный и электронный журналы. Ввести электронный документооборот. Ставить реальные сроки, заранее предупреждать о том, что надо сделать тот или иной документ.Александр Демахин:- Может ли бумажная документация в каком-то виде остаться в школе?Алла Волкова: – Важно, для чего информация собирается и в каком формате.Ольга Корчагина:- Интернет-ресурс хорош тем, что личные кабинеты учеников и родителей защищены паролем. Нужен качественный мониторинг результатов развития ребенка. Но выставлять его результаты на всеобщее обозрение не нужно.Елена Кочетова:- Если бы бумажного журнала не было, я бы все равно вела его для себя, уже сказала, что электронный ненадежен, из него могут пропасть оценки.Сергей Кочережко:- К сожалению, можно потерять информацию и из бумажного журнала.Мне кажется, нужно ввести в штат школы специальных людей, которые могли бы заполнять электронные журналы. К сожалению, сейчас у школы нет средств вводить такие штатные единицы. А если введут, опять придется сокращать логопедов и дефектологов.Сказали участники дискуссии и о перспективах решения этой самой актуальной на сегодня образовательной проблемы.Александр Демахин:- Какие пути решение возможны на уровне управления образования?Ольга Корчагина:- Нужен единый информационно-аналитический центр, где были бы собраны все данные, в этот центр могла бы обратиться любая организация, которой нужна информация о школе.Алла Волкова:- Необходимо прежде всего урегулирование нормативно-правовой базы на уровне межведомственного взаимодействия.Группа 2Тема «Воспитание XXI века: что это такое?»Ведущий – Антон Ильич Молев, победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России-2011», председатель Комитета по образованию Московской городской Думы.Участники педсовета:Ахапкина Мария Евгеньевна, учитель английского языка гимназии «Пущино» Московской области;Воробьев-Исаев Алексей Анатольевич, учитель истории и обществознания каргасокской школы-интерната №1 Томской области;Горбанева Марина Николаевна, учитель физики Элистинского лицея Республики Калмыкия;Пархоменко Андрей Владимирович, учитель музыки школы №5 г. Муравленко Ямало-Ненецкого автономного округа;Ронжина Рима Равилевна, учитель математики лицея №58 Уфы Республики Башкортостан.Антон Молев:- Раньше эта тема не вызывала вопросов. Теперь об этом говорят все. Хотелось бы, чтобы наш педсовет был ориентирован на решение конкретных задач. И в первую очередь хочется сказать о вызовах, на которые мы, учителя, должны отвечать.И дальше ведущий второго педсовета озвучил проблемы, которые можно выделить, взглянув на тему дискуссии.Как школа может ответить на современные вызовы?Желание жить легко: не принимать серьезных решений, не делать финальный выбор, не отвечать за свои действия и не перенапрягаться.Стремление к постоянному развлечению: развлекаться как можно чаще и больше, чтобы даже повседневные действия носили развлекательный характер, помогая не скучать, не погружаться в рутину.Уход от ответственности: желание оттянуть начало действительно важного дела, разделить, а еще лучше делегировать ответственность.Антон Молев:- Мы пытаемся предложить почти универсальные рецепты.К чести участников дискуссии, они, как и дискуссанты первой группы, смогли не только определить реперные точки проблемы, но и сразу назвать пути ее решения, общие и вполне конкретные, локальные, а также взять на себя ответственность за саму проблему и ее разрешение.Мария Ахапкина:- Сейчас в детской среде лидирует желание развлекаться, нежелание делать что-то самому. Педагоги, родители хотят, чтобы у детей было креативное мышление. А с другой стороны, наше кино, массовое искусство делают все, чтобы самому человеку не надо было утруждаться, воспринимая произведение культуры, не надо было даже использовать свою фантазию.Где найти грань? Как сделать так, чтобы не выросло поколение потребителей? Как научить детей мыслить креативно? Нужны центры развития для детей начиная с самого маленького возраста. Не давать ребенку готовые ответы, образы, решения, дать ему возможность действовать самому.Рима Ронжина:- Далеко не каждый учитель – пример для своего ученика. А должен быть примером, причем не только для ученика, но и для родителя.Андрей Пархоменко:- Совесть – навигатор выхода из проблемной ситуации. Опасно путать технический прогресс с прогрессом цивилизации. На первое место должна выйти гуманитаризация образования.Алексей Воробьев-Исаев:- Воспитание для меня – становление человека своей земли здесь и сейчас. Я работаю в сельской школе. Молодежь, став взрослой, уезжает жить в город. Я вижу выход в развитии краеведения. Воспитание патриотизма не слова, а дела. Организую для своих учеников экспедиции по родному краю, экскурсии и так далее.Мария Горбанева:- Еще нужно помнить о сбережении окружающей среды. Заниматься с учениками исследовательской деятельностью.Антон Молев суммировал все сказанное: – Проблема – инфантилизм. Роль личности в воспитании современного школьника. Роль труда, поиск под триадой «традиции, инновации, совесть». Дело, а не слово – выход на исследования, решение экологических проблем. – И задал новый вопрос: – А что, воспитание – это что-то особенное? Могли бы ваши предложения быть высказаны 20-30 лет назад? На одном ли языке мы говорим с современными детьми?Участники группы подхватили посыл, возникли новые пути решения проблемы – как воспитывать в ХХI веке.Рима Ронжина:- Ученики меня многому учат. А Интернет они используют не только для развлечения.Мария Ахапкина:- Мы пытаемся открыть новую дверь старыми ключами. Я молодой человек, но чувствую, что и мои взгляды устаревают, что и я боюсь меняться. Важно уметь принять точку зрения ребенка и предложить ему в ответ свой вариант.Алексей Воробьев-Исаев:- К сожалению, у нас существует тенденция к разрушению традиционного семейного воспитания. Нет диалога. И в отношениях с учителем преобладает монолог. Так что проблема кроется только в нас.Антон Молев предложил взглянуть на перспективы: – Как преодолеть проблему?Андрей Пархоменко:- Нужно не изменяться, а развиваться. Вот я, например, узнал об интересном опыте – лагере английского языка под Рязанью. Поиск новых форм – это гарантия развития.Мария Горбанева:- Если мы научимся слышать друг друга, все будет хорошо.Мария Ахапкина:- Мы можем взять за основу популярную сейчас у взрослых и детей развлекательную модель квеста и наполнить ее содержанием.Рима Ронжина:- Необходимо сделать школу привлекательной. Дети должны любить школу.Ведущий сделал вывод из дискуссии.Антон Молев:- Готов поддержать многое из того, что было сказано. Необходимо внимание к личности учителя как главного субъекта взаимодействия педагог – ученик.Группа 3Тема «Одаренные и отстающие дети в одном классе: проблемы и решения»Ведущий – Дмитрий Дмитриевич Гущин, учитель гимназии №261 Санкт-Петербурга, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России-2007».Участники педсовета:Катренко Олег Николаевич, учитель истории и обществознания академической гимназии №56 Санкт-Петербурга;Рубин Алексей Яковлевич, учитель начальных классов средней школы с углубленным изучением математики, информатики и физики №444 Москвы;Рычкова Ольга Валерьевна, учитель математики средней школы пос. Кобра Нагорского района Кировской области;Симакова Юлия Валерьевна, учитель английского языка средней школы №51 «Центр образования» Рязани;Шелия Анна Валерьевна, учитель истории и обществознания средней школы №37 с углубленным изучением английского языка Ярославля.Вопросы для обсуждения:- Как распознать одаренность и кого считать отстающими?- Каковы приоритетные цели школьного образования?- Как двигаться к этим целям, работая с такими детьми?Участники третьего педсовета сразу взялись за решение проблемы сосуществования в одном классе одаренных и отстающих детей, попытались определить, что такое одаренность и в чем заключается отставание, предложили конкретные способы работы с такими детьми и наметили перспективы, как будет выглядеть школа, если отношение к проблемным детям изменится. Фрагменты дискуссии позволяют об этом судить.Олег Катренко:- Необходимо четко разграничить прилежание в обучении и понятия «талант», «способности». В каждом ребенке есть способности, которые надо пробуждать и развивать даже при единстве программ, учебников.Вести работу нужно как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Предлагаю разноуровневые задания. Классные, домашние работы в зависимости от возможностей, потребностей детей. Причем внеурочная деятельность – это интеграция дополнительного и основного образования. В нашей школе существует такая форма работы, как клуб исторической реконструкции. И еще важна консолидация с психолого-педагогической службой школы.Анна Шелия:- Одаренность может быть избирательной. Необходимо сконцентрировать усилия на работе педагогов. Понятно, почему педагоги неохотно идут на это. Сказываются недостаток личного опыта, неготовность работать с такими детьми. В обществе ощущается нехватка социального опыта общения с детьми, у которых существуют различные особенности в развитии.Юлия Симакова:- Распознать одаренность и проблемы помогут психолог, научно-исследовательские центры. Но что делать мне, учителю, здесь и сейчас? Я могу создать комфортное пространство, это очень важно в школе. Многое зависит от того, как дети видят себя, что они думают о том, как их представляют окружающие.Алексей Рубин:- Сейчас в Сети учителя с родителями обсуждают содержание образовательной деятельности. Я всегда отмечаю в группе в социальной сети внеклассные успехи детей, которые не очень успешны в учебной деятельности.Я вижу проблемы детей, которые испытывают недостаток внимания со стороны родителей, вместо общения они получает игрушки. И, кстати, у многих современных малышей нет любимой игрушки. К сожалению, это означает, что они не умеют любить.Ольга Рычкова:- В больших школах детей делят на классы, отдельно обучают одаренных и отдельно – отстающих. Я учитель небольшой школы, я не делю детей. Отвечая на вопрос обсуждения «Что делать?» – я могу ответить: «То же, что и всегда».В западных странах дети с различными особенностями учатся вместе, главная цель – развитие толерантности. Там наказывают только за проявления агрессии.Одаренный ребенок тоже может стать жертвой. Ведь каждый учитель стремится его нагрузить, завлечь в свой факультатив.В отношении отстающих первое действие – выяснять причины отставаний, от этого будет зависеть, как работать с учеником дальше. Отстающий ребенок – это школьник, который еще себя не нашел. Нельзя резко делить детей на одаренных и отстающих.Дмитрий Гущин:- Нет ли лишней нагрузки на детей?Олег Катренко:- В Царскосельском лицее проблема отстающих решалась просто. Учитель должен был помогать им и не начинать новой темы, пока весь класс не поймет. Были важны воспитательный аспект, вся атмосфера учебного заведения. Даже дорожки в саду должны соответствовать тому, чему мы учим своих детей.Если я ставлю двойку, то не им, а себе.Дмитрий Гущин:- В Царскосельском лицее был неуспевающий по некоторым предметам ученик Саша. Надо было обучать его науке, в которой он не успешен?Юлия Симакова:- Нет уникального рецепта. Мы заострили внимание на отстающих учениках. А одаренные дети требуют не меньше внимания.Алексей Рубин:- Надо детей еще в начальной школе делить по склонностям в разных областях знаний.Анна Шелия:- Учитель должен увидеть каждого ученика в классе, индивидуализировать школьников. Есть троечники, есть блестящие отличники, надо учитывать это.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте