search
main
0

По дороге в рай. Героям отечественного кино сначала нужно пройти через ад

​Подошел к концу торжественно объявленный на государственном уровне Год российского кино. В прокат вышло более 100 отечественных картин. В десятке успешных кинорелизов 2016 года также «Коллектор», «28 панфиловцев», «Экипаж», «Хороший мальчик», «День выборов-2». Авторское кино по-настоящему мощно представили, пожалуй, только «Монах и бес» Николая Досталя, «Ученик» Кирилла Серебренникова, о которых мы уже писали, и «Рай» Андрея Кончаловского, получивший «Серебряного льва» за режиссуру на Венецианском кинофестивале этого года.

«Рай». Андрей Кончаловский. Производство – DRIFE Productions, Продюсерский центр Андрея Кончаловского при поддержке телеканала «Россия» и Министерства культуры РФ.Кончаловский собрал международную команду, чтобы кропотливо, в мелких бытовых подробностях воссоздать мир Европы, переживающей Вторую мировую войну. Режиссер пытается понять, почему милые, в сущности, люди мечтают о рае на Земле для всех и опрокидывают цивилизованный мир в ад войны и военных преступлений.В фильме нет ужасов войны – все буднично, жизнь течет своим чередом. Полицейский-коллаборационист Жан завтракает в кругу семьи, обещает сводить сына в цирк, гуляет с ним в лесу, а потом едет в участок и разбирает дела арестованных борцов сопротивления и не забывает под вопли пытаемых заказать секретарше продуктовый пакет. Офицер СС Хельмут занимается продажей недвижимости, раздает вещи умершей матери прислуге, а потом выслушивает доверительные слова Гиммлера о мечтах фюрера поскорее закончить войну, нужно только навести порядок в концлагерях. И во власти этих милых людей оказывается хрупкая аристократка Ольга, совсем не готовая к борьбе.«Психи». Режиссер Алексей Китайцев. Производство – кинокомпания «Студия Продюсерского Кино» при поддержке Министерства культуры РФ.Герои картины – участники молодежной группировки, называющие себя фашистами. Но режиссер показывает их не как полное зверье без мозгов, готовое лишь повторять навязанные им лозунги. Нет, это вполне нормальные и в чем-то даже симпатичные парни (особенно основной персонаж – Рэбел), и все происходящее для них скорее игра, нежели серьезная, взрослая жизнь. И только когда дело принимает совсем нешуточный оборот, до них наконец начинает доходить, что речь уже идет о жизни и о смерти, о долге и о правильном выборе.«Идея этого фильма взята не из воздуха, у всех основных персонажей есть прототипы, к сожалению, некоторых из них уже нет в живых, – признался Алексей Китайцев. – Сегодня есть термин «гламурный фашизм» – замена политики эстетикой. Копируя внешнюю атрибутику и поверхностные лозунги, молодые люди не задумываются о сути идей национал-социализма, но это затягивает, и получается, как в старой пословице: назвался груздем – полезай в кузов.«Хороший мальчик». Режиссер Оксана Карас. Производство – «2Д Целлулоид» при поддержке Министерства культуры РФ.«Хороший мальчик» – фильм абсолютно безобидный и отрицательных эмоций не вызывает. Единственная беда – в нем все ненатуральное, начиная от карикатурной семьи главного героя – 14-летнего Коли Смирнова – и заканчивая школой, учениками и остальными персонажами этого полуфарса. Старшеклассник Коля живет с полусумасшедшим папой, полуистеричной мамой и ничем не выдающимся старшим братом. Коля, как нам уже пояснили из названия, мальчик хороший, поэтому он старается всем помогать, поступать по совести.Кроме того, в истории так или иначе задействованы: маньяк, писающий на людей; хулиган, который держит в страхе всю школу; учитель-танцор, так же, как и главный герой, влюбленный в учительницу английского; добрая, но глуповатая жена директора школы; школьный завуч, по совместительству преподающая школьникам танцы. Все эти персонажи рассыпаны по картине, как части пазла в коробке, и соединяться в единое целое упорно не хотят. Только вроде бы сложился один сюжет, как режиссер вдруг неожиданно выкидывает некое странное коленце, опять перемешивает эти пазлы, вызывая у внимательных и добросовестных зрителей недоумение. Впрочем, народу (ну какой-то его части) нравится! Главное ведь, что фильм, как любят говорить чиновники, позитивный…«Ке-ды». Режиссер Сергей Соловьев. Производство – студия Сергея Соловьева «Линия кино».Все фильмы Сергея Соловьева, по сути дела, о том, что жизнь наша, конечно, сложна и порой крайне неприятна, но, к счастью, есть в ней и одна несомненная прелесть: если найти близких себе по духу людей, пусть чудиков, пусть не совсем нормальных в общепринятом смысле, то существование становится более-менее сносным и все невзгоды можно пережить. Вот и в «Ке-дах» подобралась такая компания, состоящая из призывника Саши по кличке Джаггер, девушки Амиры и ее сына-аутиста Мити, ну и еще парочки примкнувших к ним персонажей.Когда назойливые журналисты мучают режиссера вопросом, о чем же все-таки его новый фильм, он невозмутимо отвечает: «Про кеды». Ответ единственно верный, ибо имеющий глаза все увидит и так, а человек разумный будет еще и в состоянии сам интерпретировать увиденное. Как говорит сам Сергей Соловьев: «Искусство – одно из самых бессмысленных дел на земле, как полет бабочки. Зачем оно нужно? Не знаю. Но от присутствия в нашей жизни искусства становится лучше жить. Это я знаю точно».«Коллектор». Режиссер Алексей Красовский. Производство – «Паприка Продакшн».Для того чтобы на такой камерный фильм (один артист, одна декорация), как «Коллектор», пошел зритель, нужны мощная актерская игра и классная идея. И то и другое у картины есть. Автору сценария и режиссеру ленты Алексею Красовскому («Откровения», «Цена жизни», «Военный госпиталь») идея пришла во время прохождения им гастроскопии, весьма болезненной и неприятной процедуры: его врач отвлекся на телефонный звонок, и режиссер представил себе, что это звонит его кредитор, чтобы заставить помучиться и вынудить отдать долг. Так выстроилась история – перед нами один рабочий день коллектора Артура, который виртуозно выбивает долги из клиентов банка не силой, а только психологическим воздействием. Но в конце дня он превращается из охотника в добычу. Режиссер мастерски выдерживает паузы и поддерживает напряженность сюжета, так что этот психологический триллер не отпускает зрителя до финала.Константин Хабенский с вызовом – сыграть в одиночку, все остальные персонажи за кадром, мы слышим только их голоса в телефоне – справился блестяще. Вначале мы видим циничного профессионала, который не брезгует в своей работе ничем, в том числе откровенным обманом, например, объявить должнику, что его дочь беременна. Артур явно получает удовольствие от сознания своей власти над людьми, ведь он досконально изучает подноготную своих клиентов и умело использует ее для шантажа по телефону. Никаких вопросов о допустимости подобной тактики – только голый профессионализм. Но после звонков жены одного из должников, который покончил с собой, уверенность героя в том, что он все делает правильно, начинает колебаться. Не из-за мук совести, а из-за того, что сам оказался на месте своих жертв – женщина «слила» в Интернет видеокомпромат с его участием. Подделка это или нет, босса Артура и его коллег не волнует, нашего профи увольняют, но он отказывается уйти из офиса, пока не разберется в ситуации.Каково чувствовать себя загнанным в угол? В герое Хабенского начинают проглядывать человеческие черты, и он впервые по-настоящему задумывается, нравится ли ему его жизнь. Хороший вопрос для каждого из нас.Наш опросКакой(ие) фильм(ы) отечественного производства 2016 года произвел(и) на вас самое сильное впечатление?Максим ИВАНОВ, учитель истории и обществознания, Петрозаводск:- Хочется сказать «браво!» Константину Хабенскому за «Коллектора». Нельзя не отметить и смелое и актуальное кинополотно «Ученик». Впечатлил также «Тряпичный союз», потому что это драмеди, а с ними у нас в стране напряженка.Мария ЛЕБЕДЕВА, учитель начальных классов, Великий Новгород:- Фильм «Экипаж» с Данилой Козловским. По спецэффектам боевик уровня Голливуда, а по внутреннему ощущению близкий к первому «Экипажу», еще советскому… Хорошо будет, если новое российское кино сохранит лучшие ценности нашего прошлого.Ирина СМИРНОВА, учитель русского языка и литературы, Москва:- Я с удовольствием посмотрела «Ке-ды» Сергея Соловьева, режиссер как будто и не постарел со времен любимой мною «Ассы». У него все такие же странные, забавные, стильные персонажи и классная современная музыка.Кино обозревали Александра ИВАНОВА, Светлана КОЗЛОВА, Татьяна ЕФЛАЕВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте